Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Труд как основа благосостояния личности не всегда может выполнять эту задачу в условиях рыночной экономики. Кроме того, способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест.
Закреплённое на конституционном уровне социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, получает своё правовое опосредование в нескольких организационно-правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учётом особенностей их общественно-полезной деятельности и видов обеспечения.
Объектом исследования являются правоотношения в системе социального обеспечения Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступают нормы права, регламентирующие формы социального обеспечения.
Целью курсовой работы является анализ форм социального обеспечения.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– проанализировать понятие социального обеспечения;
– исследовать общую характеристику форм социального обеспечения;
– раскрыть обязательное социальное страхование;
– рассмотреть обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
– охарактеризовать социальную помощь.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу работы составляют труды таких отечественных ученых, как: Д В.С. Аполосова, Е.В. Гуляева, Е.В. Алексеева, З.А. Егорова, Е.В. Васильева, В.О. Лаврик, Е.П. Киселица, М.Г. Седельникова и др.
Нормативной основой исследования являются Конституция РФ , Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , иные нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Понятие социального обеспечения
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Наиболее присущие черты социального государства проявляются в его социальной политике, которая согласно Основному Закону страны обращена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и беспрепятственное развитие человека.
Социальная политика – одно из главных направлений внутренней политики государства, призванное обеспечить стабильность общественной системы .
Социальная защита – это система экономических, социальных, правовых, организационных, медицинских и технических мер по защите граждан от социальных рисков, которые ухудшают качество жизни. Социальная защита имеет целью поддержание материального положения граждан с помощью создания в государстве, в регионе, на предприятиях социальных механизмов, фондов, включая страховые, и институтов социальной защиты, в случаях и на условии, установленных законодательством.
В настоящее время в социальной политике РФ организация государственной социальной помощи является приоритетным направлением, это обусловлено достаточно высоким уровнем бедности в России и бюджетными ограничениями, в связи с этим социальная помощь оказывается только наиболее нуждающимся гражданам.
К достоинствам адресности социальной помощи можно отнести то, что она позволяет наиболее эффективно расходовать бюджетные средства на оказание социальной поддержки населения.
Однако мировой опыт показывает, что эффективнее адресной поддержки является выход за стандартные рамки выплаты пособий, в виде концентрации усилий на инвестициях в человеческий капитал, путем повышения уровня квалификации безработных граждан и помощи в трудоустройстве инвалидов, имеющих право на труд .
Для каждого отдельного человека социальное обеспечение важно потому, что оно связано с основным, фундаментальным правом человека – правом на жизнь. Реализация права на жизнь предполагает существование материальной базы (человеку нужны жилище, одежда, продукты питания).
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельное, относительно обособленное и цельное правовое образование, регулирующее указанный круг специфических общественных отношений на основе определенных принципов и своеобразным методом правового регулирования .
Совокупность норм, институтов и подинститутов, входящих в такое правовое образование, составляет систему отрасли права социальною обеспечения.
В структуре нормативных актов, регулирующих общественные отношения по социальному обеспечению, различаются:
правовые нормы, определяющие содержание указанных отношений в составе всех их элементов (Общая часть);
регламентирующие отдельные виды (элементы) этих отношений (Особенная часть).
Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.
Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.
Право на социальное обеспечение, равно как и любое иное право гражданина, действенно, когда оно обеспечено возможностью его защиты. На современном этапе развития Российского государства особенно остро стоит вопрос о защите конституционного права на социальное обеспечение и входящих в него субъективных прав конкретных граждан, что объясняется не только инфляционными процессами, существующими в экономике страны, но и непоследовательностью, разобщенностью, частой сменой содержания соответствующего законодательства, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие устоявшихся решений в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость.
Социальное обеспечение – это, установленная государством и гарантированная Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 39), система материального обеспечения в пожилом возрасте, в случае болезни, частичной или полной нетрудоспособности, при потере кормильца, а также в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальное обеспечение является одной их общечеловеческ
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 1 (1 ч.). – Ст. 18.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Ст. 7007.
5. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР / В.С. Андреев. – М. : Юрид. лит., 1987. – 171 с.
6. Антипьева Н.В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения / Н.В. Антипьева // Социальное и пенсионное право. – 2016. – № 2. – С. 21-26.
7. Аполосова В.С. Меры социальной поддержки как форма обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан / В.С. Аполосова // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 140-141.
8. Байматов П.Н. Конституционное право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение: новая экономическая политика / П.Н. Байматов // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 9. – С. 42 – 47.
9. Гордиенко М.М. К вопросу об обязательном социальном страховании / М.М. Гордиенко // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 2. – С. 218-224.
10. Грудцына Л.Ю. Комментарий к статье 39 // Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / Науч. ред. Ю.И. Скуратов. – М., 2013. – 341 с.
11. Гуляева Е.В. Обязательное социальное страхование на производстве / Е.В. Гуляева, Е.В. Алексеева // Экономическая система современного общества: экономика и управление: сборник материалов III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 84-94.
12. Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016. – № 7. – С. 120-128.
13. Доклад Уполномоченного по правам человека за 2015 год // Российская газета. – 2016. – 29 марта.
14. Егорова З.А. Социальное страхование как обязательный вид страхования в российской федерации / З.А. Егорова, Е.В. Васильева // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – 2017. – С. 93-96.
15. Капинос Е.Т. Организационно-правовые формы социального обеспечения в России / Е.Т. Капинос // Современная наука: теория и практика: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация, 2018. – С. 227-230.
16. Косенкова Е.А. Обязательное социальное страхование как мотивирующий фактор при официальном трудоустройстве / Е.А. Косенкова // Современные кадровые технологии в управлении предприятиями и территориями: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 115-119.
17. Костоварова Л.В., Чехонадских Е.В. Проблема соотношения системы права социального обеспечения и системы законодательства о социальном обеспечении, перспективы кодификации отрасли / Л.В. Костоварова, Е.В. Чехонадских // Актуальные проблемы науки и образования на современном этапе: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 229-234.
18. Лаврик В.О. Адресная социальная помощь в современной системе социальной защиты населения РФ / В.О. Лаврик, Е.П. Киселица // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 167-169.
19. Малунова З.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (постатейный) / З.А. Малунова, Н.А. Новикова, С.Т. Никифорова, О.С. Кулакова // СПС КонсультантПлюс. – 2016.
20. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении / Т.К. Миронова // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 7. – С. 101-106.
21. Новикова В.В. Социальная помощь как объект правового регулирования: общетеоретический и отраслевой аспекты / В.В. Новикова, А.А. Фомин // Ленинградский юридический журнал. – 2014. – № 4. – С. 229-235.
22. Проблемы общей части права социального обеспечения: монография. – М.: Проспект, 2017. – 218 с.
23. Радонова А.В. Основные формы системы социального обеспечения и социальной защиты населения / А.В. Радонова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 10-1. – С. 236-239.
24. Романовская О.В. Право на охрану здоровья, право на медицинскую и социальную помощь: проблемы соотношения / О.В. Седельникова // Социальное и пенсионное право. – 2015. – № 1. – С. 9-14.
25. Седельникова М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации / М.Г. Седельникова // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2018. – № 1 (54). – С. 135-138.
26. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь / А.Н. Тарасенкова. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. – Вып. 18. – 176 с.
27. Чупрова Е.В. О некоторых аспектах совершенствования законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в современный период / Е.В. Чупрова // Адвокат. – 2016. – № 2. – С. 80-84.
28. Юдинцева О.А. Государственная социальная помощь / О.А. Юдинцева // Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 260-263.