Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что сегодня о товарных знаках слышали если не все, то очень многие. Данный инструмент индивидуализации товаров довольно быстро распространился благодаря своим несомненным преимуществам. Создавая узнаваемый бренд, товарный знак позволяет правообладателю быть эффективнее в конкурентной борьбе в условиях современного рынка. Регистрация товарного знака работает не только на первоначальное продвижение товара на рынке, но и на долгосрочное поддержание имиджа и репутации правообладателя.
Несмотря на то что система товарных знаков в известном нам виде сформировалась совсем недавно по историческим меркам (а именно в XIX веке), история самой категории довольно обширна и определенно заслуживает внимания. Именно истории о вавилонских строителях, китайских производителях посуды и английских пекарях помогают понять саму сущность современного понятия товарного знака.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с правом на товарный знак и знак обслуживания.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие право на товарный знак и знак обслуживания, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение права на товарный знак и знак обслуживания.
Задачами работы ставится:
• Дать характеристику прав на торный знак и знак обслуживания;
• Исследовать виды товарных знаков;
• Изучить регистрация товарного знака и знака обслуживания;
• Проанализировать нарушение права на товарный знак.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие права на товарный знак и его виды
1.1. Характеристика права на торный знак и знак обслуживания
Согласно ст. 15 ТРИПС любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий, может быть товарным знаком. При этом установлено, что права на такие обозначения возникают с момента их государственной регистрации. Характер товаров и услуг, для которых должен использоваться товарный знак, ни в коем случае не является препятствием для регистрации товарного знака.
В российском праве товарный знак определяется как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое возникает с момента государственной регистрации. К товарным знакам приравниваются знаки обслуживания - обозначения, служащие для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
В своем «развитии» конкретный товарный знак может пройти три этапа. С регистрацией в качестве товарного знака обозначение резервируется за конкретным предпринимателем, который приобретает возможность эксклюзивного использования соответствующего обозначения в отношении товаров (услуг) определенного вида. На втором этапе посредством рекламы, контроля качества маркируемых товарным знаком товаров правообладатель осуществляет продвижение товарного знака. В зарубежной доктрине данный этап иногда называется «программирование товарного знака». Наконец, на третьем происходит создание «бренд-имиджа». Товарный знак служит носителем комплекса информации, касающейся специфического жизненного стиля, поведения и статуса. Подобный бренд становится чем-то большим, чем просто идентификатором конкретного товара.
Общая нематериальная природа результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации позволила объединить их в рамках единого нормативного массива «интеллектуальной собственности» (интеллектуальных прав). Вместе с тем об унификации правового режима таких объектов не идет речь и в силу принципиальных различий их характеристик.
Объекты патентного и авторского права представляют собой результаты творческого труда, вклад в научно-техническое, культурное развитие общества. При этом они - типичный пример так называемых общественных (публичных) благ - объектов, использование которых одним субъектом не исключает возможности их использования, получения экономических и иных выгод иными субъектами. Другими словами, они способны одновременно служить пользе неограниченного круга лиц.
Перед законодателем в описанной ситуации стоит двуединая задача: 1) создать стимулы для дальнейшей изобретательской и творческой деятельности, поощрить разработчика объекта интеллектуальной собственности за его вклад в научное и культурное развитие, наиболее эффективным инструментом чего и служит исключительное право; 2) учитывая особое значение ОИС, установить перечень случаев свободного использования патентоохраняемого объекта, обеспечивающих возможность реализации общественных интересов в доступе к патентоохраняемому объекту.
Иначе обстоят дела с товарными знаками. В отличие от объектов патентного и авторского права невозможно их эффективное независимое использование несколькими лицами. Однако сами по себе обозначения не обладают ценностью до тех пор, пока не становятся средствами индивидуализации, что предполагает эксклюзивность их использования.
Как было отмечено Р. Познером, товарный знак не является общественным товаром - он обладает социальной ценностью, только когда используется для обозначения конкретного бренда. Если компания А широко применяет товарный знак для идентификации своих товаров, при этом другие фирмы могут свободно присвоить такое обозначение для идентификации собственных товаров, которые конкурируют с продуктом компании А, «информационный капитал», заложенный в товарный знак, в скором времени уничтожается. С другой стороны, незаконное использование объекта авторского права не нарушит ценность самой по себе работы, хотя оно может ослабить инициативы для дальнейшего творчества.
