Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сегменту рынка безалкогольных напитков среди прочих продовольственных рынков принадлежит особое место. С учетом того, что в каждом регионе процесс становления и развития рынка напитков осуществляется с различной интенсивностью, их ассортимент существенно различается в зависимости от наличия отечественных и иностранных производств на территории региона. Рыночная ситуация подвержена влиянию экономических, демографических, климатических и других условий. Поэтому актуальными являются исследования региональных рынков и потребительских предпочтений, а именно потребительская оценка представляется наиболее интересной.
Растущая конкуренция привела к насыщению рынка безалкогольными напитками. Это ставит перед производителями задачу сохранения рынка сбыта и, по возможности, его расширения, увеличения собственной рыночной доли или поиск ниши, способной обеспечить сбыт производимой продукции. В условиях конкуренции меняется подход к ценообразованию, встают вопросы планирования товарного ассортимента. Изучение рынка служит основанием для оценки перспектив его развития, позволяет сформировать обоснованную программу экономического развития отдельного предприятия, ориентированную на потребности рынка и потому способную создать основу для эффективного ведения хозяйственной деятельности . Информация о состоянии и развитии рынка, помимо практического значения, играет решающую роль в становлении современной экономической науки. Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения. И вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. На спрос оказывают влияние факторы социального и экономического характера, такие как: размеры денежных доходов населения, его численность, социальный и половозрастной состав; уровень розничных цен и соотношений; географические и климатические особенности проживания населения и др..
Цель исследования – изучить и проанализировать
Задачи исследования:
1) изучить ассортимент безалкогольных напитков;
2) совершить анализ рынка безалкогольных напитков.
Объект исследования – безалкогольные напитки.
Предмет исследования – анализ рынка.
Методы исследования. Теоретические данные обзоров, научных материалов, нормативных документов, а также периодических изданий и интернет-ресурсов обрабатывали методами сравнения, обобщения и систематизации.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Ассортимент безалкогольных напитков
1.1 Газированные безалкогольные напитки: ассортимент и характеристика
В нашей стране выпускаются следующие безалкогольные напитки: газированная вода, газированные фруктовые напитки, искусственные и природные минеральные воды. Характерной особенностью этих напитков является насыщенность их углекислым газом, который обусловливает игристость, своеобразную свежесть и остроту вкуса.
Газированная вода. Газированная вода представляет собой питьевую воду, искусственно насыщенную под давлением 0,5-0,6 Мн/м2 (5-6 кг/см2) углекислым газом до концентрации 0,4-0,5% к массе. При насыщении углекислым газом вода приобретает слегка кисловатый вкус, своеобразную свежесть и способность хорошо утолять жажду .
Газированные фруктовые воды. Эти воды представляют собой насыщенные углекислым газом водные растворы сиропов, приготовленных из сахара, фруктово-ягодных соков, морсов, кастоев цитрусовых плодов, виноградных вин, ароматических эссенций, пищевых кислот, красителей и других компонентов. Состав сиропов регламентируется рецептурами, разработанными для широкого ассортимента напитков.
В зависимости от компонентов, входящих в сироп, различают напитки: из натуральных фруктовых соков и морсов, из настоев цитрусовых плодов, из сложной ароматической композиции (из ароматных настоев, эссенций и соков) и, наконец, напитки из смеси виноградных вин, фруктовых соков и ароматных настоев.
Напитки различаются также в зависимости от концентрации экстрактивных веществ, зависящей от количества сырья (главным образом сахара и фруктовых соков), расходуемого для их приготовления. Расход сахара для отдельных групп напитков составляет 80, 90, 100 и 120 кг на 100 дал.
Витаминизированные и тонизирующие напитки и напитки для диабетиков. Кроме основной цели - утоления жажды, некоторые напитки предназначаются также для повышения тонуса организма, восстановления сил, возбуждения аппетита, для диетических целей. К ним относятся витаминизированные, тонизирующие напитки и напитки для диабетиков.
Витаминизированные напитки приготовляют с добавкой витаминов. В напитки для детей ("Аленький цветочек", "Солнечный Артек", "Лесной букет", "Дружба") добавляют аскорбиновую кислоту (витамин С), играющую важную роль в окислительно-восстановительных процессах, происходящих в организме человека.
Тонизирующие напитки обладают способностью активизировать жизнедеятельность организма, восстанавливать силы, повышать трудоспособность, а также в определенной степени успокаивать нервную систему. В рецептуру этих напитков входят экстракты и настои некоторых растений, оказывающие тонизирующее действие. Тонизирующим является напиток "Саяны". Он содержит экстракт корня левзеи сафлоровидной, произрастающей в горах Алтая, в Восточной Сибири, Средней Азии и особенно на сопках Саянских гор. В тонизирующий напиток "Сахалинский" входит экстракт растения аралии маньчжурской; в напиток "Бодрость" - экстракт элиутерококка - растения также из семейства аралиевых, произрастающего на Дальнем Востоке; за острые шипы это растение называют чертовым кустом. Экстрактивные вещества элиутерококка укрепляюще действуют на организм, повышают физическую и умственную работоспособность .
Сухие шипучие напитки ("Освежающий", "Грушевый") представляют собой смеси тонко измельченного сахара, винной кислоты, двууглекислого натрия и эссенций. Растворение такой смеси в воде сопровождается вспениванием раствора, вызываемым углекислым газом, выделяющимся при взаимодействии винной кислоты и двууглекислого натрия.
Наиболее разнообразен ассортимент фруктовых напитков. К ним относятся такие напитки: "Абрикосовый", "Аленький цветочек", "Брусничный", "Гранатовый", "Земляничный", "Ежевичный", "Клубничный", "Клюквенный", "Кизиловый", "Лето", "Малиновый", "Молодежный", "Рябиновый", "Сливовый", "Солнечный Артек", "Черносмородиновый", "Черничный", "Театральный", "Здоровье", "Фестивальный" и др.
Из цитрусовых напитков известны: "Ситро", "Лимонный", "Апельсиновый", "Мандариновый", "Саяны", "Бодрость", "Любительский острый", "Черный кофе Мокко", "Лесной букет" являются напитками сложной ароматической композиции. Из смеси виноградных вин, фруктово-ягодных соков и ароматных настоев приготовляют напитки: "Крюшон", "Выставочный", "Юбилейный", "Любительский", "Освежающий" и "Киевский". В рецептуру этих напитков входят экстракты и настои некоторых растений, оказывающие тонизирующее действие. Тонизирующим является напиток "Саяны". Он содержит экстракт корня левзеи сафлоровидной, произрастающей в горах Алтая, в Восточной Сибири, Средней Азии и особенно на сопках Саянских гор. В тонизирующий напиток "Сахалинский" входит экстракт растения аралии маньчжурской; в напиток "Бодрость" - экстракт элиутерококка - растения также из семейства аралиевых, произрастающего на Дальнем Востоке; за острые шипы это растение называют чертовым кустом. Экстрактивные вещества элиутерококка укрепляюще действуют на организм, повышают физическую и умственную работоспособность .