- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Психологическое обследование детей из неблагополучных семей
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему " Психологическое обследование детей из неблагополучных семей"?37 страниц
30 источников
Добавлена 04.07.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 6
1.1. Влияние семьи на развитие ребенка 6
1.2. Понятие неблагополучной семьи 11
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 18
2.1. Организация исследования 18
2.2. Результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Развитие и становление личности каж-дого ребенка зависит от влияния его окружения. Очень часто это влияние играет решающую роль во всем будущем человека. У детей и подростков, наряду с физическими потребностями, есть и психические потребности, удовлетворение которых очень важно для общего развития. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяются в здоровой, позитив-ной семейной обстановке. Семья предоставляет не только оптимальные возможности для формирования личности, но и естественным образом вводит ребенка в постоянно расширяющиеся социальные отношения, со-здает предпосылки для его социализации [6].
Различные трудности, с которыми сталкивается взрослый человек в социальной сфере, во многом связаны с тем, что эти люди в детстве жили в конфликтной, холодной атмосфере или подвергались разным, порой про-тиворечивым, методам воспитания в семье.
Вопросы, посвященные проблеме влияния семьи на развитие лично-сти, рассматривались учеными на протяжении всего развития психолого-педагогической, социальной науки и практики. В российской психологии исследованиями в этой области занимались такие ученые, как Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие. Тема доста-точно разработана в отечественной и мировой теории и практике, авторы раскрывают семьи как негативный и позитивный фактор развития лично-сти, изучают семейные конфликты и кризисы, знакомят с методиками кон-сультирования и рассказывают об особенностях жизненного цикла семьи.
Однако проблема исследования заключается в том, что кардиналь-ность изменений в семье, увеличение числа неблагополучных семей влияет на все аспекты личностного развития ребенка и отражается в увеличении эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности, поведенческих отклонений. Актуальность изучения психологических особенностей детей из неблагополучных семей определяется возможностью расширения пред-ставлений о процессе психологического развития у детей, взрослеющих в разных семейных условиях, что играет значительную роль в понимании механизмов развития личности на данном этапе онтогенеза.
Цель исследования – выявить психологические особенности детей из неблагополучных семей.
Объект исследования – психологические особенности детей.
Предмет исследования – психологические особенности детей из не-благополучных семей.
Гипотеза исследования: предполагается, что психологические осо-бенности детей из неблагополучных и благополучных семей значительно различаются.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения детей из неблагопо-лучных семей.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование психологи-ческих особенностей детей.
3. Выявить различия психологических особенностей детей из небла-гополучных семей и детей, воспитывающихся благополучных семьях.
Теоретико-методологические основы исследования. являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, прин-цип развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубин-штейн и др.), анализ семейного неблагополучия, определение общих поня-тий, психологических последствий (Л.И. Божович, Ю.Ю. Древко, В.И. Ко-жарская, В.Н. Ослон, Н.А. Рождественская, Е.А. Писарева, Д.И. Фель-дштейн, И.А. Фурманов и др.).
Методы исследования:
- теоретический анализ, систематизация, обобщение, классификация, сравнение;
- эмпирические методы: беседа, тестирование;
- математико-статистические методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе основ-ных подходов к исследованию неблагополучия семьи, а так же в обобще-нии и систематизации теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полу-ченные результаты проведенного исследования могут быть основой для разработки коррекционных психолого-педагогических программ работы с детьми их неблагополучных семей.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Влияние семьи на развитие ребенка
Семья - это самое важное из явлений, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность определяют большое ко-личество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе [13].
Семья создается отношениями родитель-ребенок, которые являются основой для единой общесемейной деятельности. Для нее характерно со-общество людей, связанных узами брака, родительства, преемственностью семейных поколений, а также социализацией детей и поддержанием суще-ствования членов семьи. Уникальность семьи заключается в ее эмоцио-нальном и семейном потенциале.
На современном этапе институт семьи претерпевает серьезные изме-нения. С одной стороны, возрастает ценность личности, ребенка, с другой стороны, процессы, происходящие в обществе, не могут не влиять на се-мью.
В социологии широко обсуждается концепция «кризиса семьи», в ко-торой основное место занимает теория исторического уменьшения потреб-ности личности в семье и в детях. Эта теория разработана В.А. Борисо-вым, А.И. Антоновым, Л.Е. Дарским и другими авторами [19].
