Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Демографические, социальные и экономические факторы, связанные со старением населения, появлением новых уязвимых групп, изменениями в структуре потребностей и недостатком финансирования социальных программ, повысили значимость социальной помощи населению в современных условиях.
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране произошли и происходят серьезные социально-экономические изменения, затрагивающие все стороны жизни людей, влияющие на их объективный социальный статус и субъективное благополучие. Всеобъемлющий системный кризис, вызванный ошибочными стратегиями реформ, привел к разрушению или краху прежних систем социальной поддержки, в частности, всеобщей занятости и нормативного соответствия заработной платы прожиточному минимуму. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере .
Глава 1. Правовое регулирование социальной защиты в РФ
1.1.Понятие социальной защиты
Социальная защита - экономические, социальные и юридические гарантии прав и свобод человека, обеспечивающие гражданам достойное существование, уровень и качество жизни; механизмы, институты и инструменты реализации законодательно установленных гарантий, права граждан на социально приемлемый уровень жизни и благосостояния .
Согласно абз.2 ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закон о социальной помощи) под государственной социальной помощью понимаются социальные пособия, социальные выплаты, пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. услуги и товары первой необходимости.
1.2.Формы социальной защиты
Существуют три основные формы социальной защиты: социальное обеспечение, социальное страхование и социальная помощь. Соответственно, формы социальной защиты включают:
-предоставление мер социального обеспечения;
-предоставление услуг социального страхования;
-предоставление социальной помощи.
Рассмотрим эти формы социальной защиты.
1.Социальная помощь - это форма помощи государственной организации для управомоченного круга лиц, предоставляемая при наступлении определенных юридических фактов или при определенных обстоятельствах, установленных законом, с целью выравнивания социального положения людей.
Социальное обеспечение включает в себя пособия, услуги и натуральные выплаты, предоставляемые в случае наступления (или существования) определенных социальных рисков, связанных с неспособностью человека удовлетворить собственные потребности или обеспечить адекватные средства к существованию недееспособных членов семьи.
Глава 2.Общая характеристика мер и льгот социальной защиты населения со стороны государства
2.1.Понятие и виды мер и льгот социальной защиты населения
Государственная политика Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Российской Федерации должны быть защищены труд и здоровье людей, гарантирован минимальный размер оплаты труда, обеспечена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развита система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ также предусматривает, что координация вопросов социальной защиты, включая охрану семьи, материнства, отцовства и детства, социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .
Таким образом, все вышеперечисленные гарантии реализуются через систему государственной социальной защиты. Основой государственной социальной защиты является минимальный социальный стандарт, то есть установленный законом Российской Федерации или решением представительных органов государственной власти на определенный период минимальный уровень социального обеспечения, выраженный через социальные нормы и нормативы, отражающий насущные потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах и гарантирующие достаточный уровень потребления и определяющие обязательный минимум бюджетных расходов на эти цели.
Социальная защита - это система распределительных отношений в процессе формирования и использования государственных фондов финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания населения за счет части национального дохода; государственная забота о лицах, полностью или частично утративших трудоспособность; реализация целей социальной политики и приоритетов государственной деятельность, деятельность государства по реализации комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, закрепленных в законодательстве, которые гарантируют обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это практическая реализация основных направлений социальной политики.
Социальная защита населения понимается в российском социальном праве как система правовых гарантий и обеспечений, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она функционирует как процесс, в ходе которого государственные и муниципальные органы власти обеспечивают существующие гарантии и права, защищающие человека, его экономические, социально-политические и общественные потребности и интересы.
2.2.Сущность социальной поддержки населения
Государственная политика по социальной поддержке граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой говорится об установлении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитии систем социального обслуживания, государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
Координация вопросов социальной защиты населения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Соответственно, средства социальной поддержки устанавливаются на региональном уровне в дополнение к тем, которые предусмотрены федеральным законодательством.
В настоящее время представления граждан о социальной помощи существенно меняются, расширяются адресные системы социальной помощи, формы социальной помощи становятся очень разнообразными.
Меры социальной поддержки гражданам предоставляются региональными отделениями Социального фонда РФ и социальной защиты населения в пределах полномочий, предоставленных федеральным и региональным законодательством.
Социальная защита - это функция общества по обеспечению социального статуса своих членов, соответствующего условиям, вытекающим из социальных прав, присущих и общепризнанных человеку (средства к существованию, занятость, доступ к образованию и здравоохранению, жилье и т.д.) .
Социально-экономическая поддержка населения - это специфическая экономическая деятельность участников социального взаимодействия по оказанию социальной помощи и поддержки гражданам, относящимся к уязвимым социальным категориям.
Под социальной поддержкой понимается система мер по оказанию помощи определенной категории граждан, находящихся во временно трудном экономическом положении (например, частично или полностью безработным, учащейся молодежи), путем предоставления им необходимой информации, финансовых ресурсов, кредитов, обучения, прав на защиту и других льгот.
