Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Международные акты о праве человека на социальное обеспечение и проблема реализации этого права в России обусловлена прежде всего ее социальной значимостью, и этот вопрос сегодня является таким же сложными противоречивым, как и раньше. В наше время существует ряд серьезных социальных проблем. В результате, теперь, когда провозглашена свобода и юридическое равенство членов гражданского общества, вопрос права социального обеспечения приобретает особую важность и достигается координация в соответствии с международными стандартами. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, на нашу страну распространяется нормы международного права. Это означает, что международные правовые нормы имеют приоритет в правоприменении над законами Российской Федерации. На сегодняшний день приняты следующие нормативные документы, направленные на защиту прав граждан в области социального обеспечения Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, Конвенции и рекомендации МОТ.
Объектом исследования являются международные отношения в сфере реализации права человека и гражданина на социальное обеспечение.
Предметом исследования являются международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение и вопрос реализации этих прав в России.
Цель исследования - всесторонний анализ международных конвенций о правах человека и гражданина на социальное обеспечение и проблем реализации этих прав в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности развитие прав человека и гражданина на социальное обеспечение в международном праве;
2.исследовать институт социального обеспечения в системе общепризнанных прав и свобод человека, охраняемых нормами международного права;
3.рассмотреть практику реализации права на социальное обеспечение в Европейской социальной хартии;
4.проанализировать практику реализации в России права на социальное обеспечение, закрепленное в международных актах.
Теоретическая основа исследования представлена в трудах следующих авторов: Антонова Н.В., Гомьен Д., Емельянов Г.П., Мушкин А.Е., Мюллерсон Р.А., Лоскутова И.М., Синяев М.В., Панич М.А., Мачульская Е.Е., Яницкий О.Н. и другие авторы.
Методологическая основа исследования. Наряду с всеобщим и общенаучными подходами в работе нашли применение и частные методы познания: статистический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: международно-правовые нормы и принципы, обозначенные в международно-правовых актах; Конституция Российской Федерации; федеральное законодательство и иные материалы юридической практики.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем реализации в международных конвенций о правах человека и гражданина право на социальное обеспечение.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в области права на социальное обеспечение в России.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ О ПРАВЕ ЧЕЛОВЕКА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ГАРМОНИЗАЦИИ
1.1 Развитие прав человека и гражданина на социальное обеспечение в международном праве
Статья 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) провозглашает, что "Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение". Аналогичное правило закреплено в Конституции Российской Федерации. Россия является социалистическим государством, и ее политика направлена на создание условий, гарантирующих гуманную жизнь и свободное развитие человеческой личности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, потере кормильца, уходу за детьми и в других ситуациях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальное обеспечение предусмотрены законом (ч. 1 ст. 7, ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ ).
В то же время в российском законодательстве нет полного и точного определения понятия "социальное обеспечение". Повседневное значение этого термина следующее.
Обеспечивать (то же, что и предоставлять) - поставлять что-либо в достаточном количестве, полностью удовлетворять все потребности, делать свое движение надежным, гарантировать надежность и долговечность чего-либо.
Социальный - относящийся к жизни людей в обществе, их отношениям в обществе или их отношениям с обществом.
Социальное обеспечение - это предоставление обществом чего-либо для удовлетворения потребностей своих членов с целью гарантировать определенный статус (уровень жизни) в обществе. С учетом приведенных норм Конституции РФ такие положения реализуются в основном через систему государственных пенсий и социальных пособий, направленных на создание условий для развития человека и обеспечения достойной жизни, особенно для уязвимых категорий граждан, которые в силу состояния здоровья, возраста, семейных или иных обстоятельств нуждаются во внешней помощи К определению можно добавить, что.
Помимо пенсий, другим примером является государственная социальная помощь, которая представляет собой предоставление социальных пособий, социальных доплат к пенсиям, субсидий, социальных услуг и предметов первой необходимости малообеспеченным семьям, малообеспеченным одиноким гражданам и другим категориям граждан, определенным законом (ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В Юридическом словаре "социальное обеспечение" - выразительная форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признанных государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с другими слоями общества Он также определяется как.
Подобное определение "социального обеспечения" можно встретить и в научно-практических публикациях.
Социальное обеспечение является отраслью социальной защиты и, как ее составная часть, представляет собой общественную (государственную) поддержку социально незащищенных слоев населения и граждан, нуждающихся по каким-либо причинам в помощи и поддержке.
Вопрос прав человека в той или иной форме присутствовал в истории человечества. Права человека - это один из способов интерпретации и рассмотрения отношений между отдельными людьми и сообществами, в которых они живут. В этих отношениях они подтверждают ценность свободы и достоинства личности и ее высший статус. Современное общество невозможно представить без универсальных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства и справедливости .
Права человека - это понятия, характеризующие правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и требования в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека являются врожденными и незыблемыми. Свободное и эффективное осуществление прав человека является основополагающей чертой гражданского общества и верховенства закона.
