Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, разрывается связь между поколениями, семья из расширенной становится нуклеарной, утрачиваются традиционные ценности многопоколенной семьи. В то же время, институт семьи является неотъемлемым условием сохранения традиций и культурной преемственности в истории народа. В условиях демографического кризиса вопрос сохранения традиционных семейных ценностей как мировоззренческих установок у подрастающего поколения приобретает особую значимость и актуальность.
Система образования оказывает существенное влияние на формирование ценностных установок, особенно, в младшем школьном возрасте. Одна из главных задач обучения и воспитания детей на ступени начального общего образования – духовно-нравственное развитие обучающихся, становление их гражданской идентичности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, в частности, к традиционным семейным ценностям.
В педагогике существует множество форм, методов, приемов, способствующих формированию базовых семейных ценностей у младших школьников. Но принять и усвоить традиционные семейные ценности как свои мировоззренческие установки ребенок сможет только тогда, когда «проживет» эти ценности в своей собственной деятельности, особенно это касается девочек, как будущих «хранительниц очага». Таким образом, можно сделать вывод, что проблема формирования традиционных семейных ценностей и как результат – сформированность традиционных семейных ценностей является актуальной для девочек младшего школьного возрастаю
Объект исследования: процесс формирования традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: воспитание у девочек начальной школы положительного отношения к семейным ценностям.
Цель исследования: исследовать процесс воспитания у девочек начальной школы положительного отношения к семейным ценностям
Задачи исследования:
Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, на основании изученной литературы уточнить понятие «формирование семейных ценностей»;
Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования семейных ценностей у младших школьников;
Провести опытно-экспериментальную работу по воспитанию положительного отношения к семье у девочек начальной школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы, раскрывающие проблему исследования с позиций аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин), формирующего подхода (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов), воспитательного потенциала игровой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Б.Д. Эльконин, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, И.Ф. Дементьева, А.В. Мудрик, С.П. Акутина, С.Ю. Дивногорцева).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию традиционных семейных ценностей у младших школьников.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕНННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Семья и значение семьи в жизни человека
Семья – это динамическая малая группа людей, которые вместе проживают, связаны родственными отношениями (брака, кровного родства, усыновления, опеки), общностью формирования и удовлетворения социально-экономических и других потребностей, взаимной моральной ответственностью.
Особенности социализации ребенка в семье обусловлены, прежде всего, особенностями родительства. Это социально-психологический феномен, являющийся совокупностью знаний, представлений и убеждений относительно себя в родительской роли, которые реализуются во всех проявлениях поведенческой составляющей.
Родительство - процесс обеспечения родителями (родными или приемными в отношении ребенка) необходимых условий для полноценного развития, воспитания и обучения детей.
Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективы для ее развития. Родители влияют на формирование иерархии ценностей у детей не только как эмоционально близкие люди, но и представители мира взрослых, с которыми дети идентифицируют себя. Исследователи, которые изучают семью, выделяют понятие «сходство семейных ценностей», под которым понимают социально-психологическую качество, что отражает единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим норм, правилам, принципам и т. Ценности семьи являются важным фактором для семейной системы - как на уровне взаимодействия супружеской пары, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми.
Родительские установки и ожидания - еще одна характеристика родительства. Родительские установки - взгляд на свою роль отца или матери, которые объединяют, в том числе, и репродуктивную установку, основанный на когнитивном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания предусматривают право ожидать от других признания их социальной роли родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованной с ролью, а также вести в соответствии с ожиданиями окружающих.
Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они состоят из группы чувств, которая отличается от эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей о детях необходима для поддержания жизни ребенка. Любовь каждого родителя - источник и гарантия эмоционального благополучия ребенка, поддержки его психического и физического здоровья. Родительская любовь не является врожденным чувством человека. Она формируется на протяжении его жизни. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, он должна чувствовать безусловную любовь родителей и других членов семьи.
Настоящее родительство невозможно без такого компонента, как ответственность. Она имеет дуальную природу и сочетает как ответственность перед социумом, так и ответственность перед стилем жизни и воспитания детей.
Чтобы создать благоприятные условия для социализации ребенка в семье, необходимо соблюдение следующих основных условий:
- Отношение к ребенку как к равному;
- Уважение к ребенку - признание его личности;
- Согласие с ребенком, а не принуждение подчиняться воле родителей;
- Оптимистическая вера в возможности ребенка, в его лучшие качества;
- Справедливость и мера в поощрениях и наказаниях;
- Создание соответствующего поля возможностей для развития;
- Помощь ребенку в удовлетворении его потребностей в познании, самовыражении;
- Признание права ребенка на собственный выбор;
- Создание доброжелательной атмосферы в семье.
Итак, семья - основная среда для физического, духовного, интеллектуального, культурного и социального развития личности.
1.2. Понятие и характеристика семейных ценностей
Б.Л. Губман [7] отмечает, что ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, они составляют основу нравственных принципов. Важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Н.Л. Мусхелишвили говорит о том, что ценность и ценностные ориентации – это «необходимый и определяющий регулятор поведения человека» [33, с. 15].
И.Ф. Дементьева отмечает, что формирование ценностей не происходит автоматически – «в обществе не случайно сложились специальные социальные институты, главной задачей которых является воспитание» [20, с. 151].
Семейные ценности по Е.В. Ворониной – это «положительные и отрицательные показатели значимости объектов, относящихся к основанной на единой совместной деятельности общности людей, связанных узами родительства-супружества-родства, в связи с вовлеченностью этих объектов в сферу человеческой жизнедеятельности, человеческими интересами, потребностями, социальными отношениями» [14, с. 44]. С.П. Акутина отмечает, что одной из важных особенностей семейных ценностей является то, что они созданы общечеловеческой культурой. Ценности семьи – средство единения и обмена. Благодаря нравственным, семейным ценностям осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению.
