Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Современные требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) на каждой из ступеней общего образования нацелены на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию всех субъектов. В отличие от традиционной образовательной модели, инновационная образовательная модель, реализуемая в системно – деятельностном подходе и регламентированная ФГОС, помимо формирования предметных знаний, умений и навыков (ЗУН), предполагает формирование трёх видов конечного образовательного результата, предметный, метапредметный и личностный.
Это предусматривает воспитание и развитие активной и творческой личности, которая не просто владеет определённой суммой знаний, но также способна на продуктивные самостоятельные действия и способна нести ответственность за свою деятельность. Организация продуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся – это одно из требований к современному педагогу, не зависимо от того, какая образовательная область изучается.
Современный педагог владеет достаточно большим количеством образовательных технологий, которые позволяют ему реализовать все поставленные образовательные цели и задачи. Одной из таких эффективных образовательных технологий является технология развития критического мышления. Данная технология позволяет педагогу выстроить урок с использованием групповых методов обучения и создать в учебном классе атмосферу партнёрства и сотрудничества. В ходе учебного процесса, с использованием технологии критического мышления гарантированно развиваются интеллектуальные способности каждого ребёнка, что позволяет реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.
Технология развития критического мышления направлена, прежде всего, на анализ полученной новой информации с позиции формальной логики. Это позволяет применять конечные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Цель работы: изучение продуктивности технологии развития критического мышления на школьных уроках права.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: технология развития критического мышления на уроках права в общеобразовательной школе.
Задачи.
1. Изучить понятие критическое мышление и его характеристики.
2. Рассмотреть формы и методы формирования критического мышления.
3. Описать использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на школьных уроках права.
4. Предложить методические рекомендации по реализации технологии развития критического мышления на школьных уроках права.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития критического мышления на школьных уроках права
1.1.Понятие критическое мышление и его характеристики
Современное понятие педагогической технологии чрезвычайно широко. Сегодня практически каждый компетентный педагог владеет многими образовательными технологиями, к которым можно также отнести технологию развития критического мышления. В педагогической теории и практике можно слышать о том, что образовательные технологии позволяют реализовать развивающее обучение, что сегодня является обязательной задачей каждого педагога, в свете требований ФГОС [4].
Любой образовательный процесс реализует триединую образовательную цель, которая подразумевает обучение, воспитание и развитие ученика. Современная образовательная среда сегодня функционирует в условиях требований ФГОС, в основе которого лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход.
Традиционная образовательная модель в качестве конечного образовательного результата предусматривала получение учениками знаний и формировании у них соответствующих умений и навыков. Триада знания, умения и навыки называется ЗУН. В данном случае речь не идёт о том, что в рамках традиционной образовательной модели учителя не занимались воспитанием и развитием ученика. Возможно, эти процессы происходили даже более интенсивно, чем это происходит в настоящее время, но, тем не менее, конечным образовательным результатом являлись только предметные ЗУН. В системно – деятельностном подходе ФГОС регламентирует формирование следующих образовательных результатов [18]:
1. Предметные образовательные результаты.
2. Метапредметные образовательные результаты.
3. Личностные образовательные результаты.
Каждый из этих результатов можно описывать бесконечно долго и о некоторых из них речь пойдёт ниже. Тем не менее. в современной образовательной среде можно говорить о реализации трёх видов образовательного результата. В рамках предметного образовательного результата учитель точно также формирует знания, умения и навыки ученика. Это реализуется благодаря использованию педагогом различных методик, техник. технологий и др. Метапредметный образовательный результат подразумевает формирование у школьника универсальных учебных действий (УУД) трёх видов:
1. Регулятивные УУД.
2. Познавательные УУД.
3. Коммуникативные УУД.
Метапредметные образовательные результаты реализуются в обязательном порядке каждым педагогом, не зависимо от того, какую учебную дисциплину учитель преподаёт. Это является требованием ФГОС. Личностные образовательные результаты подразумевают процессы саморазвития и самореализации субъекта образования. Они направлены на формирование личностно значимых качеств каждого школьника, которые в дальнейшем позволят им принимать правильные самостоятельные решения.
Важной задачей современного учителя является необходимость научить каждого ребёнка учиться. Это задача непростая. Поскольку педагоги часто жалуются на отсутствие у школьников учебной мотивации. Именно эти задачи и призваны решать современные образовательные технологии. Как и любая иная технология, технология развития критического мышления позволяет развивать у школьника интеллектуальные, нравственные и творческие личностные качества [2].
Как уже было отмечено, ФГОС подразумевает деятельностный характер обучения. Можно говорить о том, что в этом случае главной задачей также является развитие личности ученика, непосредственно в рамках каждой учебной дисциплины учебного плана. Отдельно можно отметить внедрение в образовательный процесс ИКТ и мультимедиа, которые открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в каждой образовательной организации. Овладение школьниками всеми группами образовательных результатов создают для них возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. При этом также формируется способность субъекта самостоятельно учиться.
