Фрагмент для ознакомления
2
Развитие информационных технологий и средств связи изменило процесс общения и взаимодействия людей. По данным Центра изучения общественного мнения "ВЦИОМ", каждый третий пользователь социальных сетей в России (29% опрошенных) проводит в них более 3 часов в день, а среди представителей возрастной группы 18-24 года таких уже 72% .
Ограничение деятельности ряда зарубежных социальных сетей в России не оказало существенного влияния на время, проведенное в социальных сетях. Пользователи перешли в авторизованные социальные сети. Несмотря на популярность и узнаваемость существующих социальных сетей, постоянно появляются новые предложения в области цифрового общения пользователей.
Актуальность изучения новых социальных сетей объясняется необходимостью изучения такого социального явления, как виртуальное взаимодействие - взаимодействие в социальных сетях.
Проблемная ситуация заключается в том, что все больше и больше пользователей социальных сетей заменяют реальное общение и взаимодействие с другими людьми виртуальным общением. Но виртуальное общение, при всей его привлекательности и простоте реализации, не отвечает всем жизненным потребностям человека. Несмотря на это, социальные сети продолжают создаваться и развиваться, привлекая новых пользователей.
Целью работы является исследование новых социальных сетей, позволяющее выявить возможности для развития коммуникации и причины и факторы, влияющие на выбор пользователей.
Достижение цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты исследования социальных сетей: понятия и характеристики социальных сетей как средств коммуникации и виртуального взаимодействия пользователей;
2) провести обзор новых социальных сетей, набирающих популярность в России в 2022 году;
3) разработать и реализовать программу социологического исследования пользователей новых социальных сетей;
4) проанализировать полученные результаты и сделать вывод относительно факторов и причин выбора пользователей в отношении социальных сетей.
Объектом исследования выступают пользователи социальных сетей. Предмет исследования – предпочтения, причины и факторы, определившие выбор новых социальных сетей пользователями.
Деятельность в социальных сетях основана на удовлетворении важных для человека потребностей: признании, принадлежности к группе, профессиональном и личностном развитии, получении новой информации, активации и проявлении эмоций, а также самовыражении и самореализации. Это подтверждается результатами социологических исследований, проведенных такими авторами, как: А. А. Рыжова, Е. Ю. Сычев и другими. Кроме того, социальные сети формируют новый тип общения между людьми – опосредованное общение и взаимодействие. Исследователи, например, А. Г. Остапенко, Е. А. Шварцкопф отмечают, что социальные сети представляют угрозу психическому состоянию пользователей, поскольку формируют противоречие между ожидаемыми и реальными событиями и реакциями пользователей. Чем больше количество и разнообразие областей исследований в социальных сетях подтверждают актуальность и большой интерес исследований к этому явлению.
1 глава: Теоретические аспекты изучения социальных сетей
1.1.Понятие и характеристики социальных сетей
Современное общество и общение в нем уже трудно представить без виртуального пространства в целом и интернета и социальных сетей в частности. В то же время этот тип взаимодействия постоянно развивается. Так, в России самым популярным ресурсом является «Вконтакте", созданный Павлом Дуровым в 2006 году и уже в 2012 году ресурс входит в число лидеров в странах СНГ и в двадцатку лучших мировых сайтов этого профиля по статистике использования. Аудитории в 50 миллионов человек радиостанция достигла за 38 лет, телевидение - за 13 лет, Интернет - через 4 года. Согласно результатам исследования TNS в 2021 году, самыми популярными социальными сетями в России являются ВКонтакте, Одноклассники, LiveJournal.