Психологические проблемы современной семьи также находятся под пристальным вниманием специалистов. Ученые отмечают существенное ослабление семьи как социального института, характеризующегося опре-деленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, пра-вами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, ро-дителями и детьми (А. Г. Вишневский, С. И. Голод, А. Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков).
Основные изменения и проблемы современной семьи:
- распространение новых форм брака: незарегистрированный, госте-вой, однополый;
- новые формы семьи: распространение нуклеарной семьи (раньше нормой семьи было три поколения), неполной семьи (мама и дети, всё ча-ще папа и дети), семьи без детей (сознательный отказ от детей (чайлдфри), тогда как раньше бездетные семьи считались несчастными);
- структура диады, актуальные варианты: мама – ребенок, папа – ре-бенок, бабушка – ребенок, няня –ребенок.
- новые социальные роли женщины: общая эмансипация не только на производстве, но и в семье [11].
На отношения в семье влияют внешние и внутренние факторы. Внеш-ние факторы включают совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, в коллективе, в семье. Действия и проявления внутренних фак-торов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализа-цию взаимных ожиданий и их внутреннее удовлетворение процессом от-ношений. К внутренним факторам, способствующим семейному успеху, относятся индивидуально-психологические особенности партнеров по се-мье: это интеллектуальные, характерологические и социально–психологические особенности супругов.
Решающее влияние семьи на личность человека объясняется специ-фическими особенностями этого воспитательного института.
Проблемы семейного воспитания рассматривались многими класси-ками педагогики – Я.А. Коменским, Й. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо. Не поте-ряли они актуальности и для современных исследователей (И. В. Гребен-ников, С. С. Новикова, Ю. Хямяляйнен, П. Н. Щербань и др.). Аспекты си-стемного подхода раскрыты в работах В. П. Беспалько, И. Ф. Исаевой, Н. В. Кичук, Н.В. Кузьминой, А.И. Мищенко, И.П. Подласого, В.А. Сласте-нина, Е.Н. Шиянова и др.
К существенным особенностям семейного воспитания относятся сле-дующие.
1. Человек ощущает воспитательное воздействие семьи, переживает его со дня своего рождения. Именно в семье в дошкольные годы воспиты-вается личность, начинают созревать свойства психики человека, основы его отношения к жизни.
2. Семейное воспитание характеризуется непрерывностью, продол-жительностью и разнообразием воздействия на детей людей разного пола и возраста, жизненного опыта.
3. Семья - это основа естественного воспитания. Эти отношения осно-ваны на близости и эмоциональности. Эмоциональная напряженность от-ношений между взрослыми и детьми в семье является важнейшим факто-ром, формирующим эмоциональную и мотивационную среду детей, их от-ношение к жизни, людям.
4. Семейное воспитание всегда ориентировано на личность, адресо-вано непосредственно конкретному человеку. Родители, по сравнению с учителями, имеют гораздо больше возможностей для глубокого и система-тического изучения и учета индивидуальности ребенка и более вдумчивого наблюдения за развитием интересов, способностей, потребностей, чувств, характера ребенка.
5. В семье ребенок не чувствует себя педагогическим объектом, здесь он равноправный член коллектива. Взаимная любовь и забота, взаимная ответственность и требовательность друг к другу, поддержка ребенка в трудных жизненных ситуациях, подлинный духовный контакт между ро-дителями и детьми - характерные черты семейного коллектива.
6. Представляя собой небольшую группу социальной структуры об-щества, семья в наибольшей степени отвечает требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и постепенного расширения его кругозора и опыта [30].
В разные возрастные периоды жизни ребенка значение функций се-мьи неодинаково. В период ухода за новорожденным преобладает функ-ция защиты, эмоциональной поддержки, для дошкольника возрастает зна-чение функции управления и контроля, а также инициирования и под-держки самостоятельной деятельности ребенка, примера родителей; для подростка, взрослеющих детей значимыми становятся функции эмоцио-нальной поддержки, совета.
В глобальном плане семья формирует характер, поведенческие осо-бенности и т.д. В семье формируются и практически проявляются интере-сы, взгляды и идеалы человека.
Взаимодействие ребенка и родителя является составной частью соци-ализации ребенка и понимается как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности (продуктивной деятельности, общения, обучения, труда, игры, отдыха – всех видов деятельности, в которые включены родители и дети в семье) и эмоционального общения [24].
