Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема представляет теоретический и практический интересы, так как с помощью зрительного восприятия человек получает основную информацию о внешнем мире и является ведущим в жизни человека, его открытии и познании мира, а это в свою очередь оказывают влияние на формирование психологической системы ребенка, включая речь.
Ранний возраст является периодом первоначального ознакомления ребенка с окружающей действительностью.
В настоящее время не только в нашей стране, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Одной из актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с патологией зрения была и остается проблема развития зрительного восприятия. Зрительное восприятие – это сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции. Зрительное восприятие связано с вниманием, мотивацией, интересами, мышлением, эмоциями и т. д. В связи с этим детям с нарушениями зрения требуется специально организованное обучение, способствующее компенсаторному развитию восприятия. Развитие и использование в процессе обучения зрительного восприятия у слабовидящих детей является в настоящее время коренной проблемой тифлопедагогики. Как показано в отечественных и зарубежных исследованиях Л.П.Григорьевой, А.И.Каплан, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной и другими полноценная компенсация зрительных отклонений не может происходить спонтанно, без целенаправленной регуляции и вмешательства со стороны специалистов. Специалисты в области дошкольного образования доказали, что эффективность овладения детьми с патологией зрения с детства окружающего предметного пространства связана с необходимостью раннего управления процессом обучения. Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учреждений для детей с патологией зрения дает возможность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скорректировать навыки в развитии зрительного восприятия. Это возможно при реализации специальной программы, которая учитывает системность 4 и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями.
Объект исследования: процесс зрительного восприятия детей раннего возраста.
Предмет исследования: формированию зрительного восприятия у детей раннего возраста.
Цель исследования-раскрыть особенности зрительного восприятия детей раннего возраста с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, научной и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: проведение исследования для изучения уровня сформированности зрительного восприятия у детей раннего возраста с нарушением зрения.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы.
База исследования: МБДОУ ДС "Рябинка" с.Багаряк. Для эксперимента мы взяли 8 детей в возрасте от 2 лет до 2 лет 10 месяцев.
Практическая деятельность: организация экспериментального обследования, анализ результатов обследования.
Этапы исследования: констатирующий этап исследования зрительного восприятия у детей третьего года жизни.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по особенностям зрительного восприятия у детей раннего возраста с нарушениями зрения
1.1. Понятие зрительного восприятия в психолого-педагогической литературе
Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой. Зрительное восприятие состоит из большого числа этапов, поэтому отдельные его характеристики рассматриваются с точки зрения разных наук. В данной работе предлагаем рассмотреть этот процесс с точки зрения психологии, нейропсихологии, нейрофизиологии и когнитивной психологии. [3;55] Профессор бионики Эдинбургского университета, один из крупнейших в мире специалистов по психологии зрения Р.Л. Грегори дает такое определение: «Зрительное восприятие - совокупность процессов зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы.» [11, 14]. Зрительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Как замечает Р. Л. Грегори, на сетчатке возникают маленькие искажённые перевёрнутые образы, которые человек видит как отдельные объекты в окружающем пространстве. Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Далее осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Это и является особенностью зрительного восприятия. По словам Р. Л. Грегори, зрительное восприятие вовлекает многочисленные источники информации помимо тех, которые воспринимаются глазом, когда человек смотрит на объект. В процесс восприятия, как правило, включаются и знания об объекте, полученные из прошлого опыта не только с помощью зрения, но и с помощью других ощущений. В нейропсихологии зрительное восприятие рассматривается как: «Процесс зрительного восприятия осуществляется сложной функциональной системой, в состав которой входят звенья всех трех блоков мозга: стойкого уровня бодрствования, собственно зрительного гнозиса и необходимого активного процесса рассматривания объекта с выдвижением гипотез, по поводу увиденного» [5]. Так, зрительное восприятие предметов или предметных изображений (зрительный предметный гнозис) зависит от состояния собственно зрительных функций, от активности ориентировки в задании и выдвижении гипотез, от уровня бодрствования, то есть от различных звеньев всех трех блоков мозга Т. Т. Визель зрительное восприятие рассматривает как основной канал, по которому человек получает информацию об окружающем мире. Как и все психические процессы человека, визуальная перцепция (зрительное восприятие) — это прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной концепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные эфферентные звенья. Сформированное 8 восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальное. Общий принцип работы зрительной системы состоит в симультанности (одномоментности) анализа и синтеза зрительной информации [7]. В нейрофизиологии понятие зрительного восприятия рассматривается вместе с понятием зрение. Зрение (англ. Vision) — способность получать и извлекать информацию о мире из энергии электромагнитного излучения светового диапазона; сложный комплекс процессов в зрительной системе, начинающихся с трансформации световой энергии в фоторецепторах и завершающихся зрительными ощущениями и восприятиями. Часто встречается другое определение зрения человека, где это понятие приравнивается к определению зрительного восприятия. Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Стивен Пальмер в рамках изучения зрительного восприятия в контексте когнитивной психологии предлагает следующие определение: Зрительное восприятие – это процесс познания особью окружающей обстановки и происходящих в ней событий, реализуемый через извлечение информации из световых потоков (отраженных от чего-либо или испущенных чем-либо) [47]. Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия (Метиева, Удалова 2009, 41-42). На ранних этапах филогенетического развития зрительное 9 восприятие обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У высших млекопитающих, и у человека в том числе, зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. [12] Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную кинестезическую функцию, участвуя в восприятии и регуляции собственных движений наблюдателя. Одной из ведущих функций зрения и зрительного восприятия является стимульно-различительная, направленная на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром. В результате перцептивных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2007 – 224с.
2. Ахутина Т.В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 64 с.
3. Богуславская З.М. Влияние построения предметной формы на восприятие ее признаков у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. A.B.Запорожца, М.И.Лисиной. - М.:Наука, 1966.
4. Большой психологический словарь / сост. И общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. Спб.; М.: Прайм - ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 666 с. Величковский Б. М. Психология восприятия/ Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973, 19–39с.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. Для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М.: астастрель Транзиткнига, 2005. - 384,(16)с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
7. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 455 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 462 с. 55
9. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Р. Л. Грегори - М.: «Прогресс», 1970, 223 с.
10. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: 2003. – С.3.
11. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985
12. Лалаева. Р. И. Логопатопсихология / Р. И. Лалаева, С. Н. Шаховская – М.: ВЛАДОС, 2013. – 462 с.
13. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. - Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
14. Лурия. А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка/ А. Р. Лурия – М.: ВЛАДОС, 1958. – 267 с.
15. Мещеряков Б. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
16. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Психодиагностика/ Р.С. Немов. – М.: 2001 Одинокова Н. А. Коррекция и развитие зрительного восприятия детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности : учебное пособие / под ред. Е. А. Омельченко. — Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. — 192 с.
17. Осипова Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушениями зрения: Методическое пособие./ Л.Б. Осипова. - Челябинск, 2005.
18. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада / Э. Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1983 г
19. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет / Э. Г. Пилюгина. - М.: Мозаика – Синтез, 2003
20. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе/ Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. – М., 2001.
21. Розенгарт-Пупко Г. Л., Речь и развитие восприятия в раннем детстве, изд-во АМН СССР, М., 1948
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Спб.: Питер, 2000. – 720 с.
23. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М.: Академия, 2002. 11.
24. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева – М., 2000
25. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд. – М.: Академия, 2001, - 336с
27. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Вернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 192 с
28. Хомская Е. Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. - 4-е издание. — спб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. — Серия «Классический университетский учебник».
29. Хрянин, А. В. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет / А.В.Хрянин, С. К. Хромова, Н. Н.Теребова // Новые исследования. – 2013. - № 1 (34). – С. 28-31
30. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей / Л.С. Цветкова. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М.: Российское педагогическое агентство; Когито-центр, 1998. - 128 с.
31. Цветкова, Л. С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии / Л. С. Цветкова, 58 Т. Н. Пирцхалайшвили //Дефектология. — 1975. — № 5. — С. 11–18.
32. Цейтлин. С. Н. Язык и ребёнок / С. Н. Цейтлин – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с
33. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 159 – 168.