Социальная поддержка для поддержания физической жизни людей и удовлетворения их социальных потребностей существовала уже на ранних стадиях развития человечества и была основана на обычаях, ритуалах, нормах и традициях. Это помогало людям адаптироваться к социальной среде и неблагоприятным природным условиям, а также поддерживать культурную целостность и преемственность своих семей, кланов и общин.
2.3.Исследования порядка предоставления льгот и мер социальной защиты населения
Предоставление мер социальной поддержки в форме услуг.
Социальные услуги - это действия или акты в сфере социального обслуживания, обеспечивающие оказание гражданам постоянной, регулярной и разовой помощи, в том числе экстренной, в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) повышения способности самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Основы правового регулирования в сфере социального обслуживания в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ.
Предоставление мер социальной поддержки в виде услуг предусматривает оказание широкого спектра социальных услуг людям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
К ним относятся:
- пожилые люди и инвалиды
- дети-сироты
- семьи с детьми
- беженцы и вынужденные переселенцы
- лица без определенного места жительства и занятий и т.д.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.
Натуральная форма предоставления мер социальной поддержки:
-обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств;
-набор социальных услуг;
-предоставление земельного участка гражданам.
Кроме того к мерам социальной поддержки гражданам, предоставляемым в натуральной форме в соответствии с законодательством субъектов РФ, относятся бесплатное предоставление:
-лекарств и изделий медицинского назначения
-продуктов питания, одежды и обуви
-билетов на проезд общественным транспортом
-топлива, земельных участков и пр.
Предоставление мер социальной поддержки в форме социальных льгот.
Социальные льготы - это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставленные законодательно установленным отдельным категориям граждан по сокращению их расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, транспортных расходов, налоговые льготы, первоочередное обслуживание в различных учреждениях и другие меры.
Перечень социальных льгот и категорий и получателей регулируется федеральным и региональным законодательством.
Льгота - это законодательно определенная льгота, дополнительное право, предоставляемое определенной категории граждан в связи с особенностями их правового статуса, в целях компенсации понесенных ими затрат и социальной поддержки данной категории граждан.
Основаниями для предоставления льгот отдельной категории граждан являются:
-если определенная категория граждан имеет особые преимущества перед государством или обществом, и льгота предоставляется как средство признания и поощрения этих людей;
-в процессе жизни возникают определенные обстоятельства, в результате которых такие лица имеют особые потребности.
Классификация льгот для отдельных категорий граждан:
-по назначению: пособие на проезд, пособие по уходу и социальному обеспечению, пособие на удовлетворение основных потребностей получателя, пособие на медицинское обслуживание;
-по объекту: льготы для ветеранов, льготы для многодетных семей, льготы для инвалидов, льготы для лиц с радиационной инвалидностью;
-условия снятия: при условии материального положения получателя, наличия у получателя определенных законных льгот и наступления определенных обстоятельств.
Виды социальных льгот:
-льготы по оплате жилья и коммунальных услуг;
-установление бесплатных телефонов;
-льготы по уплате некоторых налогов;
-первоочередное предоставление жилья;
-льготы по финансированию жилищного строительства;
-льготы на транспорт;
-льготы на протезирование;
-льготы на медико-социальную помощь и лекарства;
- льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;
-бесплатный или льготный проезд на городском и пригородном транспорте, железнодорожном, воздушном, водном и междугородном автомобильном транспорте;
-пенсионные льготы;
-льготы на образование;
-льготы на здравоохранение;
-льготы на юридическую помощь;
- льготы по предоставлению земельных участков.
Рассмотрим социальные льготы, направленные на защиту семей, воспитывающих детей в Российской Федерации. К социальным гарантиям семьям, в частности, относятся следующие:
Во-первых, денежные выплаты, предоставление льгот и оказание натуральной помощи.
Во-вторых, льготы в сфере ЖКХ.
В-третьих, налоговые льготы.
В условиях пандемии и вызванного ограничительными мерами экономического спада государства прибегают к такому инструменту преодоления кризисных явлений, как меры налоговой поддержки, и используют его наряду с прямой финансовой помощью в отношении наиболее уязвимых групп населения. К числу последних могут быть отнесены семьи, в том числе имеющие несовершеннолетних детей. Реализация принципа законности налогообложения предполагает соответствующее оформление названных мер в национальном правовом массиве, поэтому в юридической науке фокус рассмотрения сужается и концентрируется на налогово-правовых мерах. Причем эффективность поддержки, включая востребованность этих мер, а также возможность осуществления их администрирования в "цифровой среде" во многом зависят от выбранных подходов.
Глава 3. Практический анализ развития системы социальной защиты в РФ (на примере женщин, осужденных к лишению свободы)
3.1.Проблемы социальной защиты в сфере охраны здоровья осужденных женщин
ФКУ Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Мордовия (далее - ФКУ ИК-2) расположена по адресу: 431160, Зубово-Полянский район, п. Явас, ул. Чернореченская, д. 1.
ФКУ ИК-2 в посёлке Явас является подведомственным пенитенциарным учреждением УФСИН России по Республике Мордовия. Женская исправительная колония, общего режима содержания. Лимит наполнения - 820 мест. На территории ИК-2 имеется храм Преподобного Сергия Радонежского.
