Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст у детей является наиболее специфическим, поскольку в этот период происходят значительные физические и психологические изменения. Необходимым условием жизни в подростковом возрасте является включение ребенка в систему социальных отношений. Этот этап взросления является наиболее противоречивым и сложным в жизни каждого человека.
Социально-психологическая дезадаптация у подростков возникает в результате нарушения системы взаимоотношений социального положения ребенка. Развитие новых онлайн-форм общения среди подростков привело к изменению их социального положения. На девиантное поведение подростков также влияет изменяющаяся социальная среда.
Актуальность данной темы подтверждается фактом того, что каждый человек проходит в своей жизни данный этап взросления и важно найти правильный образовательный и воспитательный подход, чтобы в конечном итоге поведения ребенка не стало девиантным и антисоциальным, чтобы избежать множества психологических проблем в дальнейшем развитии.
Цель задачи данной курсовой работы – рассмотреть и проанализировать девиантное поведение подростков.
Задачи данной курсовой работы:
- В первой главе будет рассмотрено теоретическое обоснование девиантного поведения подростков. Даны определения и теоретические подходы к девиантному поведению подростков. Также будет продемонстрирован пример употребления подростками наркотиков как один из видов девиантного поведения подростков и на его примере показаны все негативные последствия данного отклоняющегося поведения.
- Во второй главе данной курсовой работы будет приведена статистика и рассмотрены практические способы решения проблемы девиантного поведения подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: девиантное или отклоняющееся поведение.
Гипотеза: в данной курсовой работе автор ставит гипотезу о том, что девиантное поведения подростков – это результат негативного психологического влияния той общественной среды, которая его с детства окружает (семья, сверстники, общественные заведения, которые посещает подросток).
Подростковый и детский возраст наиболее уязвим для негативного воздействия. В этот период ребенок переживает переход от детства к отрочеству, а от отрочества к юности, многочисленные внутриличностные конфликты. Сама специфика этих возрастов грозит девиациями.
Тенденцию изменения ситуации социально-психологической дезадаптации можно описать так: если раньше в подростковом возрасте сигналами о необходимости социально-психологической помощи служили проявления девиантного поведения (употребление психоактивных веществ, правонарушения, драки), то с перемещением ситуаций общения в Интернет такими сигналами становятся дистанцирование подростка, сложности с распознаванием и выражением своих чувств, депрессивные паттерны поведения.
Социализация подростков жизненно важна и происходит в семье в первую очередь. С момента рождения ребенка до момента вступления во взрослую жизнь его семья социализирует его в отношении того, что правильно или неправильно, что принято, а что нет, и также на протяжении всей жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Определения и теоретическое подходы к девиантному поведению подростков
Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:
• при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
• при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).
Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.
Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.
Девиантное или отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам . Основные виды девиантного поведения - преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
Согласно Э. Дюркгейму, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение девиантное возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества .
Теория экологии человеческого развития Бронфенфреннера обеспечивает всеобъемлющую концептуальную основу для понимания того, как различные контексты способствуют развитию подростка. Бронфенбреннер утверждал, что человеческое развитие является продуктом взаимодействия человека с окружающей средой . Его модель фокусируется на условиях, в которых происходит развитие, и на взаимодействии индивида внутри и между этими параметрами. Модель объединяет различные компоненты, которые способствуют развитию, включая человека, окружающую среду и динамику взаимодействий, которые влияют на человека в окружающей среде .
Модель Бронфенбреннера утверждает три постулата :
1) развивающийся человек или подросток - это динамичная сущность, которая вовлекает и реструктурирует свое окружение;
2) окружающая среда также развивается и динамична, таким образом, взаимно вовлекая человека, требующего взаимного влияния;
3) среда рассматривается не как одна статическая настройка, а скорее, как система взаимосвязанных и взаимодействующих настроек, относящихся к конкретному человеку.
Бронфенбреннер описал четыре системы, связанные с окружающей средой человека: микро-, мезо-, экзо- и макросистемы. Взаимосвязи в непосредственном окружении человека называются микросистемой.
Микросистема определяется как модель действий, ролей и межличностных отношений, с которыми сталкивается развивающийся человек в его данной конкретной жизненной обстановке. Микросистема подростка включает в себя его семью, школу и группу сверстников.
Мезосистема - это взаимодействие микросистем. Мезосистема создается посредством связи между двумя или более микросистемами, в которых индивид принимает непосредственное участие, например, процессы в семье могут нарушать отношения в группе сверстников.
