Фрагмент для ознакомления
2
Письменная речь является одна из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. Следует указать, что с одной стороны, это вторичная, являющаяся по времени своего возникновения более поздней формой существования языка. Однако, если подходить с другой стороны, то именно письмо выступает в качестве самостоятельной системы коммуникации, которая выполняет весьма значимую функцию фиксации устной речи, осуществляемой при этом на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Но в последние годы заметно возросло число учащихся начальной школы, имеющие различные виды нарушений письменной речи. При этом проблема нарушений письма характеризуется в качестве наиболее актуальных для школьного обучения. Это обусловлено тем, что что дисграфия выступает в качестве серьезного препятствия в овладении учащимися грамотой непосредственно на начальных этапах обучения. В начальных классах могут быть распространены практически все виды дисграфия, так как в рассматриваемом возрасте у обучающихся может быть недостаточно развита мелкая моторика, прослеживаться неустойчивость зрительных впечатлений и представлений, непосредственно оказывающие влияние на нарушение формирования зрительного образа буквы, слова, наконец, у него могут иметься проблемы акустического характера. Однако наиболее часто встречается аграмматическая дисграфия.
С точки зрения Р.И. Лалаевой и Р.Е. Левиной основным механизмом появления аграмматической дисграфии у младших школьников выступает недостаточное развитие у них морфологической системы языка, что в конечном итоге приводит к появлению большого числоа стойких грамматических ошибок в письменной речи.
В этом случае основная задача школьного логопеда и педагога заключается в своевременном выявлении и эффективном преодолении нарушения письма у младших школьников.
Распространенность нарушений письменной речи в начальной школе, в особенности аграмматической дисграфии, их негативное влияние на процесс обучения младших школьников, а также необходимость проведения коррекционной работы, – все это в совокупности делает рассмотрение темы «Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии учащихся начальных классов общеобразовательной школы» актуальным.
Целью данной работы является разработка и апробация коррекционной программы, направленной на преодоление у младших школьников аграмматической дисграфия.
Названная цель реализуется путем постановки и выполнения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся начальных классов;
2. Организовать и провести диагностическое исследование начального уровня развития письменной речи у младших школьников;
3. На основе полученных результатов разработать коррекционную программу, направленную на преодоление у младших школьников аграмматической дисграфия.
4.Диагностическим путем проверить эффективность разработанной коррекционной программы.
Объект исследования – аграмматическая дисграфия у учащихся начальной школы.
Предмет исследования – особенности коррекционной работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Методиками исследования являются следующие: диагностические задания И.Н. Садовниковой и диагностические задания по методике Т.А. Фотековой.
База исследования: МБОУ Школа № 49, младшие школьники вторых и третьих классов (всего 26 человек), имеющие проблемы с письменной речью.
Аннотация теоретической части работы
В первой главе рассматривались теоретические аспекты проведения логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии учащихся начальных классов общеобразовательной школы. В первую очередь была рассмотрена специфика современного письма. Была раскрыта его сложная психологическая структура, которая в себя включает три уровня организации процесса, а именно: психофизиологический, психологический и лингвистический.
Далее акцентировалось внимание на понятии и видах дисграфии: их сущности и отличительных особенностях.
Было подчеркнуто, что аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием у ребенка грамматического строя речи – то есть морфологических, а также синтаксических обобщений. Данная форма дисграфии находит свое проявление на письме в аграмматизмах непосредственно на уровне слова, словосочетания, а также предложения и текста и выступает в качестве компонента системного недоразвития речи у учащихся.
В этом случае обучающиеся показывают затруднения в установлении языковых и логических и языковых связей непосредственно между предложениями. Не всегда у них последовательность предложений соответствует последовательности описываемых ими событий, также нарушаются грамматические и смысловые связи между предложениями.
На письме аграмматизмы проявляются: 1) в искажении младшими школьниками морфологической структуры слова, а также замене суффиксов, префиксов, флексий; 2) в нарушении в письменной речи предложно-падежных конструкций; 3) в нарушении согласования.
Также при данной форме дисграфии прослеживаются сложности конструирования сложных по своей структуре предложений, нередкие пропуски членов предложений, а также имеет место нарушение последовательности слов в предложении.
Было подчеркнуто, что в коррекционной работе по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников имеется несколько основных подходов. Подход Р.И. Лалаевой и Л.Г. Парамоновой основывается на результатах проведения логопедической диагностики детей, имеющих проблемы письма. Подход А. В. Ястребовой имеет и коррекционную, и профилактическую направленность. В свою очередь подход И.Н. Садовниковой к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных при диагностике нарушений с определенным видом дисграфии, не предполагает также и жесткого следования конкретному алгоритму при коррекционной работе.
