Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В глобальном мировом понимании трансфертные цены – это цены, по которым товары (работы, услуги) передаются между связанными подразделениями многонациональных компаний, осуществляющих деятельность в различных странах.
Трансфертные цены используются в планировании и при осуществлении контроля, они являются элементом экономической политики многонациональных компаний. В качестве инструмента планирования трансфертные цены регулируют внутрикорпоративные хозяйственные связи, обеспечивающих достижение плановых показателей прибыльности, снижение затрат производства и реализации продукции на всех этапах производства и движения товаров (работ, услуг) к конечному потребителю.
3
Важную роль трансфертные цены играют в контроле над выполнением финансового плана компании. Кроме того, их широко используют в целях распределения ресурсов внутри компании. Трансфертное ценообразование также связано с распределением доходов для целей налогообложения между различными отделениями многонациональных компаний.
Трансфертные цены могут также использоваться между различными компаниями, которые не связаны между собой и расположены в одной или разных странах. Налоговые органы разных стран обеспокоены тем, что в случае, если товары (работы, услуги) передаются в пределах одной многонациональной компании, существует возможность манипулирования ценой с целью направления прибыли в страну с наиболее благоприятными условиями для налогообложения.
1.Трансфертное ценообразование
1.1. Место ценообразования в современной экономике
Место ценообразования в современной экономике Рыночная экономика характеризуется свободой субъектов хозяйствования, наличием конкуренции и свободного ценообразования. Каждый экономический агент стремится к максимизации собственных доходов и получения наиболее выгодных условий существования.
Для осуществления данной цели используется механизм ценообразования, который подразумевает установление цен на производимую продукцию или услуги. При этом цены в рыночной экономике обязаны удовлетворять потребности обеих сторон сделки купли-продажи.
Продавец должен покрыть свои издержки и получить доход, который сможет в дальнейшем использовать по своему усмотрению. Покупатель руководствуется предельной полезностью, которую сможет получить от приобретения товара или услуги. Однако, в некоторых случаях ценовой фактор является решающим .
У определенных сегментов покупателей низкий уровень цен может вызвать недоверие или сомнение в качестве продукции. Существует два принципиальных направления в установлении цен. Рыночное работает на основе механизма постепенной стабилизации предложения и спроса, и установления их относительного равновесия .
Централизованное или командное ценообразование подразумевает директивное установление цен на предлагаемый ассортимент продукции. В современных условиях предприниматель устанавливает цены с учетом следующих факторов: расчетной себестоимости единицы продукции; уровня цен конкурентов; соотношения объема спроса и предложения в текущей конъюнктуре.
Помимо вышеперечисленных факторов на ценовую политику предприятия могут воздействовать политические, макро- и микроэкономические изменения рынка, а также потребительские свойства продукции. При установлении цены в рамках предприятия необходимо учитывать норму прибыли и рентабельности, финансовые возможности, методы ведения ценовой политики и другие параметры.
Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государственного вмешательства. Обычно, установление относительного баланс в системе происходит за счет постепенной стабилизации
4
системы и уравновешивания предложения и спроса. Однако, у государства остается ряд инструментов воздействия на макроэкономические показатели национальной экономики .
В общем смысле трансферт представляет собой операцию по предоставлению финансовых средств, товаров или услуг одним лицом другому на безвозмездной основе. Они могут разделяться по видам. Например, текущие трансферты включают в себя налоги на доходы, богатство, отчисления на социальное страхование, пособия для защиты различных социальных слоев населения, добровольные подарки и взносы, штрафы и так далее.
1.2.Проблемы трансфертного ценообразования
Отсутствие мощных технологических ресурсов, позволяющих быстро и надежно осуществлять передачу и обмен информации по формированию цен, не позволяет в полном объеме внедрить трансфертное ценообразование в стране. Только организации, которые внедрили современные технологические системы, используют данную модель комплексной системной программы.
Трансфертной ценой принято называть субъективные характеристики, с помощью которых возможно управлять и перераспределять доходы и расходы, связанных между собой контрагентов. Обычно используют внутри группы связанных компаний и между подразделениями одной фирмы.
Целью использования трансфертной цены в политике ценообразования кампании является перенос базы налогообложения в зону зарегистрированного благоприятного налогового режима с помощью программного обеспечения.
1.3.Закон о трансфертном ценообразовании
Хозяйствующие субъекты, действующие на рынке, преследуют цель максимизации своей прибыли, в том числе путем использования наиболее оптимального механизма ценообразования для своего вида деятельности. Важно помнить, что одной и крупнейших доходных статей бюджета страны является налог на прибыль предприятий.
В связи с чем, некоторые предприниматели, совершая сделки по реализации или приобретению продукции, применяют цены ниже рыночных, с целью искусственного занижения показателей прибыли и доходов, что соответственно ведет и к снижению налоговых выплат в части прибыли .
