Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время актуальным остается поиск новых средств педагогического воздействия на школьников. В связи с внедрением личностно-ориентированного подхода необходимо внедрять в образовательный процесс новые технологии, которые позволят заинтересовать школьников, повысить мотивацию, выработать устойчивый интерес к предмету, развить кругозор, критическое мышление. Проектирование, разработка и внедрение инновационных технологий в различных предметных областях в условиях внедрения ФГОС третьего поколения обеспечит эффективное управление учебным процессом. Одним из таких методов является метод кейс-технологии. Использование метода кейс-технологий в учебном процессе способно сформировать единую образовательную среду для работы внутри учебной группы на занятиях, вне уроков и за пределами учебного заведения, а также позволит заинтересовать школьников, вовлечь в учебную деятельность [3].
С применением кейс-технологий повышаются возможности для индивидуализации работы школьников, а также совместной работы педагогов. Кейс-технологии могут активно использоваться при проведении регулярных занятий, являются базой подготовки к контрольным работам и экзаменам. В результате использования кейс-технологий существенно расширяется арсенал педагогических средств для организации самостоятельной работы школьников с использованием новых технологий.
Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовного развития детей для подготовки интеллигентного человека, способного мыслить общечеловеческими категориями и полноценно исследовать опыт предшествующих поколений, для воспитания в каждом школьнике потребностей в самообучении, самовоспитании и саморазвитии; для формирования у учеников широкого и гуманного взгляда на мир [4].
Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам должна быть направлена на решение указанных задач. Существенная роль в этом отводится занятиям по истории, которая как учебный предмет обладает большими возможностями культурного и личностного становления школьников.
В общеобразовательной школе обучение направлено на достижение нескольких основных целей. Основными целями обучения истории в школе являются практическая, воспитательная, общеобразовательная [1].
Практическая цель подразумевает непосредственное изучение исторических событий, их сущности, хронологии, значения для жизни каждого отдельного человека и общества в целом.
Суть образовательной цели изучения истории состоит в том, чтобы научить школьника использовать полученную информацию в практических целях. Это способствует развитию умственных способностей учащихся, формированию и развитию личности, формированию морально-этических качеств. Суть развивающей цели состоит в том, чтобы развить у учащегося интеллектуальные и познавательные способности, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Развивающая цель определяет общую эрудицию, расширение кругозора личности. При этом необходимо стремиться к гуманитарному и гуманистическому развитию личности [2].
Проблематика исследования. Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития мышления, самостоятельности и универсальных учебных действий школьников всегда остается актуальной. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения путей решения задачи остаются мало разработанными. Тем не менее, ряд публикаций утверждает, что современные методы обучения, такие, как использование кейс-технологий, являются основным средством повышения эффективности обучения.
Объект исследования – кейс-технологии и их роль в образовательном процессе.
Предмет исследования – возможности применения кейс-технологий на уроках истории в школе.
Цель исследования - рассмотреть особенности применения кейс-технологии на уроках истории и определить их роль в повышении эффективности усвоения знаний для дальнейшей разработки методических рекомендаций по применению кейс-технологий в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Изучить историю развития кейс-технологий и процесс их внедрения в систему школьного образования
2. Рассмотреть структуру процесса обучения по кейс – технологии
3. Привести классификацию кейс-технологий
4. Разработать практические методы применения кейс-технологий на уроках истории (алгоритм урока с применением метода кейс-технологий)
5. Охарактеризовать особенности работы с историческими источниками на основе использования кейс-технологии.
Степень изученности тематики. В результате анализа установили, что тематика изучена недостаточно. Процесс внедрения кейс-технологий в школе только начинается. Меры, способствующие внедрению кейс-технологий в школе, только разрабатываются.
Нормативно-методическая база исследования. Источники представлены научными публикациями, методическими рекомендациями, литературными источниками, учебными пособиями, практикумами. Также в работе использовались различные официальные сайты, цифровые материалы, комплект федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов из коллекции ФЦИОР.