У каждого родителя формируются родительские установки – это субъективное представление о себе и своей роли как родителя. Родитель-ские ожидания также тесно связаны с родительскими установками. Они предполагают ожидание от других людей признания их ролевой позиции как родителя.
Родительское отношение состоит из трёх элементов:
1. Эмоциональный компонент – межличностная дистанция, эмоцио-нальная близость. Это совокупность переживаний, связанных с ребенком, которые отражаются в проявлении родительской, в частности материнской любви и принятии ребенка. Важность родительской любви, как материн-ской, так и собственно родительской, а также признание ребенка как уни-кальной и неповторимой личности, которую нужно поддерживать, ува-жать и принимать, отмечали Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Колотилина, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас и др. [15].
Отсутствие материнской или отцовской любви может наблюдаться не только в случае распада семьи или сепарации ребенка от матери, потери родителей и пребывании в детском доме, но и в случае совместного про-живания, когда мать или отец не испытывают эмоциональной привязанно-сти и своей принадлежности к ребенку, не заинтересованы его воспитани-ем. Такое отношение негативно отражается на ребенке, на его поведении. Таким детям присуща неустойчивая эмоциональная привязанность, им свойственна повышенная тревожность, незрелость на эмоциональном и ин-теллектуальном уровнях и др.
Н.Н. Голосова и В.В. Столин выделили трехмерную структуру в эмоциональном компоненте родительского отношения: уважение - неува-жение; симпатия-антипатия; близость-удаленность. И кроме любви и при-нятия, в отношениях матерей может наблюдаться обратное явление - от-торжение, эмоциональное неприятие ребенка, что является примером нега-тивного типа воспитания [13].
2. Когнитивный компонент содержит представления родителей об ин-тересах, ценностях, потребностях своего ребенка. Выделяют типы пред-ставления родителей о ребенке, основанные на адекватности и неадекват-ности:
- адекватное представление о ребенке - самое правильное, полное и объективное восприятие личности ребенка;
- неадекватное представление (навязывание ребенку беспомощности, зависимости, приписывание болезненности, социальной неуспешности) [12].
3. Поведенческий компонент родительского отношения – это манера обращения с ребенком: в стиле и тактике поведения, доминирующих осо-бенностях и способах общения с ребенком, в особенностях использования поощрения и наказания родителями ребенка. Чаще всего, в поведенческом компоненте отношений с родителями выделяют следующие факторы (со-ставляющие): автономия-контроль, сотрудничество – отсутствие сотруд-ничества, зависимость-независимость, доминирование-подчинение [20].
Главным условием нормального психического развития ребенка вы-ступает любовь ребенка к родителям и родителей к ребенку. Если это условие не соблюдается, то возникают патологические формы поведения. Более того, разлука с матерью в раннем возрасте приводит к таким рас-стройствам поведения в дальнейшем, как неспособность к установлению близких отношений, завышенные требования к другим людям [4].
Таким образом, семья и детско-родительские взаимоотношения в се-мье играют важнейшую роль в развитии ребенка. Принятие и любовь, ко-операция с ребенком, поддержка его самостоятельности – важные условия гармоничного развития ребенка и его успешной социализации в обществе. Недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игно-рирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.
1.2. Понятие неблагополучной семьи
Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Множество отдельных факторов семейной микросреды опреде-ляют характер и степень влияния семьи на психическое развитие ребенка.
Можно выделить следующие факторы риска, отрицательно сказыва-ющиеся на благополучном функционировании семьи:
- социально-экономический (низкий материальный уровень жизни и плохие жилищные условия);
- здоровье (экологически неблагоприятные условия, хронические за-болевания родителей и отягощенная наследственность, вредные условия труда родителей и особенно матерей, антисанитарные условия, непра-вильное репродуктивное поведение семьи и, прежде всего, матери);
- социально-демографические (многодетная семья, семьи с престаре-лыми родителями, семьи с повторными браками и приемными детьми);
- социально-психологические (семьи с деструктивными отношениями супругов, родителей и детей, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);
- криминальный (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразити-ческий образ жизни родителей, семейный разврат, проявления жестокости и садизма, наличие осужденных членов семьи, приверженных субкультуре преступного мира) [5].