Трансфертное ценообразование – это купля-продажа продукции по ценам ниже рыночных между договорившимися хозяйствующими субъектами. Для контроля таких операций в Российской Федерации был введен закон «О трансфертном ценообразовании» в 2012 году.
Исходя из специфики сделок, попадающих под контроль государства, можно выделить следующие цели закона о трансфертном ценообразовании: контроль сделок между компаниями с разными режимами налогообложения; создание единого налогового пространства для всех участников рынка.
5
Подобного рода сделки характерны для международных торговых операций, а так же для сделок между предприятиями, работающими в разных регионах или федеративных округах. Здесь существует конкуренция между государственным и местным бюджетом в части исчисления налогов, кроме того такие сделки могут привести к перекосам в бюджетах различных регионов.
Для крупных холдингов и корпораций такая система сделок также помогает снизить налоговую базу, особенно, если их контрагентом выступает компания со специальным подходом к налогообложению, либо те компании, что налог на прибыль не выплачивают.
То есть, благодаря закону, налоговые структуры получили возможность контролировать ценообразование на взаимосвязанных предприятиях, путем сравнения цен по сделкам с ценами, действующими на рынке. В случае обнаружения отклонений, они могут доначислять налог на прибыль .
На текущий год контролируются следующие виды сделок: любые операции внутри страны на сумму более 1 миллиарда рублей; любые операции с иностранными взаимосвязанными контрагентами; любые операции свыше ста миллионов рублей с контрагентами, имеющими особый статус налогоплательщика; любые операции с оборотом выше шестидесяти миллионов рублей с контрагентами, освобожденными от уплаты налога на прибыль.
Отметим, что под взаимосвязанными контрагентами в законе понимаются руководители предприятий, способные влиять на финансовый результат деятельности предприятий друг друга. По закону к таким лицам относятся: лица, имеющие часть капитала в деятельности другого юридического лица с долей не менее 25%; родственники, выступающие предпринимателями; должностная иерархия между участниками сделки.
Предприятия, попадающие под закон о трансфертном ценообразовании обязаны предоставлять документы по сделкам в налоговые органы, а так же по запросу налоговых структур предоставлять документы по определенным сделкам в целях аудита.
2.Примеры трансфертного ценообразования в российских организациях: в промышленной, банковской, торговой деятельности.
2.1.Трансфертное ценообразование в банке
Актуальность исследования политики ценообразования определяется тем фактом, что в условиях ужесточения требований к ликвидности банков, ожидаемых в связи с внедрением положений Базеля III, банки стремятся оптимизировать процесс управления ликвидностью, максимально используя доступные для этого инструменты. Одним из таких инструментов является ценообразование.
Рассмотрим на примере ПАО «ВТБ».
ВТБ – один из крупнейших банков современной России. В 2017 году он находится в ТОП–5 ведущих финансовых компаний страны, по рейтингу Центробанка России занял третье место по объемам чистой прибыли и второе по объемам вкладов от физических лиц.
6
Финансовая группа ВТБ является международной компанией и обслуживает частных лиц, предпринимателей и компании в 72 регионах страны и за границей. Капитал банка – более миллиарда рублей, и увеличивается с каждым годом. Его страховые и инвестиционные программы постоянно становятся лауреатами российских премий как лучший продукт.
Группа ВТБ построена по принципу стратегического холдинга, который предусматривает единую стратегию развития компаний группы, единый бренд, централизованное управление финансами и рисками, единые системы управления.
Управление банком основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров.
2.3.Трансфертное ценообразование в торговой деятельности
Компания «МЕТРО Кэш энд Кэрри» известна и зарекомендовала себя представителем одних из лучших в городе торговых центров.
Ценообразование на предприятии строится на основе исследования цен конкурентов. Цены не сильно отличаются от рыночных. Цена формируется по затратному методу. Торговая наценка составляет порядка 250%. Рассмотрим этапы ценообразования в «МЕТРО Кэш энд Кэрри» (рис. 3).
За свое существование ценовая политика «МЕТРО Кэш энд Кэрри» претерпела некоторые изменения. Однако принцип, лежащий в основе ценовой политики, остался неизменным. Этот принцип - дифференциация цен.
Потребителями продукции «МЕТРО Кэш энд Кэрри» являются физические и юридические лица. Основная доля продаж принадлежит юридическим лицам (оптовые покупатели), их доля в продажах составляет 60%.
Сбыт продукции является неотъемлемой частью деятельности «МЕТРО Кэш энд Кэрри». 60% сбыта приходится на оптовые компании, 40% физические лица. «МЕТРО Кэш энд Кэрри» может рассчитывать на реальный коммерческий успех только при рационально организованном сбыте продукции. В цепочке «производство – распределение – обмен – потребление» на долю сбытовой деятельности приходится три последних звена. Для реализации товаров «МЕТРО Кэш энд Кэрри» проводит комплекс целенаправленных действий, обеспечивающих перемещение товаров.