Такие показатели вовлеченности людей в общение в Интернете не могут не оставить свой след в различных аспектах жизни человека. В. А. Сергеев выделил особенности общения в Интернете:
- виртуальность, посредством которой пространство, заданное различными методами, заменяет реальный мир;
- интерактивность, с которой социальная сеть способна адаптироваться к любому пользователю;
-сильное преобладание текстов, избыточность текстовой информации, которую, однако, каждый пользователь может контролировать в соответствии со своими предпочтениями;
- глобальность, указывающая на возможность саморегуляции своего пространства в социальной сети;
- креативность, благодаря которой пользователь может выбирать новые способы использования своей учетной записи;
- анонимность - возможность соблюдать конфиденциальность в виртуальном пространстве;
- хаотичность, то есть отсутствие четкой структуры и иерархии в интернет-сообществе
Понятие "социальная сеть" было сформулировано задолго до появления социальных сетей в том виде, к которому мы привыкли. В 1954 году была опубликована книга Джеймса Барнса под названием «Занятия и собрания в норвежском островном приходе», в которой социальная сеть упоминалась как система социальных взаимодействий, реализуемых в различных формах: двусторонние или односторонние социальные отношения .
Для появления социальной сети в современном понимании необходимо было создать компьютерное оборудование и каналы передачи данных. Итак, в 1971 году была создана система передачи данных, которая использовалась вооруженными силами США.
В 1988 году были разработаны протокол IRC и программное обеспечение для создания ретранслируемого чата в Интернете. Это позволило общаться в режиме реального времени с людьми, находящимися далеко друг от друга .
Первыми интерактивными средствами общения между пользователями интернета можно считать гостевые книги. Эволюция гостевых книг привела к появлению электронных досок объявлений. Эти места онлайн-общения были очень эффективными, позволяя пользователям общаться с центральной системой, где они могли загружать файлы или игры и отправлять сообщения другим пользователям. Распространение досок объявлений привело к появлению форумов. Которые позже превратились в блоги и интернет-газеты. Эволюция онлайн-форумов, блогов и газет привела к появлению социальных сетей. Социальная сеть - это частный случай сайта знакомств. Социальную сеть можно назвать расширенным форумом с расширенными функциями.
В 1995 году Рэнди Кондрас систематизировал данные о выпускниках и открыл доступ к этим данным, чтобы другие пользователи могли находить одноклассников или одноклассниц. Эта сеть называется Classmates.com, она существует сегодня. Российский аналог этой социальной сети - «Одноклассники".
В 2006 году Павел Дуров создает российский аналог Facebook-социальную сеть «ВКонтакте». Несмотря на то, что регистрация на платформе доступна резидентам со всего мира, там в основном русскоязычная аудитория. Это не мешает социальной сети с каждым годом увеличивать количество пользователей, обновлять функционал, становиться все более интересной и привлекательной, как для личного общения, так и для коммерческой деятельности .
В октябре 2010 года, пользователи интернета узнали о возможности обмениваться фотографиями в социальной сети. Эта сеть называлась Burbn, но нам она сейчас известная под другим названием . Ввиду политических разногласий на мировой арене, доступ к популярной ранее социальной сети российским пользователям заблокирован, а оставшиеся социальные сети, такие, как «Вконтакте», «Одноклассники», стремятся компенсировать отсутствие социальной сети, предлагая своим пользователям аналогичные функции и возможности.
Потребность в социальном взаимодействии является одной из основных человеческих потребностей. Поэтому, когда появился интернет, появилась новая форма социального взаимодействия – виртуальное общение.
Современные исследователи так определяют понятие социальных сетей
– социальная сеть – это виртуальное сообщество людей, организованное на основе информационно-цифровой платформы (Э.Н. Забарная, И.В. Куриленко);
– социальная сеть – это информационный ресурс, в котором пользователь получает возможность создавать собственный аккаунт, хранить личную информацию, распространять ее, взаимодействовать с другими участниками виртуального пространства (А.С. Дружникова);
– социальные сети – один из способов и инструментов социализации, позволяющий получать информацию, организовывать досуг, общаться с другими людьми, проявлять творческую активность (А.А. Шаповаленко);
– социальные сети – это инструмент информационного воздействия и манипулирования общественным сознанием, особенно, в социальных группах, у которых еще не сформировано критическое мышление (О.М. Шахмартова, И.В. Недошивина, С.А. Сашенков);
– социальные сети - это коммуникационное пространство, позволяющее формировать и развивать личный бренд или представлять интересы организации, работать с целевой аудиторией (С.В. Антоненко);
– социальные сети – это платформы для одновременного существования многочисленных социальных групп, в которых взаимодействие происходит с использованием технических средств и программного обеспечения (Л.А. Битков).
