Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дополнительное образование представляют собой сложную педагогическую систему Оптимальность ее функционирования зависит от многих факторов, но самый важный из них – педагогическое мастерство преподавателя. Совершенствование мастерства педагога представляет собой основное условие роста качества учебно-воспитательной работы и ее соответствию с требованиями российской образовательной системы.
Рост профессионального мастерства учителей дополнительного образования является невозможным без грамотной, творческой организации образовательного процесса. Чтобы занятие было обучающим, необходимо его тщательная подготовка и планирование. В процессе дополнительного образования должен присутствовать элемент творчества как со стороны учителя, так и со стороны учеников.
Однако, необходимо помнить, что любое занятие ставить перед собой общую основную цель, которая оговаривается в соответствии с требованиями программы. Педагог дополнительного образования должен знать, что целью каждого занятия является рост и поддержка мотивации учеников к тому или иному направлению.
Второй общий момент – традиционная структура, которая может дублировать классический ход занятий с их аргументами, сообщениями новых знаний, контролем пройденного материала, а может быть и оригинальной, где последовательность обычных этапов изменяется, внедряются новые способы организации, вводятся элементы игровой деятельности. Следовательно, весьма необычными являются содержание, мет и формы, которые придают занятию нужное ускорение для развития личности. Такие занятия способствуют более быстрому усвоению учениками знаний.
Педагогу должен раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Следовательно, методика деятельности в процессе дополнительного образования должна доступной, содержать простые алгоритмы, выраженные в организационных, методических и содержательных аспектах занятий.
Объектом данного исследования является система дополнительного образования.
Предмет исследования: методика деятельности педагога дополнительного образования.
Цель исследования – изучить содержание и методику деятельности педагога дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности деятельности педагога дополнительного образования.
2. Проанализировать педагогические технологии в сфере дополнительного образования.
1. Особенности деятельности педагога дополнительного образования
1.1 Теоретические основы современных педагогических технологий
В концепции личностно-ориентированной педагогики на сегодняшний день требуется переосмысление всего процесса образования, как непосредственно процесса обучения, так и воспитательных мер, взгляда на учащегося в качестве субъекта деятельности. Качественные изменения личности учеников сравнительно с традиционной системой, совершенствование умений мотивировать свою деятельность, осуществлять самостоятельную ориентацию в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление, развивать учеников за счет максимального раскрытия их способностей, с использованием инновационных достижений науки и практики являются основными ее целями 11, с. 19.
Концептуальность педагогического процесса, его системность, управляемость и результативность стала возможным за счет внедрения в деятельность учителей инновационных педагогических технологий. Это способствует введению в педагогическую деятельность системно-деятельностного подхода, который действует на основе исключение из практики малоэффективных вербальных способов обучения, осуществляет мотивацию проектирования технологической цепочки приемов и форм взаимодействия педагога и учащихся, дает гарантию образовательным результатам и нивелирует отрицательные последствия работы педагогов с низкой квалификацией.
С научной точки зрения термин «педагогическая технология» имеет множество определений, однако, в целом, их можно объединить в четыре группы:
-педагогические технологии в качестве средства, т.е. в качестве производства и применения методических инстурментов, аппаратуры, учебного оборудования в учебном процессе (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачев);
-педагогические технологии в качестве способа и процесса коммуникации. Данная группа определений основывается на алгоритме, взаимодействия учителя и учеников (В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, Б. Скиннер);
-педагогические технологии в качестве научного направления, обширной области знаний, опирающейся на социальные, управленческие и естественные наук (П.И. Пидкасистый, Р. Кауфман, С. Ведемейер);
-педагогическая технология в качестве многомерного понятия (В.И. Боголюбов, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко) [7, с. 48.
Педагогические технологии могут быть реализованы путем организации учителем разнообразных видов деятельности учеников: учебная, игровая, воспитательная, развивающая и т.д.
В работах В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и Е.Н. Шиянова педагогическая технология определяется в качестве строго научного проектирования и точного воспроизведения приносящих положительные результаты педагогических действий [4, с. 105].
Педагогическая технология является совокупностью психолого-педагогических установок, которые определяют определенный набор и соотношения форм, методов, средств и приемов в ходе учебно-воспитательного процесса, это совокупность организационно-методического инструментария педагогического процесса [17, с. 86], которая определяет структуру функционирования средств, применяемых для достижения образовательных целей.
