Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире основой процветания наиболее успешных экономик становятся инновации и инновационная деятельность. Глобализация и интернационализация в разы увеличивают влияние инноваций на успех компаний и экономики в целом. И лидером рынка зачастую становиться тот, кто первым имплементировал инновации в производство, в свой продукт, в свои услуги. Инновации открывают, создают все больше «голубых океанов», которые впоследствии формируют мир, общество, и от которых прямо зависит благополучие людей.
Современный мир видоизменяется с невероятной скоростью. Размываются границы национальных государств. Сейчас граница не является препятствием ни для экономической, ни для научной, ни для культурной деятельности. Можно констатировать общий принцип размывания границ: исчезают дисциплинарные и отраслевые границы в исследованиях и разработках, экономическая деятельность ведёт на стыке бизнеса и науки, бизнеса и культуры, бизнеса и экологии .
Консервативные компании, еще 5 лет назад удерживающие большую часть рынка, остаются позади и уступают бизнесу, который переходит к передовым технология, вкладывается в интеллектуальные и роботизированные системы, машинное обучение и искусственный интеллект.
Целью данной работы является рассмотрение современных моделей инновационных процессов; зарубежного опыта и российских особенностей.
Задачи:
- рассмотреть инновации: сущность, виды;
- изучить модели инновационных процессов;
- описать изменение парадигмы инновационного развития: опыт России и за рубежом;
- рассмотреть модель «открытых инноваций» в России и за рубежом;
- изучить модель экосистемы как модель будущих инновационных процессов и ее реализация в России.
Объект исследования – модели инновационных процессов. Предмет исследования – опыт России и других стран в реализации моделей инновационных процессов.
Глава 1 Сущность инноваций и инновационных моделей
1.1 Инновации: сущность, виды
Вопросам таксономия (классификации) инноваций посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов. До сих пор авторы расходятся не только в систематизации, но и дефинициях относительно термина «инновация».
При внимательном анализе этих определений можно выделить лейтмотив: изменения (change).
В работе авторы выделяют два направления этих изменений:
1) изменения в ценностях для клиентов продуктов, процессов, услуг, а не только новые продукты и процессы, например, новый дизайн автомобиля или новые технологии производства изделий, либо реактивный двигатель для морских паромов - это инновационный продукт и процесс одновременно);
2) изменения в степени привлечения в разрабатываемый продукт или услугу совершенно новых концепций и материалов, например, электромобиль на основе композитных материалов или компьютерное управление автомобилем с применением лазерного луча и т.п.; это изменение означает, что под инновацией все чаще понимают переход от улучшающих инноваций типа модификации и модернизации к радикальным или прорывным (disraption) инновациям.
Виды инноваций
Прорывные инновации. Характерной чертой прорывных инноваций выступает повышенной внимание к ней в медиа-среде, они выступают для многих как источник и шанс для обогащения. Прорывные инновации появляются при возникновении технологических прорывов, например, появление сотовых мобильных телефонов вместо стационарных кабельных.
Ярким примером инноваций прорывного характера можно отнести мегапроекты в авиационной и ракетно-космической сфере. В конце 2016 г. отдел системного анализа и проектирования немецкого авиационно-космического агентства (DLR-Deutsche Luft-Raumfahrt) сформировал набор требований к суборбитальному сверхзвуковому пассажирскому самолету ракете «Space Liner». Следует указать на ряд параметров самолета-ракеты, которые выходят за рамки традиционных представлений: 11 жидкостных кислородно-водородных ракетных двигателей на разгонном блоке и пассажирском; высота полета 80 км; максимальная скорость 25 000 км/час.; дальность полета - 18 000 км . Расстояние от Австралии до центральной Европы самолет-ракета будет преодолевать за 90 минут, а время полета на участке Европа - Калифорния составит всего около 60 минут.
Не следует предлагать результаты прорывных инноваций для существующих клиентов на традиционных рынках. Они обладают другими качествами и преимуществами, которые ценятся на новых рынках.
Прикладные инновации. Применение существующих технологий на новых рынках с новыми целями, например, использование безотказных и вандалоустойчивых компьютеров в банковском бизнесе; применение Global Position Systems (GPS) в автомобилях для навигации. Продуктовые инновации. Предложение товаров на существующих рынках более высокого уровня, например, новых процессов для компьютеров или новых автомобилей. Такого рода инновации характеризуются, как правило, ростом результативности и удобством в использовании, снижением затрат на эксплуатацию и другими улучшениями характеристик продукта.
