Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нормативных документах, касающихся школьного образования, государство уделяет первостепенное внимание подготовке выпускника школы к успешному вступлению в общество, а также формированию его способностей и готовности.
Учитель является одним из субъектов образовательной деятельности. Но чаще всего он ориентирован только на конечные результаты знаний и умений учащихся, которые выражаются на балах ЕГЭ.
В современном российском обществе существует противоречие между повышенным уровнем востребованности современного человека, условиями жизни в обществе и уровнем социально-психологической и практической подготовки выпускника школы, который отстает от этих требований. Эти противоречия проявляются как в рамках всей системы школьного образования, так и в отношении преподавания каждого предмета обучения. Поскольку предмет «иностранный язык» является обязательным в российской системе школьного образования, многие из перечисленных выше противоречий и проблем также связаны с ним. Ориентация всей системы школьного образования на создание условий для того, чтобы стать свободным, развитым и культурным человеком, способным жить и изменять постоянно меняющийся мир, также требует изменения общих подходов, целей, содержания и методов обучения по каждому предмету образования.
Личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личностного потенциала каждого учащегося, является таким общим подходом в образовании, который направлен на полноценное развитие всех сторон его личности и предмета в процессе социализации.
Ключевые положения личностно-ориентированного образования рассмотрены в работах В. В. Серикова, В. В. Бондаревской, В. С. Ильина, В. И. Слободчикова, А. П. Тряпицыной, Р. Дрейвера, Дж. Найсбитта, М. Полани, Дж. Шваба и др.
Психологи рассматривают активное и осознанное вовлечение подрастающего человека в различные виды деятельности и общения, в процессе которых большое значение имеет формирование самосознания, формирование ориентации личности, культуры и мировоззрения, приобретение культурно-исторического опыта, важнейших условий формирования личности. Чтобы школа стала пригодной для моделирования в учебном процессе, эти условия должны быть подвергнуты методологической интерпретации.
Актуальность нашей работы заключается в том, что с ростом числа детей, обладающих языковыми навыками, разработка подходов к их обучению в условиях средней школы остается недостаточной.
Объектом данного исследования является процесс обучения личностно-ориентированного обучения иностранному языку.
Предметом данного исследования являются приемы работы с лингвистически одаренными детьми при обучении английскому языку в рамках личностно-ориентированного обучения.
Цель нашей работы – теоретическое обоснование приемов личностно-ориентированного обучения лингвистически одаренных школьников на уроках английского языка.
1. Рассмотреть сущность личностно-ориентированного обучения;
2. Описать особенности организации личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка;
3. Рассмотреть особенности лингвистически одаренных школьников;
4. Представить приемы личностно-ориентированного обучения лингвистически одаренных школьников на уроках английского языка.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
Практическое значение этого исследования заключается в том, что материалы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы для изучения в общеобразовательных учреждениях, студиях изучения иностранных языков и на уроках иностранных языков.
Теоретическое значение этой работы заключается в конкретном вкладе, который мы внесли в область педагогики, исследуя способы работы с детьми с выдающимися способностями.
Глава 1 Теоретические предпосылки реализации личностно-ориентированного обучения на уроках английского языка
1.1 Сущность понятия «личностно-ориентированного обучения»
Педагогика рассматривает личностный подход как этикогуманистический феномен, утверждающий идеи уважения личности ребенка, партнерства, сотрудничества, диалога, индивидуализации образования. Научное представление о личностно-ориентированном образовании имеет разную концептуально понятийную структуру (В.В.Сериков, С.В.Белова, В.И.Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В.Зайцев, Б.Б.Ярмахов, Е.В.Бондаревская, Н.А.Алексеев, А.В.Зеленцова, И.С.Якиманская, С.А.Комиссарова, А.А.Плигин, А.В.Вильвовская, М.М. Балашов, М.И. Лукьянова и др.) [4].
В.В. Сериков выделяет три основные области в различных интерпретациях личностно-ориентированного подхода [15]:
1. Личностно-ориентированный подход - это общее гуманистическое явление, основанное на уважении прав, достоинств ребенка при выборе образовательного маршрута, учебной программы, учебного заведения.
2. Личностно-ориентированный подход - это цель, программа педагогической деятельности, основанная на желании воспитать личность.
3. Личностно-ориентированный подход - это особый вид обучения, основанный на создании определенной системы образования, которая запустит механизмы функционирования и развития личности.
В основу личностно-ориентированной образовательной модели, разработанной В.В. Сериковым, легли идее С.Л. Рубинштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. По мнению ученого, личностно-ориентированное обучение - это не формирование личности с определенными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций учащихся [14].
Соответственно, главная цель образования - личность, а не то, что можно от нее получить.
Личностно-ориентированный подход в концепции В.В. Серикова понимается как совокупность основных принципов [15]:
1) Этический и гуманистический принцип общения учителя и ученика, то, что можно назвать «педагогическое сотрудничество»;
2) принцип свободы личности в процессе обучения, выбора ее приоритетов, формирования личного опыта;
3) принцип индивидуальности в образовании как альтернатива коллективному обучению;
4) Построение педагогического процесса (с конкретными целями, содержанием, технологиями), направленного на развитие личностных качеств личности и ее самосовершенствование.
