Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Многодетная семья представляет собой совокупность людей, которые связаны узами брака, родством, осуществляющих совместный быт имеют трех и более детей. Социальные функции выполняются в многодетной семье: развитие социальной личности, удовлетворение многообразных потребностей. Многодетная семья характеризуется особой самобытностью, специфическим отношением, своим неповторимым миром, в котором встречаются радостные и грустные моменты.
Формирование специфических поведенческих качеств закладывается в семье. Дети дошкольного возраста по-особому воспринимают окружающий мир, формируя понятия о добре и зле. Правильная нравственная позиция является фундаментом дальнейшего поведения индивида в социальной среде. Она закладывается в семье. Количество членов семьи оказывают влияние на процесс становления той или иной нравственной позиции. Семьи с одним ребенком имеют отличия в воспитании, по сравнению с детьми из многодетных семей.
Теоретические основы семейного воспитания отражены в работах отечественных психологов, педагогов, социологов (П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.Ф. Одoевский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, Е.П. Арнаутова, Т.А. Маркова, Б.П. и Л.А. Никитины, Л.Ф. Островская, В.В.Абраменкова, А.А. Абрамова, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.Л. Зверева, И.Ф. Дементьева, О.М. Здравомыслова, О.В. Кучмаева и др.).
На основе рассмотрения многочисленных исследований в области педагогике, психологии и социологии, которые посвящены изучению процесса воспитания дошкольников в многодетной семье. Сфера нравственного воспитания находится далеко не на первом месте. Данная тенденция связана с неустойчивостью нравственных идеалов в обществе, которые зависят от кризисных явлений в обществе. В обществе имеются глубокие социальные и материальные пропасти между людьми, которые корректируют истинные идеалы воспитания для детей дошкольного возраста.
В связи с этим государством обозначен семейный приоритет и образовательные концепции, которые имеют свое отражение в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. В Стратегии уделяются особое внимание статуса отцовства, материнства, многодетности, акцентируется внимание на сохранение и укрепление культуры семейного воспитания, где в основе лежат традиционные самобытные, истинные семейные и духовно-нравственные ценности. Государством поставлена глобальная задача – это «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности».
В этой связи представляется актуальным изучение особенностей воспитания дошкольников в многодетной семье в современных условиях.
Объект исследования: многодетная семья.
Предмет исследования: особенности воспитания дошкольников в многодетной семье.
Цель исследования: изучить особенности воспитания дошкольников в современной многодетной семье.
Задачи исследования:
1. выявить традиционные ценности семейного воспитания;
2. изучить особенности педагогического потенциала многодетной семьи.
Глава 1. Теоретические основы воспитания дошкольников в многодетной семье
1.1 Характеристика педагогического потенциала многодетной семьи
Семья — это сообщество людей, связанных между собой узами брака, родительскими узами, общим хозяйством, как основная ячейка общества, выполняет важные социальные функции и имеет важное значение в жизни человека, формировании характера, удовлетворении духовных потребностей, обеспечение предметов первой необходимости жизни играют роль социализации. В семье ребенок усваивает основные нормы поведения, ценностные ориентации, получает нравственное воспитание, приобщается к духовным традициям. Семья – уникальный социальный институт, посредник между личностью и государством и передача фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семья обладает мощным потенциалом влиять на ход общественного развития, формировать интеллектуальный рост, формировать нравственные и гражданские отношения [3].
На протяжении столетий потенциал домашнего образования определялся приоритетами нравственности и духовности. В повседневной практике формирование нравственных качеств у детей было неотъемлемой частью подготовки к жизни и центральной задачей семейного воспитания. Образовательный процесс рассматривался прежде всего как духовно-нравственная целостность и направленность. Это направление семейного воспитания стало культурной основой социализации общества [6].
Семейная жизнь является органической частью общественной жизни. В семье человек осознает необходимость служить другим и находит силы и поддержку для преодоления жизненных трудностей. Семья хранит память о корнях, формирует будущее, формирует и развивает индивидуальные и социокультурные ценности. Вопрос семейного воспитания не может рассматриваться как частный в рамках родительских или узкопрофессиональных воспитательных интересов [5].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина, Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений [Текст] / Ю.Е. Алешина. - М.: Наука, 2014. - 120 с.
2. Арцимович, Я.А. Современная семья [Текст] / Я.А. Арцимович. - М.: Владос, 2013 - 178 с.
3. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России [Текст] / Е.Ф. Ачильдиева // Вопросы психологии. - 2012, №2. - С. 12-14.
4. Баздырев, К.К. Единственный ребенок [Текст] / К.К. Баздырев. - М.: Наука, 2013. - 119 с.
5. Бойко, В. В. Многодетная семья [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Мысль, 2013. - 237 с.
6. Васильева, Э.К. Семья и ее функции [Текст] / Э.К. Васильева. - М.: Статистика, 2014. - 180 с.
7. Волкова, А.Н. Диагностика супружеских отношений [Текст] / А.Н. Волкова // Вопросы психологии. - 2013, №5. - С. 20-21.
8. Ковалев, С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Класс, 2013. - 208 с.
9. Красовский, А.С. Ценностные ориентации в многодетной семье [Текст] / А.С. Красовский. - М.: Астрель, 2010. - 228 с.
10. Кричевский, P.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский. - М.: Изд-во МГУ, 2011. - 205 с.
11. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 2012. - 445 с.
12. Марковская, Н.Г. Семья в системе ценностей личности [Текст] / Н.Г. Марковская // Вопросы психологии, 2013, № 8. - С. 7-9.
13. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - М.: Институт практической психологии, 2010. - 356 с.
14. Навайтис, Г. Семья в психологической консультации [Текст] / Г. Навайтис. - Воронеж: Модек, 2014. - 224 с.
15. Савинов, JI. И. Образ жизни семьи и ценностные установки супругов [Текст] / Л.И. Савинов // Вопросы психологии. - 2013, № 3. - С. 15-16.
16. Сермягина, О.С. Многодетная семья в современном мире [Текст] / О.С. Сермягина. - М.: Проспект, 2012. - 225 с.
17. Торохтий, В. С. Психологическое здоровье семьи [Текст] / В.С. Торохтий. СПб.: Каро, 2013. - 275 с.
18. Фотеева, Е. В. Межличностные отношения супругов и число детей в семье [Текст] / Е.В. Фотеева // Семья и школа. - 2010, № 2. - С. 31-32.
19. Юдина, И.Ф., Юдина, Л. И. Социально-психологические основы семейной жизни [Текст] / И.Ф. Юнда. - М: Речь, 2010. - 145 с.
20. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер. - СПб: Речь, 2013. - 274 с.