Методическая основа. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В.Рыжакова С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, анализ нормативно-правовой документации, методических указаний), практические (наблюдение, обобщение педагогического опыта, методические разработки), метод системного и сравнительного анализа.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов и школьников. Результаты исследования могут быть полезны школьникам при изучении школьного курса истории, абитуриетам при подготовке к поступлению в ВУЗы, при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Также результаты могут быть полезны педагогам при организации педагогического процесса в школе, для организации урочной и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, при проведении Олимпиад по истории. Результаты могут быть использованы при планировании и проведении урока с применением кейс-технологий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы метода кейс – технологий
1.1 История развития метода кейс-технологий
Название кейс-технология произошло от английского слова «чемоданчик», «портфель». То есть в данном случае можно перевести как «папка документов», «портфель документов». Также есть второй вариант перевода от слова case – случай, то есть метод подразумевает анализ конкретных случаев. То есть, решая конкретный случай, учащиеся анализируют весь имеющийся у них набор документов по конкретному случаю, ситуации, на основании чего выдвигается проблема, а также определяется путь решения данной проблемы [5].
Данный метод произошел из Соединенных Штатов Америки. Источником происхождения данного метода является Школа бизнеса при Гарвардском университете. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных уроков— дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами.
Кейс-метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций, в России принято говорит, метод ситуативного анализа. Суть метода case заключается в использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях. Цель технологии - помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соответствует требованиям к образованию сегодня [6].
Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации в своей практике и обдумывали способы выхода из них. В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. У нас в России кейс - технологии называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.
По сути, метод кейс-технологий широко применялся в России и ранее. Только этот метод носил другие названия, а также не было методического обоснования, практических разработок в этом направлении. Ближайшими аналогами является метод применения развивающих образовательных ситуаций, метод дискуссий, различные методы и технологии, применяемые в рамках системно-деятельностного подхода [7].
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности [8].
1.2 Структура процесса обучения по кейс – технологии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алборова С.З. Средства развития познавательного интереса учащихся: Автореф. дис. канд.пед. наук. Владикавказ, 2009. С. 44-55.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2013. – 250 с.
3. Бешенков С.А. Развитие содержания обучения истории в школе: Автореферат дис. докт. пед. Наук. М., 2014. С. 54-55.
4. Бочаров М.И. Методика обучения информационной безопасности старшеклассников // Пространство и время. - 2013. - № 4(14). - С. 237–244.
5. Воронкова О.Б. История: методическая копилка преподавателя. - Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – С.310.
6. Воронов Р. В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами // Открытое образование. - 2008. - № 3. - С. 20—23.
7. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935. – 356 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с.
9. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
10. Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. — М.: Знание, 1999. (Серия «Системные основания образовательной технологии»).
11. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
12. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
13. Дуленко В.А. Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации: учебное пособие. – Уфа: Проспект, 2007. - С. 27.
14. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке// Сов.педагогика, 2016. - №6. – С.12.
15. Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 2016. – 456 с
16. Збаровская, Н.В. Формирование информационной культуры школьника: электронные технологии // Интернет-ресурс: [http://lib.1september.ru/2006/23/10.htm] (дата обращения 19.02.2018).
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2013. – 200 с.
18. ИНТУИТ. Лекция 1: Понятие информационной безопасности. Основные составляющие. Важность проблемы. URL: http://www.intuit.ru/studies/courses/10/10/lecture/296 (дата обращения 19.02.2018).
19. Кейс – метод. Окно в мир ситуационной методики обучения www.casemetod.ru
20. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2015.- № 9.- С. 69.
21. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С.3-13
22. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 2017. - № 6. – С. 45.
23. Комплект федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов из коллекции ФЦИОР – официальный сайт ФЦИОР.
24. Кондратьева Е. С. Развитие познавательного интереса у младших школьников через использование информационных технологий на уроках математики // Проблемы педагогики. - 2015. - № 1 (2). - С. 34-39.
25. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
26. Логунова Н. Общение как общение и сотворчество
27. Малых Т. А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Автореф. дисс. канд. пед. Наук. Иркутск, 2008. С. 54-55.
28. Михайлова Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2016. – 452 с.
30. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2017. – 688 с.
31. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
32. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 2015.
33. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения)/[сост. Е.С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. М, 2013. 223с.
34. Саттарова Н. И. Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук. СПб., 2003. С.230.
35. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10–11 классов: 4-е изд., испр. – М.: Проспект, 2008. – С.156.
36. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. – М.: Проспект, 2011. – С.210.
37. Симонова И.В. Соотношение компетенций в непрерывном образование по направлению подготовки «Информационная безопасность» // Вестник военного университета. - 2010. - №1(21). – С. 36-41.
38. Суслопаров А. В. Компьютерные преступления как разновидность преступлений информационного характера: дис. канд. юрид. наук. Красноярск, 2010. С.50-55.
39. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
40. Шимутина Е.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе