Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ КАК СПОСОБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ……………………………………………………...5
1.1 Анализ понятия «досуг» в психолого-педагогической литературе………..5
1.2 Виды досуговых программ для детей подросткового возраста……………9
1.3 Социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ НА ПРИМЕРЕ МАОУДО «ЦДТ «ПРИКУБАНСКИЙ»»…………………………………………………...19
2.1 Анализ культурно-досуговой деятельности МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский»»………………………………………………………………..19
2.2 Разработка проекта «Искусственный интеллект»…………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема интеллектуального развития детей всегда была и остаётся важнейшей задачей образования.
В подростковом возрасте интеллектуальное развитие детей особенно важно.
О.Е. Лебедева подчеркивает: «Особое место в развитии интеллекта детей отводится многочисленным социально-культурным учреждениям, а также системе дополнительного образования. Именно в досуговых центрах и комплексах в последнее время созданы инновационные и экспериментальные площадки, где у детей есть возможность правильно выбрать занятия, само реализовываться и общаться» [15].
Актуальность курсовой работы заключается в том, что одной из важнейших задач современного общества является решение проблемы того, как дети организовывать своё свободное время, проводить интересно и полезно свой досуг. Поэтому правильная организация свободного времени ещё в детстве является важным фактором интеллектуального развития.
С.А. Ломовская и Е.С. Синогина считают, что «во многом досуг определяет то, насколько качественно пройдет приобщение к культуре молодого человека и его интеграция в современное общество» [5, с. 159]. Это связано с тем, что различные увлечения и предпочтения подростков, а также выбор ими той или иной компании, в которой они проводят свое свободное время, оказывают действенное влияние на развитие их личностных качеств.
Степень разработанности проблемы. Отечественные педагоги и психологи придают большое значение организации досуга в своих научных работах: Г.А. Аванесова, А.Д. Жарков, А.В. Соколов, И.Л. Смаргович, Ю.А. Стрельцов, И.А. Черников, Н.Н. Ярошенко и др. [1, 10, 19, 22, 24, 28, 30].
Исследованиями интеллекта занимались многочисленные зарубежные ученые и психологи, в том числе А. Бине, Дж. Кеттелл, Г. Айзенк и другие.
Объект исследования: досуговая программа как средство интеллектуального развития подростков.
Предмет исследования является интеллектуальное развитие подростков в культурно-досуговой деятельности.
Цель исследования: изучение культурно-досуговой деятельности в системе интеллектуального развития подростков и разработка проекта «Искусственный интеллект».
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «досуг» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить виды досуговых программ для детей-подростков.
3. Выявить социально-психологические особенности культурно-досуговой деятельности подростков.
4. Охарактеризовать культурно-досуговую деятельность МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский»».
5. Разработать проект «Искусственный интеллект» для подростков в возрасте 14-16 лет.
База исследования: МАОУДО «ЦДТ «Прикубанский».
Методы исследования:
- общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение;
- социологические методы: анализ социологической и управленческой документации.
Структура курсовой работы соответствует целям и задачам исследования и состоит из введения, двух глав (5 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы (31 наименования).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ КАК СПОСОБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Анализ понятия досуга в психолого-педагогической литературе
Первоначально рассмотрим организацию и проведение культурно-досуговой деятельности подростков в зарубежных странах и России.
Н.Н. Ярошенко отмечает: «Сегодня степень культурного развития в западных странах, в целом, измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения» [30].
Европейская модель имеет более сбалансированный баланс функций и больше внимания уделяется духовному развитию личности.
В модели США внимание уделяется развлекательной функции. Именно в США возникло и получило развитие такое явление, как социокультурное аниматорство. Суть его заключается в придании досуговой деятельности образовательного акцента.
Досуговая модель СССР имела неоспоримые преимущества. Ей были присущи такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и их чрезмерную идеологизацию.
Модель досуга современной России можно считать переходной. Она в значительной степени переняла американскую и европейскую модели, еще не имея материальных и финансовых возможностей для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает старой советской. Например, учебно-воспитательная функция фактически сведена к нулю, уменьшилась роль творческой и развивающей функции. И сила любой национально-региональной модели досуга заключается, прежде всего, в балансе ее функций и во внимании, уделяемом национальным историческим особенностям страны или региона.
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет имеющегося у них позитива – стремления превратить досуг в пространство для личностного развития, реализации своих творческих возможностей. Хотя на практике это не всегда возможно сделать. Коммерческий сектор диктует свои условия [13].
Есть множество определений данного понятия, но все они сводятся к тому, что до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг в современном понимании отождествляется со свободным временем, он помогает расслабиться, посвятить себя различным увлечениям, участвовать в культурных и художественных мероприятиях [21, с. 45].
По словам О.Д Дашковской, «досуг является объектом исследования довольно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., что придает особое значение пониманию этого понятия» [8].
С.А. Ломовская и Е.С. Синогина определяют досуг как «сферу человеческой деятельности, которая присутствует практически в каждом современном обществе, являясь основным источником развлечений и отдыха» [16, с. 158].
И.А. Черников считает, что «досуг – это особое пространство и особое средство личностного развития» [29].
Стрельцов Ю. А. отмечает, что «досуг – это «остающаяся у человека часть внерабочего времени за вычетом различного рода непреложных, необходимых расходов» [24, с. 178].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации: учеб. пособие. – М. : Аспект Пресс, 2016. – 236 с.
2. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности : учебник / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. – Москва : Академия, 2011. – 192 с.
3. Бурмистрова, Е. В. Методика организации досуговых мероприятий : учеб. пособие для СПО / Е. В. Бурмистрова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 150 с.
4. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. [Текст] – М. : 2016. – 483 с.
5. Гимазетдинова, О.В., Крючек В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков : Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. – 218 с.
6. Гойфман, О.Я. Организация и проведение мероприятий : Учебное пособие / О.Я. Гойфман. – М. : Инфра-М., 2018. – 136 с.
7. Гриценко, Н.А. Методика подготовки и проведения различных форм культурно-досуговых мероприятий : учебно-методическое пособие для средних специальных учебных заведений культуры и искусства / Н.А. Гриценко. – М. : 2019. – С. 88.
8. Дашковская, О.Д. Организация и проведение досуговой деятельности / О.Д. Дашковская. – Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2019. – С. 27.
9. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : Учебное пособие /И.Н. Ерошенков. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
10. Жарков, А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность : Учебник / А.Д. Жарков, В.М. Чижикова – М. : МГУК, 2018. – 461 с.
11. Искусственный интеллект. Элективный курс : учебное пособие / Л. Н. Ясницкий. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 197 с.: ил. https://moe-online.ru/news/byd-v-kurse/1142181
12. Кокка, Ж. В., Лихачева Л.С. Игровые формы досуговой деятельности подростков / Кокка Ж. В., Лихачева Л. С. // Человек в мире культуры. – 2016 – № 3. – С. 15.
13. Культурно-досуговая деятельность за рубежом – составная часть социокультурного процесса. – 2013. – [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-deyatelnost-sostavnaya-chast-sotsiokulturnogo-protsessa.
14. Куприянов, Б. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра: практическое пособие / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. – 2-е изд., испр. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 215 с.
15. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей : Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 256 с.
16. Ломовская, С.А., Синогина Е.С. Особенности досуга современной молодежи // Материалы международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет». – Екатеринбург, 2021. – Ч.4. – С. 158-161.
17. Маслова, Е.Г., Шакирова Э.Ф. Влияние досуга на социализацию современной молодежи. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Ульяновск : Издательство: «Зебра», 2019. – С. 103-107.
18. Немов, Р.С. «Практическая психология» / Р.С. Немов. – М. : Издательство «Владос», 2020. – 631 с.
19. Соколов, А.В. Привлечение населения к организации досуга детей и подростков по месту жительства / А.В. Соколов. – М. : 2014. – 120 с.
20. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности. – СПб. : СПбГУП, 2013. – 204 с.
21. Словарь-справочник организатора деятельности досуга / Сост. Н.В. Кравченко. – Нижний Тагил, 2015. – 44 с.
22. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович. – Минск : БГУКИ, 2013. – С.136.
23. Стеббинс, Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социальные исследования. – 2010. – № 7. – С. 64-72.
24. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга / Ю.А. Стрельцов. – М. : 2013. – 296 с.
25. Теория, методика, практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников: по материалам работ профессора С. А. Шмакова: справочник / [редкол.: Ю. Н. Таран и др.]. – Липецк: [б. и.], 2008. – 349 с.
26. Ухтинская, М.В. Туристско-экскурсионная деятельность организации досуга подростков / Ухтинская М.В. // Вестник СПбГУК. – 2012. – № 3. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-ekskursionnaya-deyatelnost-v-organizatsii-dosuga-podrostkov.
27. Хигир, Б. Ю. Исторические корни народных праздников и примет / Б. Ю. Хигир. – Москва : Амрита-Русь, 2012. – 191 с.
28. Черников, И.А. Педагогика досуга как направление в современном социокультурном образовании и воспитании // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25. – №188. – С. 132-138.
29. Черников, И.А. Современный досуг: между свободой и потреблением // Вестник МГУ культуры и искусств. – 2019. – № 5(91). – С. 111-120.
30. Ярошенко, Н.Н. Понятие «цивилизация досуга» в контексте зарубежных социокультурных исследований // Вестник МГУ культуры и искусств. – 2019. – № 5(91). – С. 92-101.
31. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития // Вестник МГУ культуры и искусств. – 2018