Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конституция Российской Федерации провозглашает: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3). Демократия как основа конституционного строя предполагает осуществление народом своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Представительная демократия предполагает реализацию народом власти посредством выборных полномочных представителей, принимающих решения, которые отражают волю избирателей: население всего государства либо определенной его территории.
Представительная демократия представляет собой способ реализации власти народа, при котором соответствующие властные решения принимаются избранными представителями. Как правило, к ним предъявляются определенные квалификационные и иные требования. В рамках разработанной системы государственных и муниципальных органов власти каждый её элемент имеет определенную сферу ответственности и соответствующие полномочия
Сопоставление понятий непосредственной демократии и местного самоуправления позволяет выявить общие черты, характеризующие единство природы таких общественных явлений, как непосредственная демократия и самоуправление, и определить их различия.
Единство непосредственной демократии и самоуправления видится в том, что оба института – разновидности народовластия, предполагающие участие граждан в обсуждении, принятии решений по вопросам местного значения. У них общая цель, состоящая в постепенном переходе к более широкому и эффективному участию граждан в самоуправлении. Различие непосредственной демократии и местного самоуправления заключается в том, что самоуправление – это, прежде всего, свойство (качество) местного сообщества решать вопросы местного значения.
Оно реализуется как через выборные органы, образуемые в соответствии с законодательством, с уставами муниципальных образований, так и через другие органы, создаваемые на основании уставов муниципальных образований, через территориальное общественное самоуправление и институты непосредственной демократии. Следовательно, непосредственная демократия выступает частью организационного механизма, который обеспечивает реализацию этого свойства, заключающее в себе систему форм и способов прямого участия граждан в местном самоуправлении.
Иными словами, местное самоуправление и непосредственная демократия соотносятся как свойство и формы его реализации. Местное самоуправление, представляя собой органическое соединение представительной и непосредственной демократии, шире по формам, возможностям осуществления, чем непосредственная демократия.
Объектом настоящего исследования выступает непосредственная демократия.
Предметом настоящего исследования выступают нормы права, регулирующие непосредственную демократию и ее институты в РФ.
Цель настоящего исследования рассмотреть непосредственную демократию и ее институты в механизме народовластия в РФ.
Задачи настоящего исследования:
изучить народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ;
рассмотреть понятие и виды форм непосредственной демократии;
охарактеризовать референдум как институт прямой демократии;
проанализировать свободные выборы;
дать характеристику институту народного представительства.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и сущность непосредственной демократии в РФ
1.1 Народовластие и конституционные формы его осуществления в РФ
Народовластие в России было конституировано суверенной волей народа в ходе референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993г., и с того времени приобрело особенный политико-правовой характер, то есть с того момента граждане РФ сами определяют организационно-правовые формы реализации своей власти, а также органы, осуществляющие от их имени власть.
Народовластие – демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти .
Народовластие, сложное общественно-политическое и правовое явление современной жизни, имеет фактический, юридический и процессуальный аспект.
Фактический аспект выражается в единстве власти (единый источник власти в РФ – ее многонациональный народ), верховенстве народной власти (Конституция РФ, принятая всенародным голосованием, определяет основы конституционных отношений, обладая высшей юридической силой), ее полноте (реализация народом всего объема принадлежащей ему власти), неограниченности (воля народа охватывает все сферы общественной жизни) и неотчуждаемости (никто не может присвоить себе исключительную власть в государстве).
Юридический аспект – совокупность прав народа, таких как:
право на свободно избранную экономическую основу своего существования;
участие в политической жизни, свобода идеологической и политической позиции;
пользование достижениями духовной жизни и свобода творчества;
право на собственность и свободу экономической деятельности.
Процессуальный аспект проявляется в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии либо через своих представителей в органах государственной власти.
В условиях народовластия осуществление власти легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.
Власть в РФ осуществляется в двух основных формах: непосредственно народом, либо через избранных народом и действующих от его имени представителей, поэтому в зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.
Непосредственная демократия – это прямое участие народа в решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов . Непосредственное осуществление власти народом означает, что власть не только принадлежит ему, всему обществу или какой-либо группе населения, не только реализуется им самим, но и осуществляется одновременно всеми членами данного общества или группы. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.
Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории.
Представительство может быть непосредственное, прямое, когда соответствующий орган избирается самим обществом или его частью, либо опосредованное, когда соответствующий орган избирается не самим обществом, а избранным им органом.
Представительство может быть двух видов: подлинное (действительное) или мнимое (фиктивное). Деление производится в зависимости от того, насколько полно и точно представительства выражают волю и интересы представляемых, народа или его части.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.04.2019)
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
5. Приказ Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.04.2019)
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2011 № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и Ю.А. Гурмана» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.04.2019).
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2017 № 27-П «По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.04.2019)
8. Алимова А.Р. Непосредственная демократия: понятие и основные формы // В сборнике: Право. Нормотворчество. Закон. Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 12-15.
9. Грудинин Н.С. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации как орган народного представительства: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
10. Данилина И.Б. Муниципальное право в вопросах и ответах: Учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. С. 114.
11. Джагарян Н.В. Представительная демократия – универсальная характеристика современной концепции народовластия // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 4 (99). С. 127–132.
12. Ерыгина В.И. Народное представительство как юридическая фикция в конституционном праве // Конституционное и муниципальное право.2018. № 1. С. 22 – 27
13. Ирхин И.В. Проблемы правового статуса народа как суверенного носителя власти в государстве (в контексте народного представительства) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 47–50.
14. Катков А.В. Конституционное право России. М., 2015.
15. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в муниципальном нормотворчестве // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.04.2019)
16. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2017.
17. Кравченко О.Л. Орган законодательной власти субъекта Российской Федерации как институт представительной демократии: автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2004.
18. Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 08.04.2019)
19. Назарова И.С. Современная концепция народного (общественного) представительства как конституционный способ обеспечения представительного характера законодательной власти // Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 171 – 175.
20. Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник для академического бакалавриата. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016.
21. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
22. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учеб. / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2016.
23. Садовникова Г.Д. Представительные органы в Российской Федерации: проблемы исторической обусловленности, современного предназначения и перспективы развития: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013.
24. Червонюк В.И. Представительная природа законодательной власти: современный контекст // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 130 – 137.
25. Шиндина А.В. Институт делегирования в системе народного представительства // Вестник Поволжского института управления. 2016. №. 2 (53). С. 62–68.
26. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. С. 111.
27. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. № 4. С. 32 – 44.