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в науч-ной литературе. Чаще всего употребляются такие синонимы как: деструк-тивная, дисфункциональная, негармоничная семья или семья группы рис-ка. Неблагополучие связано, прежде всего, с теми социальными, правовы-ми, материальными, медицинскими и психолого-педагогическими пробле-мами, с которыми сталкиваются семьи. Но, далеко не все из них становятся неблагополучными. Как правило, неблагополучной считается семья, в ко-торой обесценились или игнорируются основные ее функции.
Неблагополучные семьи условно подразделяют на две большие группы:
1. Семьи с открытой формой неблагополучия (конфликтные, про-блемные, асоциальные и аморально-криминальные семьи). В семьях тако-го типа (чаще всего с алкогольной зависимостью) формы неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляются одновременно в несколь-ких сферах жизнедеятельности и в неблагополучном психологическом климате в семье. Жизнь такой семьи не упорядочена и непредсказуема, а основные тактики мотивированы страхом и ожиданием плохого. Частным случаем неблагополучной семьи являются конфликтные семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмо-циональные состояния. Чаще всего, конфликтные семьи – шумные и скан-дальные, где повышенный тон и раздраженность – норма взаимоотноше-ний супругов. В этих условиях дети, с одной стороны, испытывают чув-ство незащищенности и страха, а с другой, неприязнь к сорящимся роди-телям.
2. Семьи со скрытой формой неблагополучия, в которых ценностные установки и поведение родителей расходятся с принятыми в данном обще-стве моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. Например, для недоверчивой семьи характерны повышенная насторожен-ность по отношению к окружающим и, соответственно, слабые контакты с ними. Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к бу-дущему и стремится жить сегодняшним днем. Хитрая семья, ценящая лов-кость в достижении жизненных целей и умение добиться успеха с мини-мальными затратами, часто обходит законы и нравственные нормы и склонна к авантюрам.
В семьях, ориентированных на успех ребенка, его любят, пока он все делает хорошо, что нередко вызывает у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения и срывы в виде неадекватных реакций на не-удачу, включая суицид или уход из дома. Если в псевдовзаимных семьях поощряется выражение только теплых и поддерживающих чувств, то псевдовраждебные семьи, наоборот, скрывают и отвергают теплые чув-ства. К группе со скрытой формой неблагополучия также (по разным при-чинам) относят семьи известных и состоятельных людей, семьи с недееспо-собными членами и с детьми-инвалидами, а также пограничные семьи [25].
Исследователи выявляют три основных механизма возникновения семейного неблагополучия:
1. "Наследование" неприятностей. Это воспроизведение образа жизни и проблем родительской семьи. Люди склонны переносить в настоящее те шаблоны, с которыми они выросли. Копируя отношения родителей, дети часто воспроизводят кризисный тип семьи в своих браках.
2. Возникновение неприятностей из-за личных обстоятельств. Меха-низм возникновения такой проблемы правильнее всего определить как следствие непреодолимых жизненных обстоятельств. Примером здесь мо-жет служить крайняя бедность семьи в результате внезапной инвалидности одного из членов семьи или потери кормильца. Разнообразие сценариев, приводящих к неприятностям, очень велико.
3. Возникновение неприятностей из-за изменений на макроуровне. Неблагоприятное положение семей может возникнуть в результате гло-бальных преобразований (экономических, политических, социокультур-ных) [29].
Определим наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ребенка.
1. Плохие материальные условия жизни семьи. Это семьи с детьми, которые оказались обделенными из-за высокой нагрузки на трудоспособ-ных иждивенцев, вынужденного исключения с рынка труда одного из ро-дителей из-за ухода за ребенком, низких заработков молодых специали-стов. Значимыми показателями материальных условий жизни семьи явля-ются уровень дохода домохозяйства и обеспеченность жильем.
2. Потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми, которые демон-стрируют высокую степень экономической активности и занятости, но из-за возросшего бремени иждивенцев, с большей вероятностью окажутся среди бедных или крайне бедных. Семьи с детьми, пострадавшими от дли-тельной безработицы, подвергаются повышенному риску бедности.
3. Внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье.
4. Неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невы-полнение обязанностей по уходу за ребенком.
5. Жестокое обращение с детьми. На крайней стадии семейные про-блемы приводят к жестокому обращению с детьми.
6. Алкоголизм, наркомания часто сопровождают семейные пробле-мы. Ребенок, попадающий в среду алкогольно- или наркозависимых роди-телей, как правило, имеет проблемы с физическим, психологическим и со-циальным развитием. Кроме того, большинство детей наследуют эту зави-симость и образуют группу высокого риска по формированию психиче-ских, неврологических и соматических расстройств [9].
