Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональное выгорание - одно из проявлений личностного деформирования, и изучение его особенно актуально для профессиональных действий, связанных с длительным интенсивным межличностным взаимодействием, характеризуемым высокой концентрацией эмоциональной насыщенности или когнитивного труда. Педагогическая профессия является одной из самых распространенных социально-ориентированных профессий, которая более подвержена эмоциональному разрушению и менее защищена от его последствия.
Сегодня сложные экономические и психологические проблемы и снижение уровня престижа педагогической профессии делают труд педагогов весьма эмоциональным и напряжённым[4]. С ростом педагогического опыта учителей физическое и психическое здоровье ухудшается. Таким образом, успех в этом профессиональном направлении начинает зависеть, кроме эффективности учебного и качественного воспитания школьников, от сохранения душевного здоровья педагогов и удовлетворенности результатами педагогического труда.
По сложившимся условиям, типу деятельности, эмоциям и волевым составляющим, физическому состоянию организма в настоящее время, типу темперамента, приоритетам, целям, мотивам и так далее, индивидуальные оценки времени могут быть разными. Чем точнее представление о времени у педагогов, умение выставлять перспективные цели, задачи и реализовать их, основываясь на профессиональном опыте, активно сотрудничать с участниками процесса образования, тем более успешна и эффективна сама профессиональная работа.
Целью нашего исследования является выявление особенностей восприятия времени работниками сферы образования с выраженными признаками эмоционального выгорания.
Гипотеза исследования: могут существовать значимые взаимосвязи эмоционального выгорания и временной перспективой у педагогов.
Задачи исследования:
1.Провести анализ понятия восприятия времени;
2.Определить взаимосвязь педагогической деятельности и восприятия времени;
3. Выявить особенности эмоционального выгорания педагога;
4.Исследовать восприятие времени работниками сферы образования с выраженными признаками эмоционального выгорания.
Объект исследования: восприятие времени работниками сферы образования.
Предмет исследования: восприятие времени работниками сферы образования с выраженными признаками эмоционального выгорания.
Методы исследования:
- теоретический: анализ литературы по проблеме;
- эмпирический метод;
- сравнительный метод;
- статистический метод.
Методики исследования:
1. «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко;
2. Опросник временной перспективы Зимбардо.
Теоретическую и методологическую базу составляют взгляды и концептуальные идеи по исследованию эмоционального выгорания В. В. Бойко, В.Е.Орел, А.К.Осницкого, Т.И.Ронгинской, А.А.Рукавишникова, Т.В.Форманюк. Феномен восприятия времени в разных аспектах изучали: Л.Я.Беленькая, А.К.Болотова, Е.И.Головаха, Ф.Зимбардо, Х.Эренвальд и др.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для проведения профилактических мероприятий по сохранению здоровья педагогов.
База исследования: МКОУ Чулымский лицей Новосибирской области.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ РАБОТНИКАМИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ С ВЫРАЖЕННЫМИ ПРИЗНАКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Понятие восприятия времени
В толковом словаре И. М. Ожегова понятие время имеет не одну трактовку: «1) объективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2) продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами» [23]. Исходя из первого определения - время есть философская категория - понятие предельно общее, фундаментальное, отражающее существенные связи и отношения действительности и познания.
«Восприятие времени — образное отражение таких характеристик явлений и процессов внешней действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира участвуют различные анализаторы, из коих самую важную роль при точном различении промежутков времени играют ощущения кинестетические и слуховые» [3]. Индивидуальное восприятие длительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, совершаемой в это время, и от состояний эмоциональных, порождаемых в ходе деятельности (Джемс У., Лурия А. Р., Рубинштейн С. Л., Вайнштейн Л. А.).
Восприятие времени человеком изучено гораздо меньше восприятия пространства человека. Это потому, что пространственная характеристика очень наглядна, реальна и может быть применена к экспериментам. В современной научной картине мира время и пространство связаны друг с другом с материальным телом, поэтому временные изменения могут быть предсказаны изменением физических состояний материальных тел. По временным характеристикам, как реально существующим, люди могут судить только по некоторым признакам о «течении времени».
Получается своеобразный парадокс. Чтобы заметить, что прошел день, нам достаточно увидеть смену солнца и луны, однако, чтобы эти изменения на самом деле произошли, время необходимо должно идти (Молчанов Ю. Б.).
Самая простая форма восприятия времени у человека — восприятие собственных «биологических часов», которые содержат такие характеристики, как длительность и последовательность. Практически у всех живых существ на планете состояние функциональных систем ритмично изменяется. Это легло в основу биологической гипотезы восприятия времени Х. Хогланда. У человека более 100 разных физиологических параметров меняются с периодом в 24 часа. Эти суточные колебания могут сохраняться как при отсутствии каких-либо внешних факторов (эксперименты, проведенные в подземных бункерах, где человек был изолирован от внешней среды), так и внутренних (например, лишение сна). Сам человек не способен досконально отслеживать параметры собственного тела и не нуждается в этом.