Экосистема относится к окружающей среде, которая оказывает влияние на человека, не являясь непосредственной частью его жизни (например, окрестности).
Последняя система - это макросистема, которая включает в себя проявление всеобъемлющих паттернов идеологии и организации социальных институтов, которые являются общими для культуры индивида . Модель Бронфенбреннера обеспечивает концептуальную основу для развивающегося подростка.
Тории социального обучения и социального контроля помогают выявить причины употребления алкоголя и другие проблемы поведения в социальной среде. Кроме того, они являются доминирующими теоретическими перспективами в исследованиях подросткового употребления алкоголя и других веществ.
Теория социального контроля американского ученого Т. Хирши подчеркивает развитие правонарушений в самой личности подростка. Его теория утверждает, что отклонение имеет возможность проявиться, когда связь между человеком и обществом ослаблена.
Хирши дал определение правонарушений, которое состоит из четырех частей. Он предположил, что правонарушения:
1) противоречат желаниям и ожиданиям других людей;
2) они связаны с риском наказания;
3) они занимают время и энергию;
4) они противоречат общепринятым моральным убеждениям .
Учитывая, что это компоненты правонарушения, Хирши утверждает, что те лица, которые с наибольшей вероятностью могут совершать правонарушения:
1) реже всего обеспокоены желаниями и ожиданиями других;
2) наименее вероятно беспокоиться о риске наказания;
3) наиболее вероятно иметь время и энергию, чтобы выполнить действие;
4) наименее вероятно, чтобы принять общепринятые моральные убеждения.
Теория Хирши предполагает, что индивид, совершающий правонарушение, относительно свободен от пристрастий, стремлений и моральных убеждений, которые связывают большинство людей с жизнью в рамках закона . Кроме того, предполагается, что у каждого человека есть потенциал для правонарушений, а тем, кто не совершает правонарушений, было как-то запрещено это делать.
Хирши предполагает, что различие между правонарушителем и ненадлежащим поведением является степень, в которой человек может контролировать свои естественные мотивы. Поэтому теории управления
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bronfenbrenner, U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1979.
2. Bronfenbrenner, U. Toward an experimental ecology of human development. American Psychologist, 7, 1977, 513-531.
3. Bronfenbrenner, U. (1989). Ecological systems theory. Annals of Child Development, 6, 187-249.
4. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985.
5. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мымедия к Я-медия: трансформации идентичности в виртуальном мире //Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3–16.
6. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: 1929–1931.
7. Выготский Л.С. Основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства// Собр. Соч.: В 5 т.- М., 1983. – Т.5.
8. Выготский Л.С. Трудное детство// Собр.соч.: в 5 т.- М., 1983.
9. Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования)/ Т. А. Хагуров, М. Е. Позднякова, В.Н.Ракачев, Л. Н. Рыбакова, Т.В.Чекинева, А.П.Резник, С.Ю.Любин, Е. А. Войнова, Н.В.Мелешко, Н. Е. Хагурова / – М.: Институт социологии РАН. 2014. – 200 с.
10. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ю.Комлева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222с.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 256 с.
12. Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
13. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. — 336 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование»).
14. Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9 (3), 102-113.
15. Москвичев В.В. От ситуации социально-психологической дезадаптации к ситуации социального развития // Народное образование. 2011. № 1.
16. Тихомирова А.В. Восстановительная модель социально-психологической помощи подросткам: Методическое пособие. Ч. 1: Описание модели. / Тихомирова А.В., Москвичев В.В., Лапшин Ю.Г., Суксова В.О., Подушкина Т.Г., Марченко Н.А., Шакирова Ю.Н., Штинова О.В., Черныш А.А., Капорская Н.А. М.: МГППУ; Центр «Перекресток», 2007.
17. Хломов К.Д. Концепция программы профилактики девиантного и асоциального поведения, снижения ксенофобии и проявлений экстремизма в молодежной среде / Хломов К.Д., Балаева А.В., Бочавер А.А., Бианки Е.М., Штинова О.В., Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации c. 113.
18. Хломов К.Д., Москвичев В.В. Восстановительный подход — инструмент организации помощи подросткам, находящимся в социально-дезадаптирующей ситуации» // Сборник тезисов участников третьей всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. С. 227–228.
19. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: 1996а.
20. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. СПб.: 1996б.
21. Юречко Ю.С. Девиантное поведение подростков, а также их взаимодействие в социальных сетях // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(6).