В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, впервые в истории провозгласив права и свободы человека, и 10 декабря ежегодно отмечается как День прав человека во всем мире. Декларация подчеркивает необходимость того, чтобы права человека защищались верховенством закона. Принцип уважения прав человека стал основополагающим в международном праве. Хотя Всеобщая декларация прав человека имеет форму резолюций Генеральной Ассамблеи, содержащих рекомендации, ее стандарты со временем стали юридически обязательными благодаря их авторитету и широкому применению.
В процессе развития принципа уважения прав человека и разработки международных стандартов в области прав человека международные документы разделили права человека на отдельные категории, или поколения.
Первое поколение - это гражданские и политические права, изложенные в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года, и это поколение прав (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство перед законом и свободу передвижения) считается естественными неотъемлемыми принадлежит каждому от рождения, а государство является политическими эти права должны соблюдаться, независимо от уровня экономического или социального развития .
Второе поколение включает экономические, социальные и культурные права, изложенные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Одна из правовых позиций заключается в том, что соблюдение этих видов прав (право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, социальное обеспечение, отдых и образование) требует позитивных действий со стороны государства и зависит от соответствующей экономической и социальной среды. Поэтому такие права часто носят декларативный характер в законодательстве. Однако степень реализации этих прав может определяться экономическими и социальными условиями, и неспособность государства обеспечить их соблюдение не означает, что они не являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми для каждого человека с момента рождения. Права человека первого и второго поколения должны функционировать в унисон. Социальные и экономические права гарантируют право человека на жизнь. Очевидно, что право на жизнь должно быть обеспечено социальными гарантиями и правом на достаточный уровень жизни.
Международные источники, регулирующие системы защиты прав человека, условно делятся на универсальные и региональные, которые были разработаны и приняты в рамках соответствующих международных организаций.
Всеобщая декларация прав человека содержит так называемые "стандарты прав человека". Это общепризнанные кодексы поведения, которые государства должны соблюдать в законодательстве и на практике в отношении лиц, находящихся под их юрисдикцией. Всеобщая декларация прав человека содержит перечень прав человека, которые все государства должны стремиться уважать и соблюдать, и устанавливает основные принципы международной защиты прав человека. Региональные стандарты учитывают особенности конкретного региона, его исторические и культурные традиции. Региональные документы могут устанавливать дополнительные нормы более высокого уровня и дополнительные механизмы мониторинга прав человека .
Как говорилось выше, социальные и экономические права считаются вторым поколением прав человека. Право на социальное обеспечение, вероятно, является одним из основных, если не самым важным, правом в системе социальных и экономических прав человека. В каждом государстве, независимо от уровня экономического развития, есть люди, которые по независящим от них причинам не могут стать экономически независимыми, например, дети, пожилые люди и те, кто не может работать из-за временной или постоянной инвалидности. Состояние развития социального обеспечения является хорошим показателем социальной политики государства, которая влияет на различные аспекты жизни общества, такие как условия жизни, занятость и предотвращение социальных конфликтов.
В отличие от большинства прав первого поколения, которыми природа наделяет человека, а государство обязано защищать, большинство социальных и экономических прав наделяются и защищаются только обществом и государством, и обязанность государства -поддерживать жизнь самого человека и его социальное обеспечение, сохранять жизнь и здоровье тех, кто уже нетрудоспособен. Это обязательство. Центральное место права на социальное обеспечение в общей системе социальных и экономических прав человека подтверждается его закреплением в основных международных документах по правам человека, как универсальных, так и региональных.
Право человека на социальное обеспечение по своей природе имеет два аспекта. Каждый человек имеет право на помощь и поддержку со стороны общества и государства, если в силу объективных обстоятельств он не в состоянии содержать себя и свою семью. Государство должно обеспечить предоставление адекватных средств для достойной жизни тем, кто объективно лишен способности или возможности получать доход, и помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей. Государство также должно развивать систему социального страхования для обеспечения социального и материального благополучия всех, а также поощрять и стимулировать благотворительность в виде внебюджетных социальных фондов, объединений инвалидов и ветеранов, пожертвований в учреждения по защите прав инвалидов и ветеранов .
В связи с тем, что ст.15 Конституции РФ отдает приоритет международным правовым актам перед национальными законами, например, Конвенции МОТ о правах ребенка, необходимо внимательно изучить эти законы, так как российское законодательство часто "опаздывает" с ратификацией очень важных документов. В связи с этим права человека сегодня являются не только международно-правовой концепцией, но и частью национальной правовой системы, которую необходимо развивать и совершенствовать, учитывая ее достоинства и недостатки, на примере законодательства Совета Европы и МОТ, а также законодательства развитых стран. Например, содержание права на социальное обеспечение не закреплено в международных правовых документах. Она закреплена в национальном законодательстве.
Как видно из вышесказанного, социально-экономические права, включая право на социальное обеспечение, занимают важное место в международных нормативных правовых актах. К сожалению, социально-экономические права в международных документах наделяются широкими, не строгими и часто рекомендательными формулировками, так ими как "достаточный уровень жизни", "общее благосостояние" и т.д. Поскольку реализация социально-экономических прав подчинена уровню и состоянию финансово-экономических возможностей конкретного государства, реализация этих прав зависит от "совести" государства.
Также вызывает сомнение тот факт, что многие международно-правовые документы ссылаются на национальные законы, обстоятельства и возможности, фактически делая материальные положения этих документов априори не обязательными.
1.2 Институт социального обеспечения в системе общепризнанных прав и свобод человека, охраняемых нормами международного права
Традиционно в международных правовых документах закрепляются стандарты естественных прав и свобод человека, а также гражданских и политических прав. Однако трудно отделить правовой статус человека от его прав на социальное обеспечение. Например, одним из основополагающих принципов прав человека, присущих современным либеральным политическим режимам, является принцип равенства людей. Это равенство устанавливается независимо от различий в социальном статусе, например, имущественного или социального положения человека.
Поэтому равенство людей в ситуациях, когда социальное неравенство сильно, а распределение материальных ресурсов в обществе неравномерно, немыслимо. Такое неравенство является основным дестабилизирующим фактором для любой политической системы.
Возвращаясь к Европейской социальной хартии, следует отметить, что принятая Хартия представляет собой пересмотренный вариант так называемого документа второго поколения. До ее принятия Европейская социальная хартия, подписанная в Турине 18 октября 1961 года, вступила в силу 26 февраля 1965 года.
С одной стороны, Европейская социальная хартия, являясь источником европейского права, содержит общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике, и обеспечивает правовые гарантии экономических и социальных прав граждан. С другой стороны, как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Протоколы к ней, она остается чисто декларативным документом, не обеспечивая эффективной правовой защиты субъективных прав отдельных лиц путем индивидуального обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), решения которого обязательны для государств-членов (вышестоящих договаривающихся государств).
Однако после ратификации Хартии Федеральным законом № 101-ФЗ от 3 июня 2009 года Европейская социальная хартия стала частью внутренней правовой системы Российской Федерации и имеет приоритет над внутренним законодательством в свете статьи 1 части IV. 15, пункт 4 Конституции Российской Федерации.
В целом, вышеизложенное делает невозможным выполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации в отношении общей защиты людей от бедности (статья 30 Европейской социальной хартии), поскольку отечественная правовая система не обеспечивает эффективных правовых гарантий обеспечения доходов человека на уровне, гарантирующем достойную жизнь.
Что касается выполнения статьи 13 Европейской социальной хартии, внимание по-прежнему привлекает проблема бесплатного доступа к качественному медицинскому обслуживанию, тот факт, что бесплатное медицинское обслуживание ограничивается гарантированными государством программами, а также длительное время ожидания медицинских услуг, предоставляемых в рамках квот.
С другой стороны, предоставление медицинских услуг на практике не является бесплатным, так как в основном финансируется за счет взносов, уплачиваемых работодателями в фонд обязательного медицинского страхования (статьи 21-22 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), что минимизирует долю государства в бремени расходов, связанных с охраной здоровья населения.
Говоря о качестве медицинской помощи, не следует забывать, что значительное число врачебных ошибок, государственных и муниципальных медицинских учреждений не имеют нормальных условий для оказания медицинской помощи населению.
Дополнительную озабоченность вызывает невыполнение требований Конвенции в области обеспечения права человека на жилище. Это право закреплено в статье 31 Европейской социальной хартии и касается обязательства государств содействовать доступу к адекватному жилью; предотвращать, сокращать и постепенно прекращать бездомность; принимать меры для обеспечения доступности цен на жилье для людей без средств. Эти международно-правовые требования полностью соответствуют статье 40 Конституции Российской Федерации. С одной стороны, высокий уровень доходов затрудняет взрослым гражданам возможность позволить себе жилье.
С другой стороны, отсутствие жилья для молодых людей является серьезным препятствием для создания семьи. В то же время в ст. 7 и 38 Конституции РФ и ст. 16 Европейской социальной хартии говорится, что институт семьи подлежит государственной защите.
Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации за прошедший 10-летний срок после подписания и ратификации Европейской социальной хартии стандарты социального обеспечения не приведены в соответствие с международными обязательствами и по-прежнему остаются далекими от соответствия европейским .
При этом в последние годы наметилась тенденция, связанная с дискредитацией в литературе и средствах массовой информации указанной Хартии. При этом использовались доводы, связанные с возможным введением после ратификации Европейской социальной хартии в образовательных организациях обязательных уроков сексуального просвещения для детей, наращивания сети ювенальной юстиции. При этом авторами использовались ссылки на ст. ст. 11 и 17 данного документа. Однако, еще раз обращаясь к Европейской социальной хартии, можно с уверенностью заключить, что все эти опасения являются беспочвенными, а приводимые в обоснование такой позиции положения ст. ст. 11 и 17 Хартии наоборот направлены на охрану здоровья, в том числе детей, и бесплатное образование.