Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде формирование положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников является актуальной проблемой. Это одна из главных задач в современной образовательной среде ДОУ. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), на каждой из образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза.
ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс ДОУ новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать семейным ценностям старших дошкольников, в том числе посредством мультипликационных фильмов. Все дети без исключения любят мультфильмы. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации достигло высочайших возможностей. Мультипликация предоставляет большие возможности для формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников.
Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность путём сочетания различных форм и методов, помогать детям, осваивать, различного рода ценности.
Цель работы: обосновать эффективность формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов.
Объект исследования: процесс формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов
Предмет исследования: формы и методы использования мультфильмов в воспитательно – развивающем процессе ДОУ.
Задачи:
1. Изучить проблемы формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников.
2. Рассмотреть возможности формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов.
3. Описать организационно – педагогические условия формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов.
4. Предложить методические рекомендации по формированию положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников посредством мультипликационных фильмов
1.1. Проблема формирования положительного отношения к семейным ценностям старших дошкольников
Проблема развития семейных ценностей у подрастающего поколения всегда была актуальна. Под семейными ценностями понимают взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных особенностей в малой социальной группе, основанной на браке и кровном родстве. В браке, два образца ценностей приобретают единый характер в зависимости от их социально-исторического значения для общества. Семейные ценности – это предпочитаемая обществом совокупность представлений о семье и влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия [25]. К семейным ценностям относят следующие ценности:
-верность;
-общие семейные цели;
-уважение друг к другу;
-любовь и доверительные отношения;
-умение прощать и просить прощения;
-поддержка друг друга в любых обстоятельствах;
-забота и взаимопомощь;
-воспитание детей в любви;
-уважение к чужому труду и др.
Сложно конкретно определить, какие семейные ценности самые лучшие. Тем не менее, исследования в области психологии определили самые распространенные и актуальные ценности многих семей. Они все взяты из практики психологов, которые проанализировали многие отношения в семьях, и вышли на некоторую статистику. На первое место в семье вышли любовь, забота, уважение и взаимопонимание, словом. В первую очередь всё то, что называют моральными или нравственными ценностями. К ним можно добавить верность, доброту, и заботу о близких людях. Всё это укрепляет семью. Даже если в семье есть разногласия или проблемы, они решаются быстро и сообща. Когда семья едина, она в состоянии решить любые проблемы. В научной литературе в целом, существуют различные подходы к определению понятия семейных ценностей, но в целом, они не противоречат друг другу. При воспитании детей вопросы ценностей семьи рассматривают, прежде всего, как нравственное воспитание и развитие детей.
Вопросы нравственного развития и воспитания человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Вопросы нравственности и ценностей, в том числе, и се
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
2. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
3. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
4. Анофриков, П.К. Принципы организации детской мультстудии [Текст] / П.К. Анофриков // Искусство в школе. - 2009. - No 6. – С. 13-16.
5. Больгерт, Н. Мультстудия Пластилин [Текст] / Н. Больгерт // М.: Издательство Робинс. - 2012. – 66 с.
6. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
7. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
8. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
9. Баженова, Л. М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников [Текст] / Л. М. Баженова // Начальная школа. – 2012. – No5. – 50-54 с.
10. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 06.03.2023).
11. Бгуашева, З. К. Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации / З. К. Бгуашева. – Текст: электронный // Педагогические условия формирования нравственной воспитанности личности старшего дошкольника в современной дошкольной образовательной организации. – 2017. – № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-nravstvennoy-vospitannosti-lichnosti-starshego-doshkolnika-v-sovremennoy-doshkolnoy (дата обращения: 06.03.2023).
12. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 06.03.2023).
13. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 06.03.2023).
14. Долженко, А.А. Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС ДОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
15. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2023).
16. Жмурина, К.В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей / К. В. Жмурина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 545-547. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38414/ (дата обращения: 06.03.2023).
17. Заглада, Л.М. Дети и мультипликация [Текст] / Л.М. Заглада // Мир семьи. – 2005. - No11. – С. 14-17.
18. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 42 с.
19. Зубкова, С.А. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / С.А. Зубкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. No5. С.54–59.
20. Ишкова, Е.И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Ишкова, Ю.Е. Красный. - Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение. - 2007. -175 с.
21. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2012. – 255 с.
22. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9.- С. 18-20.
23. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
24. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг. - 2003. - 147 с.
25. Милборн, А. Я рисую мультфильм [Текст] / А. Милборн // М.: РОСМЭН. - 2006. - 64 с.
26. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
27. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный // Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 06.03.2023).
28. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и ДОУ. [Электронный ресурс] /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvennotvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-dou (Дата обращения 06.03.2023).
29. Торшилова, Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова // Руководство практического психолога. - Изд. 2-е, перераб., доп. - М. : Деловая книга, 2001. – 144 с.
30.Тимофеева, Л.Л. Мультфильм своими руками [Текст] / Л.Л. Тимофеева // Воспитатель. - 2009. - No 10. - С. 25 – 28.