Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях хозяйствования ни одно предприятие не может функционировать и производить продукцию без осуществления закупок товарно-материальных ресурсов. Закупочная деятельность - это определенный вид деятельности в системе маркетинга предприятия, который связан с процессом управления обменом произведенными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене.
Актуальность совершенствования закупок заключается в том, что эффективное построение закупочной деятельности является одним из основных условий успешной работы предприятия.
Предметом работы выступает система организации закупок материальных ресурсов на предприятии.
Объектом исследования является закупочная деятельность конкретного предприятия.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ основ формирования грамотной системы закупок на предприятии с целью совершенствования снабжения материальными ценностями всего производственного комплекса компании.
В связи с этой целью ставится ряд следующих задач:
раскрыть понятие и сущность закупки,
исследовать основы закупочной логистики предприятия,
проанализировать основные виды закупок,
рассмотреть главные этапы осуществления закупочной деятельности,
описать структуру и функции отдела закупок,
дать характеристику закупочной деятельности предприятия,
выявить основные проблемы закупочной логистики и предложить мероприятия по их устранению.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы и сущность понятия закупок, основные виды и функции закупочной логистики на предприятии. Во второй части анализируется закупочная деятельность конкретного предприятия. Третья часть посвящена анализу основных проблем и предложению мероприятий по совершенствованию закупочной логистики компании.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области закупочной деятельности предприятий, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.Теоретические аспекты и сущность организации закупок предприятия
1.1. Понятие, сущность закупочной логистики
Закупки являются одним из мощнейших рычагов в решении вопросов успешной деятельности предприятия. Закупка – это основной шаг, который напрямую влияет на уровень доходности от ведения бизнеса и на успешность развития деятельности.
Независимо от того, каким видом деятельности занимается компания, в любом случае закупка - это неотъемлемая часть для успешной работы. В свою очередь закупки распределяются на два вида [25, c.16]:
Прямые,
Непрямые.
Прямая закупка – это непосредственное приобретение товаров или услуг, связанных с деятельностью компании. Это может быть готовая продукция, а также элементы для реализации и создания новых источников производства.
Непрямые закупки – это то, что необходимо в работе, но не связано непосредственно с деятельностью компании. Например, канцелярские принадлежности, предметы интерьера офиса, аксессуары для организации пространства.
Организация логистического управления в компании – важный момент в любой экономической системе, которая характеризуется своей комплексностью и целостностью.
Главной задачей логистики выступает комплексное управление материальным потоком, особенную роль в этой системе играет закупочная логистика, которая занимается управлением материальных потоков при обеспечении предприятия необходимыми материальными ресурсами [2, c.32].
Итак, закупочная логистика – это грамотное управление материальными потоками, обеспечивающее поставки материальных ресурсов на предприятие. Ее целью является полное и адекватное удовлетворение потребностей того или иного производства в материалах с как можно большей эффективностью [5, c.41].
В этом вопросе закупочная логистика напоминает модель производственной логистики, точнее является ее производной (Рис.1.1). То есть расчеты спроса на закупки и потребность в них следует осуществлять от конечного продукта до сырья, полуфабрикатов и материалов.
Рис.1.1. Место закупочной логистики во внутренней среде предприятия [6]
Таким образом, именно снабжение является главным источником информации о возможностях поставщиков и рынке конкурентов.
1.2.Основные задачи и функции закупок на предприятии
Итак, основными задачами закупок на предприятии являются [3, .86-88]:
1. Определение и переоценка потребностей. Любые закупки должны начинаться с тщательного изучения снабженческих транзакций, устанавливаемых между потребителем и отделом закупок.
2. Оценка и изучение требований потребителя. Нужно установить те требования потребителя, которые способны определить сервис поставки.
3. Принятие решения о возможности производства самостоятельно. Очень часто случается так, что фирме выгоднее производить что-то самостоятельно, нежели покупать у других.
4. Типы закупок. Закупки могут быть постоянными, модифицированными или новыми. Определение их типа упростит всю работу и процесс закупочной логистики.
5. Проведение анализа поведения на рынке.
6. Определение всех потенциальных поставщиков определенного вида ресурсов.
7. Оценка всех источников материальных ресурсов, которые необходимо закупить.
8. Окончательный выбор поставщика при помощи многокритериальной оценки.
9. Доставка ресурсов. Этот процесс связан с поставкой материальных ресурсов определенной номенклатуры, заказами, транспортировкой, переработкой груза, складированием и хранением товара.
10. Контроль выполнения закупок.
Все эти задачи должны объединяться одной политикой взаимоотношений с поставщиками. Закупочная логистика также занимается определением оптимальной периодичности поставок и структуры материальных потоков.
Основные функции закупочной логистики представлены на Рисунке 1.2.
Рис.1.2. Основные функции закупочной логистики [3, c.91]
Логистика закупок и снабжения предприятия материальными ресурсами по схеме многоуровневого маркетинга работает по методу продвижения товара от непосредственного производителя к конечному потребителю напрямую. В настоящее время подобные способы реализации товара пока еще не имеют большой популярности.
Логистика снабжения подразделяется на три основных метода [4, с.132]:
- Позаказный. Он действует при единичном выпуске продукции и наиболее эффективен при выполнении заказов крупногабаритных качественных материалов, складирование которых имеет определенные трудности.
- Детерминированный. Этот способ снабжения возможен на основе планового задания. Исходя из первичной потребности и спецификации, рассчитывается вторичная и дополнительная необходимость в материальных ресурсах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ,
2. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
3. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2014. – 495 с.
4. Бузукова Е. Закупки и поставщики. – СПб.: Питер, 2016. – 416 с.
5. Гермацкий А.В. Закупочная логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/660779/
6. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая организация. – М.: Экономика, 2013. – 139 с.
7. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
8. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2014. – 576 с.
9. Мировые стандарты складской логистики/Э.Фразелли – М.: Инфра-М,2013. – 336 с.
10. Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления. – М.: Экзамен, 2014. – 448 с.
11. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2013. – 266 с.
12. Оптимизация управления закупками и снабжением [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logists.by/library/view/optimizaciy-upravleniya-zakupkami
13. Руководство по закупкам/Н.Димитри, Г.Пига, Дж.Спаньоло – М.: Инфра-М, 2013. – 104 с.
14. Семененко А.И. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2013. – 418 с.
15. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2015. – 343 с.
16. Служба закупок на предприятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/logistika-1/50.htm
17. Степанов В.И. Материально-техническое снабжение. – М.: Академия, 2014. – 192 с.
18. Все о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics.ru/
19. Информационный портал о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistic.ru/
20. Теория и практика логистики [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics-gr.com/
21. Журнал «Логистика» [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistika-prim.ru/
22. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
23. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
24. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
25. Комитет по развитию малого и среднего бизнеса [электронный ресурс].– режим доступа: http://small.lenobl.ru/about/potrebrinok/torgovla/zeni