Дети из неблагополучных семей в отличие от своих благополучных сверстников проходят совершенно иной путь развития. Их жизнь полна лишений, психотравмирующих ситуаций, стрессов, недетских забот, наси-лия и пренебрежения.
Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Обращаясь к во-просу состава семьи, большинство ученых сходится во мнении, что полно-та семьи, то есть наличие обоих родителей, и их совместное проживание, не определяет само по себе развитие ребенка. Важным фактором здесь становится психологическое благополучие членов семьи. Разведенные ро-дители, положительно относящиеся друг к другу и к ребенку могут дать больше для его развития, чем живущие вместе, но конфликтующие мама и папа.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в се-мье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В насто-ящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологиче-ской деформации семьи [14].
Неблагополучие в семье негативно сказывается на личностном и ум-ственном развитии детей. Из-за нарушений взаимоотношений в семье и от-клонений в воспитании у ребенка возникают задержки в умственном раз-витии, в результате чего личность, характер формируется неправильно, возникают различные проявления девиантного поведения.
У детей из семей, находящихся в неблагоприятном положении, фор-мируется искаженное представление о нормальных семейных отношениях, конфликты и скандалы становятся нормой. Основными проблемами детей из неблагополучных семей являются бесчеловечное обращение в семье, ухудшение физического и психического здоровья, трудности с социализа-цией и самооценкой. Ребенок вынужден скрывать информацию о родите-лях, потому что знает, что люди осуждают такое поведение и обвиняют та-ких родителей в том, что они не справляются со своими обязанностями [17].
Как правило, родители в неблагополучных семьях пренебрегают своими родительскими обязанностями, не выполняют элементарных тре-бований по уходу и воспитанию детей. В критических ситуациях дети ис-пытывают на себе физическое воздействие. В результате дети из неблаго-получных семей растут с психологическими проблемами, у них нарушена социализация, они не проживают полноценного детства [17].
Таким образом, дисфункциональная, неблагополучная семья как ос-нова развития ребенка является фактором, нарушающим его адаптивное и полноценное развитие. Развитие ребенка в неблагополучной семье всегда проблемно и характеризуется комплексом психологических, социальных и педагогических особенностей детей, среди которых наиболее характерны-ми являются деформации развития личностного происхождения, школьная дезадаптация и поведенческие отклонения. Практически все дети, прожи-вающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личност-ными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Число детей из неблагополучных семей растет с каждым днем, а семья как институт переживает кризис и те-ряет свои истинные функции и значение в жизни человека. Жестокое об-ращение с детьми, насилие в семье, преступность среди детей и молодежи – все эти факторы указывают на проблему неблагополучия в семье и ее ак-туальность для современного общества. Важно своевременно выявлять не-благополучные семьи и помогать детям и их родителям.
Выводы по главе 1
Взаимодействие ребенка и родителя является составной частью соци-ализации ребенка и понимается как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности (продуктивной деятельности, общения, обучения, труда, игры, отдыха – всех видов деятельности, в которые включены родители и дети в семье) и эмоционального общения.
Главным условием нормального психического развития ребенка вы-ступает любовь ребенка к родителям и родителей к ребенку. Принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности – важ-ные условия гармоничного развития ребенка и его успешной социализа-ции в обществе. Недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в науч-ной литературе. Чаще всего употребляются такие синонимы как: деструк-тивная, дисфункциональная, негармоничная семья или семья группы рис-ка.
Выделяют три основных механизма возникновения семейного небла-гополучия: наследование неприятностей, возникновение неприятностей из-за личных обстоятельств и возникновение неприятностей из-за изменений на макроуровне.
Наиболее значимые формы семейного неблагополучия для жизни ре-бенка: плохие материальные условия жизни семьи, потеря связи с рынком труда, внутрисемейные конфликты, неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, невыполнение обязанностей по уходу за ребенком, жестокое обращение с детьми, алкоголизм, наркомания.
