Фрагмент для ознакомления
2
АРХИТЕКТУРА КАК ИСКУССТВО
1. Формообразование в архитектуре (архитектурные формы)
Архитектура – это вид искусства, сопровождающий развитие человечества на протяжении всей его истории .
Архитектурная форма показывает особенности ее конструктивной основы: параметры, геометрические свойства, работу несущих элементов, соотношение несущего и несомого, организацию конструктивных материалов .
Форма выступает как способ организации объекта в различных аспектах его реального существования. При этом в центре внимания оказываются проблемы организации архитектурного объекта как художественного произведения. В соответствии с этим и строятся очерки данного раздела. Архитектурное формообразование анализируется в различных проекциях — и как организация архитектурного объекта в целом, и как его художественное построение.
Различные свойства архитектурного объекта, делающие его удобным, комфортным, прочным, долговечным, технологичным для строительства, экономичным и, наконец, превращающие его в художественное произведение, сложно соотносятся в процессе формообразования. Последнее связывает между собой различные ценности и осуществляется тем или иным способом в зависимости от того, какие из этих ценностей выступают основными.
Конфигурация архитектурной формы — ее внешнее очертание — это линия динамического равновесия между полями внутренних и контекстуальных (внешних) факторов, определяющих форму . Разный вектор воздействия данных факторов на форму позволяет назвать их силами.
Расшифруем содержание этих факторов, или «сил».
Внутренние факторы, воздействующие на форму изнутри, сводятся к следующим требованиям:
• конфигурации отдельных пространств и их взаимосвязям;
• качествам среды — влажности, температуре, светоцветовым условиям и их оптимальным характеристикам;
• мебели и оборудованию, определяющим комфортные условия;
• строительным материалам и конструкциям, определяющим возможность реализации формы, а также ее надежность и долговечность.
Внешние факторы — контекстуальные. Они определяют форму извне:
• обусловленностью формы конфигурацией внешнего пространства, его структурой и размерами;
• влиянием на форму объемно-пространственной, цветовой, текстурной и фактурной характеристиками окружающего контекста и ландшафтного и градостроительного; влиянием совокупности ограничений на изменения этих характеристик.
Воздействие указанных «сил» на форму — результат реализации во многом технических требований нормативных документов и регламентов на проектирование (как правило, обладающих рациональными, измеримыми параметрами) (рис. 1).
Рис. 1. Структура материальной оболочки постройки как выражение соподчинения ландшафтных и автономных сил
Очевидно, что процесс создания полноценной архитектурной формы — это поиски компромисса между многочисленными содержательными и противоречивыми задачами.
По существу, только интеллект и рука архитектора могут обеспечить динамическое равновесие между полями внутренних и контекстуальных сил, гармонизовать содержательный и эстетический смысл авторской парадигмы, глубокое понимание главной авторской идеи.
2. Композиционные основы архитектурных сооружений
Определение «композиция» (от латинского compositio – составление) строение, расположение и соотношение основных частей произведений искусства» , акцентирует внимание на основном признаке – целостности формы. Центральным звеном теории архитектуры и архитектурного проектирования является композиция. Архитектурная композиция – это закономерное и оптимальное сочетание объемов и пространств в единую гармоническую архитектурную форму, которая имеет своим результатом определенное эстетическое воздействие на человека. Традиционная витрувианская триада архитектурного произведения −firmitas, utilitas, venustas- прочность, польза, красота закрепила представление о целостности архитектурной формы .
Архитектурная композиция — целостная система архитектурных форм, отвечающая художественным, функциональным и конструктивно-технологическим требованиям. Художественное единство должно быть присуще как композиции отдельных объектов, так и их комплексов. При архитектурном проектировании художественные средства избирают с учетом назначения здания, эстетических закономерностей и психологии восприятия,
Основными компонентами архитектурной композиции здания служат его внешний объем и внутреннее пространство. Построение композиции базируется на гармоничном, т. е. соразмерном единстве внешнего объема здания с пространством интерьеров и окружающей среды, которое способствует созданию художественно завершенного целого.
Единство внешнего объема и внутреннего пространства зданий соблюдается, если архитектурная композиция обеспечивает соответствие размеров и форм объема фасадов и интерьеров.