Многочисленные эксперименты на животных позволяют выявить глубинные стороны этого вопроса, а что касается поверхностных — люди отлично способны сориентировать свою жизнь во времени, используя знания о сутках, временах года и т. д. Например, деление на «сов» и «жаворонков» зависит от согласования оптимального физиологического и психического бодрствования с циклом суток, по достижению которого тело человека готово к продуктивному функционированию. Следующая, более сложная ситуация, в которой человек воспринимает длительность временных промежутков, которую изучал советский психолог Д. Г. Элькин (к проблеме восприятия времени он обратился еще в 1940-х годах) — деятельность [20].
В зависимости от сложившихся условий, вида деятельности, эмоционально-волевой составляющей, физического состояния организма на данный момент, типа темперамента человека, приоритетов, целей, мотивов и т. д. индивидуальная оценка времени может быть разной. При оценке продолжительности деятельности, которая носила приятный характер людям свойственно преувеличивать временной интервал, а если деятельность была неприятная — преуменьшать его.
Карл фон Верордт сформулировал закон: «Когда люди оценивают длительность коротких промежутков времени, они обычно переоценивают их длительность, а когда оцениванию подлежат длинные промежутки — то недооценивают ее» [17]. Люди способны забывать о длительности и последовательности происходящих событий, а значит, в восприятии времени важную роль играет такой психический процесс, как память.
Восприятие прошлого, настоящего и будущего обеспечивает нормальное функционирование человека в обществе. С. Л. Рубинштейн считал, что вся человеческая жизнь, включая психологическое благополучие, зависит от осознания и возможности воспроизведения временной линии, состоящей из последовательно идущих причинно-следственных связей, воспоминаний, эмоционально окрашенных событий и перспектив на будущее (немаловажная роль уделяется воображению) [16].
Для того, чтобы человек мог ориентироваться во временных последовательностях, современный мир обладает множеством способов документировать всевозможные детали повседневной жизни, что с одной стороны открывает возможности более глубоко понимать и изучать факты, с другой – вызывая противоречия воспоминаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балонов, Л. Я. О функциональной специализации больших полушарий мозга человека в отношении восприятия времени / Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, Д. А. Кауфман, Н. Н. Николаенко // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. — Л.; АН СССР, 1980. — С. 119–124.
2. Беленькая Л.Я. К вопросу о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исследования по психологии восприятия. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1984.
3. Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г.Мещерякова, В. П.Зинченко. — ОЛМА-ПРЕСС СПб, 2003. — 672 с.
4. Болотова, А.К. Психология организации времени : учебное пособие для студентов вузов / А.К. Болотова. – М. : Аспект Пресс, 2006. – 254 с.
5. Бойко, В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. – СПб.: Питер, 2008. – 136 с.
6. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43 – 52.
7. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. – СПб. : Питер, 2009. – 464 с.
8. Желдоченко Л. Д., Мукаева А. Ш. Взаимосвязь профессиональных представлений и временной перспективы у педагогов разного возраста // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. №6 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-professionalnyh-predstavleniy-i-vremennoy-perspektivy-u-pedagogov-raznogo-vozrasta (дата обращения: 14.12.2022).
9. Желдоченко Л. Д. Психологические особенности профессиональной деформации педагога социального приюта: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: [Текст] / Л. Д. Желдоченко Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 22 с.
10. Зимбардо, Ф. Парадокс времени: новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. – СПб.: Речь, 2010. – 352 с.
11. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации: дис... канд. психол. наук. М., 2013.
12. Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Щелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 57-65.
13. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический Журнал. 2008. Т. 29. № 4. C. 54–65
14. Михайлова А. В., Власова К. М. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ // Педагогическая перспектива. 2022. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-deformatsii-i-professionalnoe-vygoranie-pedagogov (дата обращения: 14.12.2022).
15. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст]: Психологические проблемы / Л.М. Митина – М.: Дело, 2014.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2005. – 589 с.
17. Сеньгибская, Е. А. Понятие восприятия времени в психологии / Е. А. Сеньгибская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 264-267. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68083/ (дата обращения: 13.12.2022).
18. Сырцова, А. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе / А. Сырцова, Е. Т. Соколова, О. В. Митина // Психологическая диагностика. – 2007. – № 1. – С. 85 – 105.
19. Цуканов, Б. И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта / Б. И. Цуканов // Психол. журн. — 1991. — Т. 12., № 3. — С. 38–44.
20. Элькин, Д. Г. Восприятие времени / Д. Г. Элькин. — М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 312 с. Бушов, Ю. В. Фазовые взаимодействия между ритмами ЭЭГ в изучении процессов восприятия времени / Ю. В. Бушов, М. В. Светлик //Бюллетень сибирской медицины. — 2014. — № 6. — С. 121–125.
21. Яницкий, М. С. Ценностное измерение массового сознания / М. С. Яницкий. – Новосибирск: СО РАН, 2012. – 237 с.
22. Zimbardo, P.G. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric / P.G. Zimbardo, J.N. Boyd // Journal of Personality and Social Psychology. – 1999. – № 77. – P. 1271-1288.
23. Толковый словарь Ожегова https://slovarozhegova.ru/?ysclid=lbol82yzay243163527
24. Развитие восприятия https://www.psychology-online.net/articles/doc-1341.html?ysclid=lbolckelqf759278895