Развитие ребенка в неблагополучной семье всегда проблемно и ха-рактеризуется комплексом психологических, социальных и педагогических особенностей детей, среди которых наиболее характерными являются де-формации развития личностного происхождения, школьная дезадаптация и поведенческие отклонения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алиева, М.Б. Социально-педагогическая адаптация детей в неблаго-получных семьях // М.Б. Алиева, А.К.Багомедова, Б.А. Шихамирова. В сборнике: Педагогика и психология в современном мире. Пробле-мы и инновации. – Москва-Берлин, 2021. – С. 171-177.
2. Баранов, А.А. Неблагополучная семья как предиктор агрессивного поведения / А.А. Баранов, З.Я. Баранова // Социальная педагогика. – 2020. – № 4. – С. 77-78.
3. Болдырева, Н.А. Раннее выявление неблагополучных семей в обще-образовательной школе (из опыта работы) // Научный альманах. – 2022. – № 12-1(98). – С. 24-26.
4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руко-водство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.
5. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. – 2002. – № 6. – С. 98 – 100.
6. Градинарова, А.Е. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребёнка // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 284-286.
7. Гулиева, Н.Р. Оценка психического и соматического здоровья детей и подростков из неблагополучных семей / Н.Р. Гулиева, Р.Ю. Маме-дова, Н.Ю. Мамедова, М.С. Карханова // Национальный журнал неврологии. – 2019. – № 1(15). – С. 76-78.
8. Дворникова, Е.В. Социальная работа с детьми из неблагополучных семей проблемы, основные направления и перспективы // Е.В. Двор-никова, М.Н. Кумелина // Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы. – Ярославль, 2017. – С. 13–17.
9. Дети в трудной жизненной ситуации: современные аспекты неблаго-получия и пути их решения. – М.: Перо, 2019. – 86с.
10. Древко, Ю.Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска // Психология в экономике и управлении. – 2014. – №1 – 155-159с.
11. Егорова, Н.Ю. Современная российская семья: основные тенденции / Н.Ю. Егорова, А.В. Курамшев // Социально – гуманитарные знания. – 2008. – №4 – С. 106 – 118.
12. Елисеева, А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерян-ности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с междуна-родным участием. – 2019. – С. 302-304.
13. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семей-ного консультирования: учебное пособие. переизд. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
14. Кожарская, В.И. Психосоциальные технологии в работе с неблаго-получной семьей: Учебно-методическое пособие / В.И. Кожарская, В.Н. Ослон / ПИПКРО. – Пермь, 2004. – 87с.
15. Колотилина, В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы со-временной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
16. Крестьянцева, М.М. Неблагополучный ребёнок или ребёнок из не-благополучной семьи // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2020. – Т. 15. – №2. – С. 1062-1065.
17. Монахова, К.В. К вопросу о влиянии неблагополучной семьи на вос-питание ребенка // Молодой ученый. – 2020. – № 35 (325). – С. 195-197.
18. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – 3-е изд., стер. ‒ М. : Академия, 2013. – 270 с.
19. Осохеева, Б.Р. К вопросу об изменении социально-экономического статуса современной молодой семьи // Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. Всероссийская науч-но-практическая конференция 5-6 июля 2006г. Том 2. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. – С. 280-284.
20. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.
21. Плотникова, С.В. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи дет-ско-родительских отношений со страхами детей // Вестник науки и образования. – 2021. – №1-2(104). – С. 80-83.
22. Пышкина, Н.А. Психологические защитные механизмы копинг-стратегий у подростков из неблагополучных семей // Преемствен-ность в образовании. – 2021. – № 29(8). – С. 339-353.
23. Слюсарева, И.П. Семьи группы риска в структуре типологии небла-гополучных семей / И.П. Слюсарева, А.Г. Грицай // Молодой уче-ный. – 2021. – №47 (389). – С. 425-428.
24. Соловьева, Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
25. Технологии профилактики семейного неблагополучия. – М.: ИП Ма-тушкина И.И., 2016. – 270с.
26. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. психолого-педагогическое обеспечение. – М.: Юрайт, 2019. – 488 с.
27. Фельдштейн, Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в про-странственно-временной ситуации XXI ВЕКА // Социальная педаго-гика в России. – 2022. – № 2. – С. 3-9.
28. Филатова, О. В. Типология неблагополучных семей в современном обществе // Вестник ТОГИРРО. – 2013. – № 2 (26). – С. 92–93
29. Целуйко, В. М., Психология неблагополучной семьи: книга для педа-гогов и родителей / В.М. Целуйко, А.В. Мисько. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.
30. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология. – М.: Деловая книга, 2019. – 736с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней