Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что между качеством продукции и эффективностью предприятия существует прямая зависимость. В условиях рыночной экономики качество продукции играет важную роль в интенсификации материального производства. Улучшение качества продукции снижает затраты на различные доделки изготавливаемой продукции, а также эксплуатационные расходы. Рост производительности труда, надежности, долговечности изделий при улучшении качества равнозначен увеличению объемов их выпуска без наращивания затрат на материальные и трудовые ресурсы. Высокое качество предметов потребления способствует достижению более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
Объектом работы выступает управления качеством. Предметом работы являются экономические отношения между хозяйствующими субъектами по поводу повышения эффективности управления качеством на строительном предприятии.
Целью работы является разработка управленческих решений по совершенствованию показателей управления качеством на предприятии ООО «Спецэлектромонтаж».
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
рассмотреть содержание, формы и принципы экономической модели управления качеством на предприятии;
выявить особенности экономической модели управления качеством на предприятии;
выбрать альтернативный алгоритм оценки экономической модели управления качеством на предприятии;
провести расчёт экономической модели управления качеством на предприятии;
проанализировать тенденции показателей управления качеством на предприятии;
выявить технологию разработки управленческого решения по повышению эффективности управления качеством на предприятии;
спрогнозировать результаты принятого управленческого решения на 2018-2020 гг.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных рекомендаций на практике реального предприятия.
Методологическую основу работы составляют: сравнительный, аналитический анализ, изучение нормативно–правовой базы, изучение монографических статей и публикаций, анализ научной специализированной литературы по управлению качеством на предприятиях.
Анализ источников и литературы: к числу основной специализированной литературы следует отнести учебник по управлению качеством Мазур И.И.., который раскрывает понятие управление качеством на предприятии [20, с. 15].
Адлер Ю. в своем издании «От качества до качества без лихачества» раскрывает принципы важности управления качеством, как в стране, так и на предприятии в целом [11, с. 26].
Весьма полезной в прикладном плане также является книга Маслова Д., Пол Ватсона, Эрнеста Белокоровина «Всеобщее управление качеством» дающая представление о сложном механизме управления качеством на предприятии. Среди основных вопросов, рассматриваемых автором, можно выделить следующие: теоретические основы менеджмента качества, особенности планирования его деятельности, подходы к построению структуры управления, формирование кадрового потенциала, оценка, мотивация и стимулирование труда персонала, контроль в системе управления качеством, руководитель в системе управления менеджментом качества [15, с. 26].
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Содержание, формы, принципы экономической модели управления качеством на предприятии
Движущей силой индивидуального обслуживания выступает качество, которое оказывает всестороннее влияние на многие стороны финансово–хозяйственной деятельности.
В современной экономической литературе представлено достаточно много трактовок определения управления качеством, однако, ни одно из них не может точно охарактеризовать данное определение.
Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
По мнению В. Грибова «управление качеством - это деятельность по управлению всеми этапами жизненного цикла продукции, а также взаимодействием с внешней средой» [15, с. 62]. В результате во всем мире стали разрабатываться системы качества продукции, которых на настоящий момент насчитывается уже несколько сотен. Их общей задачей является выпуск товаров, соответствующих требованиям потребителей по всем параметрам.
По мнению В. Баронова «управление качеством это система элементов направленная на повышение конкурентоспособности продукции предприятия» [13, с. 11].
М. Круглов считает, что, «управление качеством это движущая сила производства продукции, товаров и услуг» [17, с. 32].
По мнению. С.А. Степанов, качество система критериев, соблюдение которых позволяет предприятию повысить свои производственные показатели [27, с.20]. «Управление качеством базируется на применении и разработке стандартов, которые опережают достигнутый уровень, и позволяют подготавливать компоненты измерительных средств с новыми, наиболее высокими показателями качества. Одной из важнейших целей управления качеством является уменьшение затрат на качество. Затраты на качество формируются из затрат изготовителя и иных расходов. Расходы изготовителя состоят из расходов, которые связаны с планированием, созданием и внедрением систем качества, разработкой требований методик и производственных процессов; расходов на оценку качества; издержек вследствие внешних и внутренних отказов, которые образуются из-за потерь качества», это мнение Е.П. Фролова[28, с. 61].
Философия, методы и средства менеджмента качества не возникли внезапно в виде свода знаний, которыми в настоящее время располагает человечество. Они непрерывно развивались. Деятельность в области управления качеством и глубокое понимание современных методов менеджмента качества невозможны без изучения эволюции этой деятельности.
Истоки развития менеджмента качества начинаются в 1905 году, когда Тейлор предложил первую систему управления качеством, которая предполагала установление технических и производственных параметров, которым должна была соответствовать выпускаемая продукция. Это способствовало выявлению дефектных изделий, то есть брака в производстве. Так до 1950 –х годов, управление качеством сводилось к инженерно-техническим аспектам, когда уже проблема менеджмента качества была с ярко выраженными оттенками организационного характера и социально-психологическим состоянием персонала [3].
Следующим этапом стала группа Р.ЛюДжонса, которая заложила основы статистического управления качеством. Статистическое управление включает в себя контрольные карты В.Шухарта, понятия и таблицы выборочного контроля, которые были впервые предложены Г.Доджем и Г.Ромингом, и положившие начало статистическим методам управления качеством, далее они были сильно распространены благодаря Демингу.
Одной из первых работ в области управления качествам стала работа Шухарта, которым был предложен метод статистического контроля на основе контрольных карт. Контрольная карта представляет собой линейчатый график, который строится на основе данных измерений показателей процесса или продукта в разные периоды времени. График, построенный на основе этих данных, позволяет воссоздать динамику изменений выбранного показателя, и за счет этого контролировать процесс [5].
От самых простых линейных графиков контрольная карта Шухарта отличается только лишь дополнительными двумя горизонтальными линиями, которые определяют верхнюю и нижнюю контрольные границы статистически приемлемых отклонений контролируемой, измеряемой величины, а также среднее значение всего объема измерений.
Развитие идей Шухарта стало фундаментом первых работ Деминга. Деминг в своих исследованиях не ограничился развитием и применением статистических методов контроля качества. Им было предложено применение системного подхода. Позже подход, предложенный ученым, получил название «Цикл Деминга» или «PDCA», что означает Plan, Do, Check, Action (планирование, осуществление, контроль и действие).
Огромную роль в формировании управления качеством внес знамениты американский специалист Дж. Джуран. Его труд «Справочник по управлению качеством» положил начало понятию «управление качеством». Он первый ученый обосновавший трансформацию контроля качества в управление качеством. Он создал вневременную пространственную модель, получившую название «спираль качества». Разработанная Джураном модель определяла основные этапы непрерывных работ по управлению качеством. Эта модель стала прототипом множества моделей, появившихся позже [3].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1 Концепция развития отечественной системы стандартизации РФ на период до 2020 года.
2 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2018).
3 Федеральный закон N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 07.09.2018).
4 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2016 Система менеджмента качества. Требования.
5 Международный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011 – 2016 г. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента.
6 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 19.03.2018).
Научная и учебная литература
7 Аристов О.В. Управление качеством: Пособие / О.В. Аристов - М.: ИНФРА-М, 2009. –с. 71-147
8 Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качество/ 2017. № 13.
9 Калита, П.Я. От процессов управления качеством к технологи постоянного совершенствования предприятия / П.Я. Калита // Качество и стандарты. 2017. № 1.
10 Лавренц, Р. Управление качеством // Качество и стандарты. 2017. №5.
11 Поршнева, О. Маркетинг на предприятии: плюсы и минусы / О. Поршнева // Новые рынки. 2017. №7.
12 Руководство для предприятий–участников конкурса 2017 года // Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества. – Госстандарт России, 2016.
13 Фуколова Ю., Шелухин И., Белов А. Все лучшее – себе // Секрет фирмы. - 2016. № 12.
14 Адлер Ю. От качества до качества без лихачества / Сб. тезисов докладов Международной конференции «Созвездие качества»/ Ю. Адлер. - М., 2016. – с. 26.
15 Баронов В. Всеобщее управление качеством: зачем оно нужно?/ В. Баронов, И.Титовский. - М., 2016.
16 Белокоровин Э.А. Пути развития малого бизнеса/ Э.А. Белокоровин, Д.В. Маслов. - Архангельск, 2017. – с. 26
17 Грибов B. Управления качеством/ В.Гpибoв, В.Гpyзинoв. - М., 2017. – с. 12-62.
18 Каплан Р.Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р.Каплан, Д.Нортон. - М., 2016.
19 Круглов М. Г. Менеджмент качества как он есть / М.Г. Круглов, Г.М. Шишков. - М., 2017. – с. 26-32.
20 Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учеб. Пособие / М.М. Кане, Б.В. Иванов, В.Н. Корешков, А.Г. Схиртладзе. - СПб., 2017.
21 Контроллинг: методологические основания системной концепции: монография / Л. В. Сластихина, И. В. Левина, Е. А. Рауш и др. ; под общ. ред. Л. В. Сластихиной ; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». - Сыктывкар, 2017.
22 Логанина В. И. Разработка системы менеджмента качества на предприятиях / В. И. Логанинова, О.В. Карпова, Р.В.Тарасов. - М., 2017. – с. 78.
23 Мазур И.И. Управление качеством: пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М., 2017. – с. 15.
24 Методы менеджмента качества. Качество и стандарты. - 2017. № 8.
25 Маслов Д. Всеобщее управление качеством / Д. Маслов, П. Ватсон, Э. Белокоровин. - М., 2016. – с. 26.
26 Подлипаев Л. Д. Технология преобразования организационной системы предприятия к требованиям международных стандартов системы менеджмента качества / Л. Д. Подлипаев, В. В. Ивлиев, И. Н. Панин. - М., 2016.
27 Пунгина, В. С. Оценка конкурентоспособности предприятий монография / науч. ред. Н. М. Большаков; М–во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. лесн. ин–т – фил. ГОУ ВПО «С.–Петерб. гос. лесотехн. акад. им. С. М. Кирова». Сыктывкар, 2016.
28 Ребрин Ю.И. Управление качеством. Пособие. - Таганрог , 2017.
29 Степанов С.А, Щербаков А.Ю., Ященко В.В Системы менеджмента качества. – СПб, 2016. – с. 20.
30 Фролов Е.П. Методика «8D» принципы работы. - М., 2016. – с. 61.
31 Горбашко Е.А. Управление качеством. Пособие. – М., 2016.
32 Огвоздин В. Ю. «Управление качеством. Основы теории и практики»: Пособие, 6-е издание, М., Изд. «Дело и Сервис», 2014.
33 Басовский, Л.Е. Управление качеством: Пособие / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
34 Беляев, С.Ю. Управление качеством: Пособие для бакалавров / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - М.: Омега-Л, 2013. – с. 381.
35 Гембрис, С. Управление качеством / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - М.: СмартБук, 2013.
36 Разумов, В.А. Управление качеством: Пособие / В.А. Разумов. - М.: ИНФРА-М, 2013.
37 Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий курс лекций / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2013.
38 Управление качеством/ под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2016. – с. 287.
39 Марыганова, Е.А. Управление качеством производственных процессов (для бакалавров) / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2013.
40 Овсянко Д. В. Управление качеством; Высшая школа менеджмента - Москва, 2014.
41 Смирнов Э. А. Управление качеством; РИОР, Инфра-М - Москва, 2013.
42 Тепман, Л.Н. Управление качеством: Пособие / Л.Н. Тепман. - М.: ЮНИТИ, 2013.
43 Окрепилов, В.В. Управление качеством / В.В. Окрепилов. – М: Экономика, 2014.
44 В. Г. Версан И. И. Чайка Системы управления качеством продукции. — М.: Издательство стандартов, 2015.