При организации коммерческой деятельности «МЕТРО Кэш энд Кэрри» выделяют цели, задачи и содержание управления сбытом. Цель – доведение до конечного потребителя конкретного товара, требуемых потребительских свойств; в необходимом объеме; в точное время (срок); в определенном месте; с минимальными затратами.
На сбыт товаров наибольшее влияние оказывает реклама и стимулирование, на корпоративных клиентов оказывает влияние познавательная и эмоциональная реклама. У компании не ограниченный бюджет на рекламу и стимулирование сбыта.
7
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Создавая трансфертную цену, компании многих отраслей сталкиваются с проблемой налогообложения. Если взять отрасль по добычи нефти, то возникает вопрос об обложении налогом доход, от добываемого продукта и процент от прибыли по ренте, находящиеся в распоряжении компании.
Эта система допускает покупку нефти у добывающих компаний дочернего уровня по цене трансфера. Из всего объёма часть продукта в размере 40% экспортируется, другая часть остаётся на местных предприятиях для переработки.
Как правило, трансфертную цену стараются установить минимально, чтобы снизить налогообложение, которое не должно превышать уровень постоянных издержек предприятия. Для учета сокращения затрат создаются централизованные ориентировочные концепции, на уровне закупочных цен и разрабатываются стратегии по сокращению затрат.
После налогообложения нефтепродукта роялти, отчислений в ВМСБ, автоналога, налога на прибыль, цена нефти становится менее конкурентной на рынке экспортных цен. В этом и суть конфликта, который в своей совокупности не связывает цену трансфертного и рыночного ценообразования.
Свободная реализация нефти по статистике осуществляется на уровне двух процентов от всего масштаба получаемого продукта, что можно подчеркнуть маржинальностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гафарова Г.Р. Финансово-правовые аспекты государственного регулирования ценообразования [Текст] // Юридический мир. - 2016. - № 7. - С. 60-63.
2. Глазов М.М. Экономическая диагностика предприятий, новые решения [Текст]. - СПб.: Питер, 2016. - 292 с.
3. Горфинкель В.Я., Купряков Е.М., Прасолова В.П. и др. Экономика и управление на предприятии [Текст]. - М.: Банки и Биржи, 2016. - 298 с.
4. Ефименко А.З. Цены и ценовая политика [Текст] // Экономика строительства.- 2016. - №1. - С. 54-61.
5. Жиделева В.В. Экономика предприятия [Текст]. - М.: Университетский проспект, 2016. - 312 с.
6. Керимов В.Э. Управленческий учет и ценовая политика предприятия [Текст] // Финансовая газета. - 2016. - №18. - С.15.
7. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРАМ, 2016. - 416 c.
8
8. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом [Текст].- 2016. – №4. – С. 32–50.
9. Кожин В.А., Иванова О.С., Шагалова Т.В., Совершенствование современных методов экспрессдиагностики и аналитических возможностей бюджетирования для предприятий в условиях финансово-экономического кризиса. // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 1.
10. Кулаев М.Ю. Управление активами и пассивами кредитной организации, процентным риском и риском ликвидности на основе трансфертных ставок. // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - № 1.
11. Ломакин, В.К. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие / В.К. Ломакин [Текст]. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 223 c.
12. Наместников А.С. Преимущества использования трансфертного ценообразования в коммерческом банке. // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 5.
13. Панов М.В. Трансфертное ценообразование в процессе бюджетирования деятельности коммерческого банка. // Финансовый менеджмент. – 2017. - № 3.
14. Рыбакова О.В. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе управления издержками [Текст]. - Орел. Изд-во ОРАГС, 2016.- 148 с.
15. Сборец, Ю. Ценообразование как часть финансовой стратегии [Текст] / Ю. Сборец // Консультант. – 2016. - № 5.
16. Семенихин В. Формирование базовой цены товара. Затратный метод ценообразования: плюсы и минусы [Текст] // Финансовая газета. - 2016. - N 47. - С. 8-9.
17. Селезнева В.Ю. Механизм трансфертного ценообразования в многофилиальном коммерческом банке.// Экономический журнал ВШЭ. - 2015. - № 1.
18. Скляренко В.К., Кожин В.А., Поздняков В.Я. Экономика организаций. – Н. Новгород: НИМБ. 2006.
19. Финансово-кредитный энциклопедический словарь // Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
20. Шаляпин А.П. Методы статистической оценки эффективности бизнес-подразделений банка в рамках концепции трансфертного ценообразования. // Экономические науки. – 2013. - № 6.