Способность субъекта самостоятельно учиться обеспечивается совокупностью предметных и метапредметных результатов. При этом сформированные УУД порождают широкую ориентацию школьников в различных предметных областях познания. Большое количество самостоятельно реализуемых учебных действий позволяет школьникам сохранять устойчивую учебную мотивацию к учебному предмету. Но произойдёт это лишь в том случае, если педагог успешно владеет той, или иной образовательной технологией. Чтобы знания школьников были результатом их собственных поисков, педагогу необходимо организовать эти поиски и управлять ими. При этом педагог развивает их познавательную деятельность и самостоятельность действий. Достичь поставленных педагогам дидактических и иных задач помогают способы и средства, которые используются педагогами в ходе учебно-воспитательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: Коллективная монография. Ч. 2 [текст] / Под общ. ред. Л.В.Алексеевой. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. — 119 с.
2. Бажукова, Е.Н. Современные информационные технологии [Текст] / материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». - 2014. – 84 с.
3. Базина, К.Я. Технология КМД [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://solie.ru/kultura/657/index.html (дата обращения: 17.03.2023).
4. Буздалова, Н. В. Организация познавательной деятельности учащихся: опыт, проблемы, перспективы [текст] / Н.В. Буздалова // Мир науки». - 2016. – Т. 4. - No 4. – С. 28-34.
5. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно- познавательной компетентности учащихся [текст] / С.Г. Воровщиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – No1. – С. 31-40.
6. Годовикова, Д.Б Развивающее обучение [текст] / Д.Б. Годовикова. – Москва: Просвещение, 2010. – 75 с.
7. Горовая, В.И. Образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2008. – No 10. – с. 35-36.
8. Железнякова, О.М. Индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроке [текст] / О.М. Железнякова, Н.В. Буздалова // Педагогическое образование и наука. - 2016. - No1. - С. 124-127.
9. Жунисбекова, Ж.А. О Необходимости сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения в основной школе [текст] / Ж.А. Жунисбекова, Ж.Д. Изтаев, Н.Е. Исманова и др. // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – No 1. – С. 19-23.
10. Ильина, Т. А. Проблемное обучение [текст] / Т. А. Ильина // Вестник высшей школы. – 2013. - No 2. – С. 5.
11. Иоффе, А. Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся [текст] / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. - 2012. - No 1. – С.13-17.
12. Казанцева, В. В. Развитие познавательного интереса к предмету обществознание [текст] / В. В. Казанцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. — С. 149-151.
13. Каххорова, Ш.Ш. Нетрадиционный подход к образованию [текст] / Ш.Ш. Каххорова // Academy. – 2018. - No 5 (32). – С. 91-92.
14. Коршунова, Е.А. Приёмы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания [электронный ресурс] / Е.А. Коршунова // сайт: Современный урок. – URL: https://www.1urok.ru/categories/8/articles/18584 (дата обращения: 17.03.2023).
15. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
16. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский. - Педагогика. – М., - 2003. – С.3-10.
17. Крылова, О.Н. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие[Текст] / Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
18. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. ( Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2003. - 448 с.
19. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / B.C. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 306 с.
20. Классика педагогических технологий в формате инноваций современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] / https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (дата обращения: 17.03.2023).
21. Лазарев, В.С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности [текст] / В.С. Лазарев // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2014. - No6. - С. 3-12.
22. Лысиченкова, С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию [текст] / С. А. Лысиченкова // Молодой ученый. - 2012. - No 4 (39). - С. 428-431.
23. Малкова, Е.М. Феномен познавательной активности старшеклассников в современной теории и практике [текст] / Е.М. Малкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. –Т. 2. No3. – С. 38-40.
24. Осипова, С.И. Познавательная активность как объект педагогического анализа [текст] / С.И. Осипова, Н.С. Агишева // Гуманизация образования. – 2016. - No 2. – С. 89-96.
25. Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы [текст] / Материалы седьмой международной научно-практической конференции г. Барнаул, 14 декабря 2018 года; Под научной редакцией И.И. Макаровой. - Барнаул: ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2019. – 228 с.
26. Рюшина, С.И. Использование активных и интерактивных методов на уроках обществознания как средство формирования личности ученика [текст] / С.И. Рюшина // Инновационная наука. – 2019. - No 3. – С. 158-160.
27. Современные методы и приемы обучения на уроках истории и обществоведения [электронный ресурс] // сайт Государственного учреждения образования «Средняя школа No19 г. Барановичи». – URL: http://sch19.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=102801 (дата обращения: 17.03.2023).
28. Сорока, О.Г. Рекомендации по обобщению опыта по проблемам организации познавательной деятельности учащихся [электронный ресурс] / О.Г. Сорока. – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1187831934/ (дата обращения: 17.03.2023).
29. Трубинова, Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 946-948. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 17.03.2023).
30. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [электронный ресурс] / сайт Национальной ассоциации развития образования и науки. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 17.03.2023).
31. Чернышев, И.А. Проблема развития познавательной активности подростков в учебном процессе [текст] / И.А. Чернышев, М.В. Цуканов // Ученые записки Курского государственного университета. - 2011. - No3 (19). - С.147-150.
32. Шевченко, О. И. Технологии нестандартного обучения [текст] / О. И. Шевченко, М. А. Волков, В. А. Леонов // Педагогика высшей школы. — 2018. — No 3 (13). — С. 17-25.