Эмпирическое исследование письменной речи младших школьников с аграмматической дисграфией
1 Начальный уровень сформированности письменной речи младших школьников с аграмматической дисграфией (констатирующий этап)
Практическое исследование проводилось с целью выявления у младших школьников с аграмматической дисграфией проблем с письменной речью и разработке коррекционной программы, направленных на их преодоление.
Задачами эмпирического исследования являлись:
1) составить программы эмпирического исследования;
2) провести диагностику младших школьников, имеющих нарушения письменной речи;
3) изучить состояние письма у учащихся начальной школы, имеющих нарушения письменной речи;
4) разработать коррекционную программу по преодолению у младших школьников аграмматической дисграфии;
5) диагностическим путем выявить эффективность разработанной коррекционной программы.
Исследование включало в себя несколько этапов.
Подготовительный этап – работа с документацией школьного логопеда с целью выявления младших школьников, имеющих нарушения письменной речи. Также на данном этапе осуществлялся подбор диагностического материала.
Диагностический этап – проведение диагностики учащихся начальной школы, имеющих нарушения письменной речи, по подобранной методики.
Аналитический этап – осуществлялся анализ и обработка полученных в результате диагностики данных, делались соответствующие выводы и разрабатывались рекомендации по преодолению аграмматической дисграфии у младших школьников.
В диагностике принимали участие 26 учеников вторых и третьих классов МБОУ Школа № 49, которые, согласно документации школьного логопеда, имеют нарушения письменной речи. Возраст младших школьников – 8-10 лет.
Диагностическая работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
В качестве диагностического инструментария для выявления аграмматической дисграфии применялась методика И.Н. Садовниковой. Данная методика позволяла выявить специфические ошибки письменной речи у учащихся начальной школы.
В рамках данной методики ученикам начальной школы необходимо было:
1) списать с рукописного теста слова и предложения;
2) списать с печатного теста слова и предложения;
3) под диктовку записать буквы, слоги и слова;
4) написать диктант слов разной структуры;
5) осуществить запись после единичного прослушивания предложения;
6) сделать подписи (в виде слов) к предложенным предметным картинкам;
7) сделать подписи (в виде предложений) к предложенным сюжетным картинкам;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е. Грибова. – Москва: Айрис-пресс, 2017. – 96 с. – Текст: непосредственный.
2. Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе О.В. Елецкая Н.Ю. Горбачевская. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 192 с. – Текст: непосредственный.
3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов / Л.Н. Ефименкова. – Москва: Просвещение, 2017. – 422 с. – Текст: непосредственный.
4. Керн, С.А. Эффективные методы коррекции дисграфии у учащихся младшего школьного возраста / С.А. Керн. – Текст: непосредственный // Научный журнал – 2017. – № 2. – С. 25 – 28.
5. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / О. М. Коваленко. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 72 с. – Текст: непосредственный.
6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Конев. – Санкт-Петербург, 2018. – 284 с. – Текст: непосредствнный.
7. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / составитель Е.В. Мазанова. – Москва: ГНОМ и Д, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный.
8. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: методическое Р.И. Лалаева. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – 224 с. – Текст: непосредственный.
9. Логопедия: учебник / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва: Владос, 2018. – 680 с. – Текст: непосредственный.
10. Мазанова, Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза: книга по логопедии / Е.В. Мазанова. – Москва: ГНОМ и Д, 2018. – 128 с. – Текст: непосредственный.
11. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. – Москва: Росмэн, 2015. – 192 с. – Текст: непосредственный.
12. Оглобина, И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислалии у младших школьников: учебно-методическое пособие / И.Ю. Оглобина. – Москва: Владос, 2018. – 64 с. – Текст: непосредственный.
13. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: учебное пособие / М. А. Поваляева. – Ростов на Дону: Феникс, 2016. – 158 с. – Текст: непосредственный.
14. Преодоление нарушений письменной речи: учебно-метод. пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – Санкт-Петербург: КАРО, 2019. –160 с. – Текст: непосредственный.
15. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: учебно-методическое пособие / И.Н. Садрвникова. – Москва: АРКТИ, 2016. – 288 с. – Текст: непосредственный.
16. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: учебное пособие / И.Н. Садрвникова. – Москва: Владос, 2015. – 256 с. – Текст: непосредственный.
17. Ткачук, Ю.Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста / Ю.Г. Ткачук. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1558 - 1560.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – Москва: Просвещение, 2021 – 31 с. – Текст: непосредственный.
19. Хватцев, М.Е. Логопедия: учебное пособие / М.Е. Хватцев. – Москва: Владос 2009. – Кн. 1. – 488 с. – Текст: непосредственный.
20. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы: учебно-методическое пособие / А.В. Ястребова. – Москва: Просвещение, 2014. – 104 с. – Текст: непосредственный.