Существуют различные попытки классификации средств архитектурной композиции, каждая из которых могла бы составить предмет специального рассмотрения. Возникают различные объяснения происхождения отдельных средств, их устойчивого использования в разные исторические периоды развития архитектуры. В то же время общая картина средств композиции как устойчивых, повторяющихся явлений, объективно взаимосвязанных между собой в композиционном процессе, пока еще не сформировалась. Именно поэтому на современном этапе развития теории представляется особенно важным выявить природу этих средств в целом. Имеется в виду выяснение основных различий средств композиции по характеру их обусловленности в композиционном процессе и раскрытие наиболее общих взаимосвязей этих средств между собой.
Участвуя в процессе композиционного мышления, рассматриваемые средства выражаются и в его материальных результатах — в рисунках, чертежах, макетах, конкретных городах и сооружениях. Объемы и плоскости, оси и центры, пропорциональные и метрические системы, пройдя сложный путь кристаллизации в архитектурном мышлении, как бы застывают в реальном архитектурном окружении, в его конкретных формах. Здесь они выступают уже как некоторые свойства архитектурных объектов. И наоборот: то, что в объекте проявляется как его существенное свойство, в композиционном процессе выступает как средство, объективно взаимосвязанное с решением определенного круга композиционных задач. Поэтому специфика творческих задач определяет преимущественное использование тех или иных средств. Последние вообще не существуют отдельно от содержания решаемой задачи — они закономерно рождаются в композиционном мышлении как ответы на эти задачи.
Следовательно, для более глубокого понимания средств композиции необходимо исходить из содержания решаемых творческих задач, связывать их с самой сущностью архитектуры. А это значит, что средства композиции необходимо рассматривать как носителей определенной содержательности, которые, сложно взаимодействуя между собой в композиционном процессе, и образуют в результате архитектурное произведение. Пропорции или метр не есть некие самостоятельные сущности, взятые безотносительно к человеку и культуре, — они требуют рассмотрения в связи с тем, что выражают, что несут сознанию и мышлению людей. В этом смысле средства композиции — своего рода исходные строительные компоненты, из которых
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры. М.: Изд. Прогресс-Традиция, 2002. 510 с.
2. Архитектура двадцатого века: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Маклакова. – М.: Изд-во АСВ, 2000. – 200 с.
3. Архитектурное наследство. Выпуск 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре // Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; под ред. Н.Ф. Гуляницкого. – М.: Стройиздат, 1995. – С. 123-148
4. Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/bazen_isist/05.php
5. Бархин Б.Г. Методика архитектурно проектирования. М.: Стройиздат, 1982.
6. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Энциклопедия готической архитектуры / Э.Э. Виолле-ле-Дюк. − М.: Эксмо, 2013. − 512 с.
7. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Ленинград; Москва: 1973. Т. 1.
8. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество, Живопись. Ваяние. – М.: ОлмаПресс, 2004. 480 с.
9. Жуковец О. Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология. 2008. № 2 (8). С. 92-96
10. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов / Е.И. Кириченко. − М.: Искусство, 1982. − 400 с.
11. Кравченко И.Л. Язык цвета в пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 1.– С. 115-118
12. Кузнецова М.И. Система представлений о мире в эпоху модернизма // Перспективы науки. 2015. № 3 (66).– С. 48-51
13. Курбатов Ю. И. Очерки по теории формообразования. СПб.: СПбГАСУ, 2015. С. 7–22.
14. Курбатов Ю. И. Проблемы гуманизации современного модернизма: сборник статей. СПб.: СПбГАСУ, 2017. С. 5–9.
15. Ле Корбюзье. Архитектура XX века. Изд. Прогресс, 1977. 301 с.
16. Лебедев Ю.С., Рабинович Ю.И., Попожай Е.Д. Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. М.: Стройиздат, 1990. 269 с.
17. Современный толковый словарь русского языка. М.: Изд. Ридес Дайджест, 2004. 960 с.
18. Сомов Г. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. М.: Стройиздат, 1990.
19. Ювалова Е.П. Сложение Готики во Франции / Е.П. Ювалова. − СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. − 302 с.
20. Friedel E. Kulturgeschichte der Neuzeit. München: Beck, 1999. 1570 S.