Иными словами, со свободным использованием товарных знаков неограниченным кругом лиц не могут быть сопряжены значимые законные частные и общественные интересы. Добросовестные участники гражданско-правовых отношений, потребители, общество заинтересованы в последовательном атрибутировании товарного знака конкретному субъекту при невмешательстве всех иных лиц в процесс использования такого обозначения правообладателем.
К товарным знакам приравниваются знаки обслуживания, используемые организациями и гражданами-предпринимателями, деятельность которых заключается в оказании различных услуг (гостиницы, прачечные, транспортные предприятия, туристические бюро и др.).
Знак обслуживания - это обозначение, являющееся средством индивидуализации при оказании услуг или выполнении работ в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, с точки зрения законодательства по своему существу рассматриваемые объекты интеллектуальной собственности являются схожими, только один из них применяется для обозначения товаров, а другой - для обозначения работ и услуг. Идентичная правовая природа данных объектов позволила законодателю объединить их в норме о товарных знаках.
1.2. Виды товарных знаков
Выделяют следующие виды товарных знаков.
1. По форме выражения:
- словесные товарные знаки - слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания;
- изобразительные - изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, композиций линий, пятен, любых фигур на плоскости;
- объемные - трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении;
- комбинированные - объединяют элементы разного вида: изобразительные, словесные, объемные и т.п.;
- звуковые - к звуковым обозначениям относят фрагменты музыкальных произведений, звуки, издаваемые людьми, животными, техникой; различные шумы. В качестве подобных товарных знаков регистрируются позывные, заставки теле- и радиопередач, фильмов, озвученные слоганы компаний. Для регистрации таких товарных знаков в уполномоченный орган представляется характеристика составляющего товарный знак звука, или нотная запись, или диаграмма частот с приложением фонограммы на аудиокассете. На регистрацию звуковое обозначение представляется исполненным графически и в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио- (видео-) кассете;
- световые - состоят из световых символов (сигналов) различной последовательности и длительности свечения. Для регистрации такого обозначения приводится характеристика световых символов (сигналов), их последовательность, длительность свечения и другие особенности.
Товарные знаки могут быть также обонятельными, вкусовыми.
2. По числу субъектов на товарный знак:
- индивидуальные - предназначены для индивидуализации товаров
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS). Заключено в г. Марракеше 15.04.1994 // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
4. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» // Собрание законодательства РФ, 02.04.2012, N 14, ст. 1627.
5. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 6, июнь, 2009.
8. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.03.2018 по делу N СИП-411/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
9. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 19.03.2018 по делу N СИП-384/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановления Президиума Суда по интеллектуальным правам от 19.03.2018 по делу N СИП-384/2017, от 15.08.2018 по делу N СИП-576/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 15.08.2018 по делу N СИП-576/2017 // СПС «КонсультантПлюс «.
12. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 05.02.2018 по делу N СИП-325/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2018 по делу N СИП-579/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Постановление СИП РФ от 24.05.2018 по делу N А40-208600/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление СИП РФ от 24.04.2018 по делу N А75-9720/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление СИП РФ от 06.06.2014 по делу N А40-126600/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
17. огданова О.В. Защита интеллектуальных авторских прав гражданско-правовыми способами: Монография. М., 2017. С. 89.
18. Ворожевич А. Нарушение прав на товарный знак: деликт или неосновательное обогащение // ИС. Промышленная собственность. 2018. N 10. С. 16.
19. Карабанов А.Л., Доронина М.В. Товарный знак: как создать и защитить. М.: Редакция «Российской газеты», 2018. Вып. 7. С. 16.
20. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): в 2 т. (постатейный) / С.А. Горленко, В.О. Калятин, Л.Л. Кирий и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2016. Т. 2. С. 117.
21. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М., 2017. Т. 1: Общие положения. С. 119.
22. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3: Средства индивидуализации. С. 118.
23. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 21. С. 34.