Любая из педагогических технологий характеризуется такими признаками, как поэтапность, пошаговость, заданных и выполняемых учениками действий. Отличительные особенности педагогической технологии и методики обучения представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Отличительные особенности педагогической технологии и методики обучения
№
п/п Методика обучения Педагогическая технология
1. Приемы, способы и формы обучения Системность с организации применения приемов, способов и форм обучения
2. Ориентация на результат обучения Ориентация непосредственно на образовательный процесс
3. Совокупность приемов и способов обучения является индивидуальной, в силу чего передача профессионального опыта затруднительна Система способов и форм обучения индивидуализирована в меньшей степени, существует возможность передачи и расширения педагогического опыта учителя
4. Доминирует специфика предмета и делается акцент на качественном своеобразии учебной информации Доминируют универсальные связи предметов, делается акцент на целостно-мировоззренческой структуре системы образования
5. Преобладает образовательно- дидактическое измерение учебной информации Происходит движение знания от их научно-исследовательского генезиса к образовательному истолкованию
Таким образом, педагогическая технология в процессе своего использования видоизменяется и совершенствует в зависимости от условий образования.
С точки зрения Г. К. Селевко [17] структура педагогической технологии включает в себя ряд следующих элементов:
• концепцию (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую);
• цель обучения и результаты, которые планируется получить;
• содержание образовательного процесса;
• диагностика актуальных знаний учеников;
• наличие критериев выбора оптимальных образовательных моделей в конкретных условиях;
• совокупность образовательных моделей обучения (методы и формы педагогической деятельности) [7, с. 21].
Основой любой педагогической технологии является идея воспроизведения адаптивных условий для каждого из учащихся, то есть адаптация к индивидуальным характеристикам учащегося содержания, различных методов и форм образовательного процесса и максимальная ориентация на личностную самостоятельность.
1.2 Требования к содержанию деятельности современного педагога дополнительного образования
Педагогом дополнительного образования осуществляется дополнительное образование учеников, развитие их разнообразной творческой деятельности. Также в обязанности педагога входят комплектация кружков, секций, студий, клубов и иных детских объединений.
Кроме того, педагог дополнительного образования принимает участие в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственнос
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Актуальные вопросы теории и методики дополнительного образования детей в современных условиях./ Сост. С.С. Акимов, М.Ю. Середенко. АНО «СПБЦДПО», Санкт-Петербург, 2016. 24 с.
2. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система /В.Д. Гатальский // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 34-38.
3. Дополнительное образование в педагогических традициях Нижегородской области : сборник дополнительных общеобразовательных программ / сост.: Е. В. Боровская [и др.]; под общ. ред. С. А. Фадеевой. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017. – 364 с.
4. Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов вузов / под ред. О. Е. Лебедева. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 256 с.
5. Евсикова Е. И. Влияние вариативной образовательной среды на эмоционально-личностное развитие учащегося в полном цикле школьного обучения: дис. … канд. психол. Наук/Е.И. Евсикова. – М., 2009. – 278 с.
6. Золотарева, А. В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для СПО / А. В. Золотарева, Г. М. Криницкая, А. Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 315 с.
7. Калмыков, А. А. Интернет-журналистика: учебное пособие / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. – М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 383 c.
8. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г.№ 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.минобрнауки.рф/документы/4090. - 05.11.2018.
9. Капр А. Эстетика искусства шрифта / А. Капр. – М: Книга, 2011. – 124 с.
10. Каргина, З. А. Мониторинг в дополнительном образовании детей // Внешкольник. – 2009. – № 1. – С. 15.
11. Кашепов, М. В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования // Внешкольник. – 2017. – № 2. – С. 19.
12. Красунов В. К. Как это по-русски? Словарь речевых трудностей и ошибок / В. К. Красунов. – Н. Новгород: Нижполиграф, 2012. – 240 с.
13. Лобашев, В. Д. Условия создания и применения дидактических средств в учебном процессе // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 2. – С. 7.
14. Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства: монография / Г. С. Мельник. – СПб: Питер, 2008. – 235 с.
15. Методическое обеспечение образовательного процесса / сост. Л. П. Конина, Е. Ф. Песяк, И. А. Черепанова, И. А. Андрианова // Дополнительное образование и воспитание. -- 2006. -- № 2. -- С. 15.
16. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт.-сост. Н. П. Наволокова, В. Н. Андреева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -- 118 с.
17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 2016. – 256 с.
18. Солганник Г. Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. Около 6000 слов и выражений / Г. Я. Солганник. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 749 с.
19. Субботина, Н. Н. Детская газета в образовательном учреждении: сборник / Н. Н. Субботина. – Ярославль: Пионер, 2000. – 77 с.
20. Сущенко Т. И. Основы внешкольной педагогики / Т. И. Сущенко. – Минск: Бел. навука, 2000. – 221 с.
21. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.
22. Филатова И.А. Проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки педагогов / И.А. Филатова. Ярославль, 2013. – № 4. – С. 50-57.