Для более подробного изучения сущностной и содержательной наполненности категории «традиционные семейные ценности» рассмотрим классификации семейных ценностей, представленные различными учеными в рамках исследований в этой области.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей [Текст] / С.П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – №94. – С. 9-15.
2. Алиева, Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г.М. Алиева. – Махачкала, 2008. – 22 с.
3. Асташова, H.A. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. – № 8. – С. 25-36.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 2000.
5. Беляева, А.Б. Традиционные семейные ценности [Текст] / А.Б. Беляева // Вестник ТГУ: серия Гуманитарные науки. – 2008. – № 11(67). – С. 170-175.
6. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
7. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / сост. Б.И. Кононенко. – М.: Вече, 2003. – 512 с.
8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
9. Бородина, Е.Н. Педагогические условия формирования традиционных духовно-нравственных семейных ценностей у старшеклассников [Текст] / Е.Н. Бородина // Современные проблемы науки и образования. – Пенза, 2013. – №6.
10. Бородина, Е.Н. Теория и практика нравственно-патриотического воспитания детей в полихудожественной деятельности [Текст]: монография / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. – 192 с.
11. Бородина, Е.Н. Наследие [Текст] : метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественной – игровой деятельности / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. – 140 с.
12. Бородина, Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: / Е.Н. Бородина. – Челябинск, 2016. – 23 с.
13. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967.
14. Воронина, Е.В. Воспитание семейно-нравственных ценностей у школьников [Текст] / Е.В. Воронина // Вестник ИГПИ им. П. П. Ершова. – 2012. – № 5. – С. 43-45.
15. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С. Выготский; под. ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 512 с.
16. Гладких Л.П. Экспресс-диагностика развития детей [Текст]: материалы для тематического контроля / Л.П. Гладких, Н.В. Микляева. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 104 с.
17. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
18. Гурджиян, М.В. Традиционная семья в современном российском обществе [Текст] // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №4. – С. 41-43.
19. Данилюк, А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей [Текст] / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 27 с.
20. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье [Текст] / И.Ф. Дементьева // Вестник РУДН: серия Социология. – 2004. – № 6-7. – С. 150-160.
21. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
22. Дыбина, О.В. Диагностика направленности на мир семьи [Текст]: учеб.-метод. пособие / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина.- М. : Центр педагогического образования, 2009.
23. Задорожная, Е.А. Настольные игры – резерв развития УУД у младших школьников [Электронный ресурс] / Е.А. Задорожная // Электронный научный журнал. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25421024_30074441.pdf
24. Еняшина, Н.Г. К вопросу о педагогических возможностях игры [Текст] / Н.Г. Еняшина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов, 2008. – №4 (11). – Ч. 2. – С. 79-81.
25. Епишкин, Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка [Текст] / Н.И. Епишкин. – М.: Словарное изд-во ЭТС, 2010. – 514 с.
26. Измайлова, А.Т. Игровая деятельность как фактор активизации деятельности младших школьников [Текст] / А.Т. Измайлова // Актуальные вопросы модернизации российского образования, материалы XX международной научно-практической конференции. – Таганрог, 2014. – С. 97-99.
27. Кильдюшова, П.Е. К вопросу о формировании у младших школьников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова, Р.А. Валеева // Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – С. 18-23.
28. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 26 с.
29. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. URL: http://www.gouo.ru/Informoteka/Normativnye_dokumenty/Dopolnitel_noe_obrazovanie
30. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: 2008. – 256 с.
31. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
32. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
33. Мусхелишвили, Н.Л. Ценностная рефлексия и конфликты в разделённом обществе [Текст] / Н.Л. Мусхелишвили, В.М. Сергеев, Ю.А. Шрейдер // Вопросы философии. – 1996. – № 6. – С. 3-21.
34. Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. – М.: 1997. – № 3. – С. 3-11.
35. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 1999. – 896 с.
36. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. [Текст] / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
37. Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Юрайт, 2012. – 332 с.
38. Педагогический терминологический словарь [Текст]. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.
39. Послание Президента РФ Путина В.В. Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс]. URL:
40. http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173
41. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] / одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). URL: http://минобрнауки.рф/документы/543/файл/227/poop_noo_reestr.doc
42. Прошкина, К.Д. «Время играть», или игровые технологии в обучении и воспитании (на примере использования современных настольных игр) [Текст] / К.Д. Прошкина // На путях к новой школе. – 2015. – №4. – С. 30-36.
43. Рыбак, Е.В. Социальное развитие и образование в системе семейных ценностей современных молодых родителей: аксикреативный подход [Текст] / Е.В. Рыбак, А.Б. Федулова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2012. – Т. 18: серия Педагогика. – № 3. – С. 11-14.
44. Савинов, Л.И. Семьеведение [Текст]: учебное пособие / Л.И. Савинов. – Саранск: изд-во Мордовского университета, 2000. – 196 с.
45. Семья. Общество. Государство [Текст]: сборник документов и материалов. – Екатеринбург, 2008. – 33 с.
46. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] / В.А. Сластенин, Г.И. Чижова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 192 с.
47. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
48. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. – М.: ИЭОПГКО, 2006. – 144 с.
49. Чурекова, Т.М. Обусловленность формирования нравственных ценностей особенностями развития младшего подростка в современном социуме [Текст] / Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко // Вестник КемГУКИ. – 2011. – №4 (17-2). – С.125-134.
50. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2005. – 349 с.