В целях внедрения новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному, а также автоматизации рабочего места социального работника, разработан и внедрен в деятельность ФКУ ИК-2, сотрудников групп социальной защиты осужденных раздел «Социальная работа».
ФКУ ИК-2 заключены соглашения с Социальным фондом России Отделение по Республике Мордовия об обмене информацией в системе электронного документооборота, что позволяет заблаговременно организовывать работу по подготовке документов, необходимых для реализации права осужденных женщин на пенсионное обеспечение. В соответствии с Федеральным законом от 03.05.2015 № 46-ФЗ Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. Во исполнение требований Конвенции сотрудниками групп социальной защиты осужденных женщин особое внимание уделяется таким социально уязвимым категориям, как женщины-инвалиды и женщины с ограниченной трудоспособностью.
Правовое регулирование медицинской помощи женщинам, осужденным к лишению свободы лицам, основано на содержании ч.1 ст.41 Конституции РФ. В дополнение к этой конституционной норме УИК РФ закрепляет среди основных прав заключенных право на получение медицинской помощи, в том числе первичной и специализированной медицинской помощи на амбулаторной и стационарной основе в соответствии с медицинскими заключениями (ч.6 ст.12).
Оказание медицинской помощи заключенным женщинам, осужденным к лишению свободы является обязанностью исправительных учреждений (п. 4 ст. 13 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1). Руководство исправительных учреждений несет ответственность за соблюдение установленных санитарно-гигиенических и карантинных требований для обеспечения охраны здоровья осужденных женщин.
Гарантией охраны здоровья осужденных женщин является и запрет проведения с их участием медицинских, научных или иных опытов, связанных с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведение биомедицинских исследований (ч. 3 ст. 12 УИК РФ).
3.2. Проблемы социальной защиты в сфере охраны труда осужденных женщин
Женщины, отбывающие наказание в ФКУ ИК-2, имеют такое же право на труд, нормальные условия труда, гарантированный минимальный размер заработной платы и соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, как и другие граждане РФ. Наряду с правом на труд в исправительной колонии, ст.103 УИК РФ определяет обязанности каждого заключенного трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией тюрьмы. При этом администрация обязана учитывать пол, возраст, трудоспособность заключенного, состояние его здоровья и, по возможности, профессионализм, а также привлекать заключенного к работе, исходя из наличия работы.
Следует отметить, что помимо обязанности работать в месте, определяемом администрацией исправительного учреждения, особенностью трудовой деятельности осужденных женщин является право осужденных отказаться от работы или приостановить работу, что рассматривается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания и влечет штрафные санкции и материальную ответственность.
Запрещается использование труда осужденных женщин для выполнения следующих работ и должностей: техническое обслуживание и ремонт технических средств охраны и надзора, а также инженерных сооружений, конструкций, коммуникаций, размещенных в запретных зонах, множительной, радиотелеграфной, телефонной и факсимильной аппаратуры а также операции, связанные с учетом, хранением и выдачей лекарственных средств, взрывчатых, ядовитых и опасных веществ, подведомственных им тяг.
Условия труда осужденных женщин в исправительных учреждениях регулируются УИК РФ. Поэтому общая продолжительность рабочего времени рассчитывается на основе работы, выполняемой заключенными женщинами в исправительных учреждениях и тюрьмах, и в этом случае рабочее время засчитывается в общий трудовой стаж. Однако в случае организованного уклонения от работы эти часы исключаются из общего периода занятости заключенной по административному решению. Работающие заключенные женщины имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Заключенным женщинам, перевыполнившим нормы выработки или добросовестно выполнявшим работу на тяжелых, опасных и вредных работах в районах Крайнего Севера и других местностях, а также заключенным, женщинам в возрасте 55 лет и старше, ежегодный оплачиваемый отпуск может быть увеличен до 18 рабочих дней.
Однако, несмотря на особые условия труда заключенных, в соответствии со ст.104 и 105 УИК РФ, правоотношения в сфере труда, касающиеся рабочего времени, заработной платы, правил охраны труда и производственной санитарии, устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Так, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель (в данном случае - администрация исправительного учреждения) обеспечивает осужденных (работников), занятых оплачиваемым трудом, следующей информацией: условия труда в соответствии с требованиями охраны труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников; приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; безопасное производство работ обучение методам и приемам работы, а также обязательное оказание первой помощи пострадавшим на рабочем месте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система мер социальной поддержки в России сложна и непрозрачна. Огромное количество мер, тот факт, что они находятся в ведении разных ведомств, и отсутствие координации между ведомствами делают очень сложной детальную оценку суммы расходов на отдельные меры. Поэтому очень трудно детально оценить объем расходов на отдельные меры. Структура мер социальной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровне громоздка и неоднородна по составу и источникам финансирования.
Как показывают результаты исследования, содержательный аспект терминов и понятий, определяющих процесс социальной поддержки, должен основываться на объективном понимании необходимости социального воспроизводства населения. В то же время объектом социальной политики являются человеческие ресурсы как единственно возможный ключевой фактор социальных преобразований.