Основным условием реализации личностно-ориентированного подхода и, соответственно, условием проявления личностных способностей ребенка в образовательном процессе ученый считает создание «личностно-утверждающей» или «личностно-ориентированной» ситуации (образовательной, познавательной, жизненной): «Существует только один способ реализации личностного подхода в обучении - это сделать обучение сферой самоутверждения личности. Лично одобряющая ситуация - это та, которая мобилизует силы собственного развития» [1, c. 55].
Личностно-ориентированная педагогическая ситуация - центральное понятие в концепции В.В. Серикова - понимается как особый педагогический механизм, ставящий ученика в новые условия, преобразующие привычный ход его жизни, требующие от него новой модели поведения; перед этим - рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации» [14, с.89]. Личностно-утверждающая ситуация может включать в себя ее основные составляющие: моральный выбор; самостоятельно поставленные цели; реализация роли автора образовательного процесса; препятствия, требующие проявления воли; чувство собственной значимости; самоанализ и самооценка; отказ от прежних взглядов и принятие новых ценностей; осознание своей ответственности.
Как считает В.В. Сериков, именно в этом случае формируется субъективный опыт ученика. Кроме того, без создания различных типов таких ситуаций невозможно реализовать личностно-ориентированный подход.
Говоря о создании личностно-ориентированной ситуации, мы не должны забывать, что одним из основных инструментов, способствующих реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, является личный опыт учащегося, то есть осмысленный опыт поведения в жизненной ситуации, требующий реализации личностного потенциала личности. проявление как личности.
Анализ таких работ В.В. Серикова, как «Образование и личность», «Личностно-ориентированное образование», «Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии», доказал, что создание личностно-ориентированной ситуации, требующей обращения к личному опыту учащегося на уроке, является основой для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении [14].
Концепция личностно-ориентированного обучения и концепция реализации личностно-ориентированного подхода Е. В. Бондаревской несколько отличается от концепции В. В. Серикова [4]. Она основана на принципе культурного интеллекта, который включает в себя определение взаимосвязи между культурой и образованием как средой, которая воспитывает человека, а также взаимосвязь между воспитанием и развитием ребенка как культурного человека.
Суть этой концепции заключается в том, чтобы рассматривать образование как часть культуры и как основную цель образования. По словам Е.В. Бондаревской, это становится воспитанием культуры человека. Это означает, что основной метод в разработке такого образования должна быть культурный подход. Компоненты культурных исследований в личностно-ориентированном воспитании следующие: относиться к ребенку как к предмету жизни, быть способным к культурному самосовершенствованию; отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой; отношение к воспитателю как к посреднику между ребенком и культурой, образование как культурный процесс; относиться к школе как к целостному культурному и образовательному процессу в пустоту.
В условиях применения такого подхода личностные качества несколько меняются. И.В. Бондаревская заменяет понятие «личность» понятием «человек культуры» характеризует его, исходя из гуманистических и духовно-нравственных позиций:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216с.
2. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. уч. заведений. / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; под ред. Лейтеса Н.С. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Фолио-Плюс, 2001 – 336 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская — М.: Московский институт открытого образования, 2005 — 176 с.
4. Бондаревская, Е.В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория / Е.В. Бондаревская // Шк.Духовности,1999, №5, с. 41-66.
5. Гарбузова, И. В. Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка / И. В. Гарбузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14492/ (дата обращения: 01.12.2022).
6. Делягина, Л. К. Методика преподавания английского языка одаренным детям в концепции ускоренного бакалавриата / Л.К. Делягина. — Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, НИУ, 2014. — 23 с.
7. Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507 // Под редакцией Плигина А.А. М: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004, выпуск № 43.
8. Кэрролл, Дж.Б. Способности к иностранным языкам / под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха Дж. Б. Кэррол // Психологическая энциклопедия. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003 – С. 571-572.
9. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии, Ростов на Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 288с.
10. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148с.
11. Лейтес, Н.С. Возрастной подход к проблеме детской одаренности / Н.С. Лейтес // Основные современные концепции творчества и одаренности. – 1997 – №3. – С. 57-66.
12. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И.С. - М.:КСП+, 2001. - 128 с.
13. Сергеева, Т.Ф. Система работы с одарёнными детьми: теория и практика / Т.Ф. Сергеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 – 286 с.
14. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос»,1999. - 272с.
15. Сериков, В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с.
16. Шех, Т.В. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников иностранному языку / Т.В. Шех // Концепт. 2011. №2 квартал 2011 (апрель-июнь) (02). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-shkolnikov-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 01.12.2022).
17. Щебланова, Е. И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008–212 с.
18. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
19. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь,2000. - 112с.
20. BUZAN, T. (Tony Buzan website. http://www.tonybuzan.com/about/mind-mapping/ (дата обращения: 30.11.2022.).