Обзор научной литературы позволил систематизировать характеристики социальных сетей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова Д.Д. Развитие социальной сети Instagram //Материалы Афанасьевских чтений. – 2020.– № 2 (31).– С. 36-40.
2. Аксёнова Д.Д. Становление социальной сети «Вконтакте» в России //Материалы Афанасьевских чтений. – 2020.– № 2 (31)–. С. 41-45.
3. Бурачевская К.Д., Кошелев А.А. Социальные сети как инструмент коммуникации: теоретико-методологический анализ // Тенденции развития науки и образования. – 2021.– № 75-2. –С. 76-78.
4. Вартанова, Е.Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы 52-й международной научно-практической конференции 17-19 апреля 2022 г. – 152 с.
5. Донюков И. «Россграм», ЯRUS и TenChat: российские альтернативы западным соцсетям – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rzn.mk.ru/social/2022/04/05/rossgram-yarus-i-tenchat-rossiyskie-alternativy-zapadnym-socsetyam.html, (дата обращения 23.05.2022)
6. Дужникова, А. С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования // Мониторинг общественного мнения. - 2022 -№ 5(99). - С. 238-251.
7. Дыжова А.А. Социальные сети в жизни современной молодежи: социологический анализ //Современная наука. – 2021.– № 6.– С. 64-67.
8. Жуликов С.Е., Жуликова О.В. Современные подходы к анализу социальных сетей // Гаудеамус. - 2021. - №20. - С. 200-202.
9. Игнаткина, В.В. Социальные сети в современном рекрутинге. - М.: Медиаскоп - 2021. - №2 - С. 32.
10. Истории самых популярных социальных сетей. Начало. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nachalo-journal.ru/article/istoriya-samyh-populyarnyh-socialnyh-setey, (дата обращения 23.05.2022)
11. Ластовкина Д.А. Социальные сети в структуре социального капитала: теория и практика исследования // Научная мысль.– 2021.– Т. 18.– № 4-1 (42).– С. 99-108.
12. Левин Л.М. Социальные сети: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. – 2019.– № 4.– С. 50-57.
13. Медиапотребление и активность в интернете. Аналитический обзор ВЦИОМ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/mediapotreblenie-i-aktivnost-v-internete / дата обращения 21.05.2022
14. Мельникова М.С., Яковлев И.П. Понятие «Социальная сеть» в социологических теориях и интернетпрактиках // Вестник СПбГУ. Язык и литература. - 2019. - №1. С. - 254-257.
15. Огнева, А. С. Социальные сети: понятие, виды, технологические возможности продвижения // Молодой ученый. — 2022. — № 9 (351). — С. 75-79.
16. Остапенко, А.Г., Шварцкопф Е.А., Остапенко А.А., Мирошниченко Т.Ю., Трубицын С.Д., Лантюхов Н.М., Бартенев А.Н. «Инфодемия» и социальные сети: индуцированные риски и шансы // Информация и безопасность.– 2020.– Т. 23.– № 2.– С. 235-244.
17. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2020. - №1 (113). - С. 132-137.
18. Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков // Социологическая наука и социальная практика. - 2022. - № 1. - С. 23-42.
19. Сычева Е.Ю. Управление электоральными коммуникациями в современных социальных сетях (социологический анализ) // Russian Economic Bulletin. – 2021.– Т. 4.– № 4. – С. 93-98.
20. Федорова Р. М. Влияние социальных сетей на молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – Т. 6. – С. 300–301.
21. Глобальное исследование. Социальные сети в 2018 году. Статья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v2018-godu-globalnoe-issledovanie дата обращения (02.01.2023).
22. Чернецкий, И. Попытка классификации социальных сетей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tchernetski.ya.ru/replies.xml?itemno=35/ (дата обращения 02.01.2023).
23. RuTube. Видеохостинг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Rutube#cite_note-1, (дата обращения 24.05.2022)
24. TenChat - больше, чем сеть. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tenchat.ru, (дата обращения 24.05.2022)