Процессные инновации. Включают новые методы управления, новые организационные структуры и технологические процессы. К примеру, переход от линейно-функциональных схем управления с вертикальной иерархией к горизонтально-процессной структуре следует считать процессной инновацией с ярко выраженными элементами стратегической инновации. Примером процессной инновации может служить переход от стационарной к online торговле, а также передача процесса инвентаризации товарных запасов поставщикам продукции . Стратегические инновации. Они возникают, как правило, в результате взаимодействия продуктовых, технологических и бизнес-факторов. Например, к стратегическим инновациям можно отнести
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аль-Байдани И. Д. А., Инновационные технологии в стратегическом развитии агропромышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. — 2021. — Т. 19, вып. 5. — С. 943-953
2) Артюхов А. В., Изменения в подходах инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2022. — № 5. — С. 99-106.
3) Бойко В.П. Разработка организационно-управленческого механизма построения системы контроллинга инновационных проектов на предприятиях ракетно-космической промышленности: диссерт. канд. экон. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. - 147 с.
4) Бойко В.П. Таксономия инноваций и модели инновационных процессов//МЕНЕДЖМЕНТ И БИЗНЕС-АДМИНИСТРИРОВАНИЕ. 2018. № 1. С. 135-141
5) Герман В. А., Перестройка российской промышленности существенно повлияет на инновационные процессы // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. — 2022. — № 10 (октябрь). — С. 56-61
6) Голубецкая Н. П., Критерии оценки результативности инновационной трансформации предпринимательских структур // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2020. — Т. 26, № 10. — С. 1128-1135.
7) Дубовицкий А. А., Инновационное развитие малого бизнеса: оценка влияния ВРП в России. — 5 рис. // Региональная экономика: теория и практика. — 2022. — Т. 20, вып. 12. — С. 2364-2384
8) Земляков Д. Н., Национальная инновационная система: особенности формирования и реализации на макро-, мезо- и на микроэкономическом уровнях (о книге Ю. Б. Винслава "Инновационное развитие экономики: проблемы государственного и корпоративного управления") // Российский экономический журнал. — 2021. — № 6. — С. 118-130.
9) Инновационные процессы в образовании, науке и спорте. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 394 с.
10) Левитская И. А., Взаимодействие малого бизнеса и корпораций в жизненном цикле инновационного процесса // Проблемы теории и практики управления. — 2022. — № 2. — С. 161-179
11) Левитская И. А., Интеграция рынка инновационной продукции России в мировую экономику // Проблемы теории и практики управления. — 2021. — № 11. — С. 40-56
12) Мезенцева Е. С., Инновационные эффекты цифровой трансформации промышленных предприятий // Региональная экономика: теория и практика. — 2022. — Т. 20, вып. 4. — С. 659-677
13) Моргунов В. И., Инновационные процессы развития маркетинга в современной экономике: Научное издание [Электронный ресурс]. — Москва : Дашков и К, 2011. — 32 с.
14) Никонова А.А. Трансформация моделей инноваций в экономической динамике// ЭКОНОМИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, 2018, том 54, No 4, с. 3–28
15) Ратнер С. В., Бизнес-модели в циркулярной экономике // Инновации. — 2021. — № 6. — С. 48-60
16) Самоволева С. А., Характеристики качества инновационного процесса и абсорбция зарубежных знаний // Инновации. — 2020. — № 6. — С. 69-79
17) Удальцова Н. Л. Проблемы применения модели «открытых инноваций» в России// ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ No 1(61) – 2021. С. 77-80
18) Фирсова И. А., Экосистемный подход формирования образовательных инновационных систем // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2022. — № 1. — С. 147-150
19) Фонотов А. Г., Инновации как системные коммуникации // ЭКО. — 2022. — № 1. — С. 54-76.
20) Эйдис А.Л., Инновационные процессы в управлении объектами сельскохозяйственного назначения: Учебное пособие. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2020. — 192 с.
21) Davenport H., Leibold M., Voelpel S. Strategic Management in the Innovation Economy: Strategy Approaches and Tools for Dynamic Innovation Capabilities-Erlangen: PH Wiley, 2006 - 444 p.