Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что анализ современной деловой переписки показывает отсутствие у многих управленческих работников навыков составления писем. Между тем, неправильное оформление письма затрудняет работу с ним. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что деловые документы являются не материалом для «чтения», а информацией, которая должна побуждать к определенным поступкам. В условиях научно-технического прогресса произошло резкое увеличение объема информации. В связи с этим возникает необходимость упорядочения потоков информации, установления необходимого и достаточного количества видов документов, обеспечивающих функции управления.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса ведения служебной переписки в ООО «СпецРемКомплект».
Для достижения цели последовательно должны быть решены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы организации служебной переписки;
провести анализ организации служебной переписки ООО «СпецРемКомплект»;
разработать рекомендации по совершенствованию организации служебной переписки.
Объектом работы выступает документационное обеспечение ООО «СпецРемКомплект».
Предметом работы выступает организация служебной переписки.
В работе были использованы следующие группы источников:
1. Законодательные акты Российской Федерации (Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента и др.).
2. Нормативно - методические документы (типовые инструкции, положения, ГОСТ и другие).
3. Внутренние локальные акты ООО «СпецРемКомплект».
4. Материалы текущего делопроизводства: постановления, распоряжения, приказы, методические рекомендации, протоколы, журналы.
В исследовании использовали следующие методы: аналитический, сравнительный, метод систематизации информации, метод наблюдения, метод моделирования, количественный метод, системно-структурный анализ.
В соответствии с поставленными задачами данное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
1. Теоретические аспекты организации служебной переписки
1.1.Понятие служебной переписки
Служебная переписка – это различные виды официальных документов информационно-справочного характера, используемых для обмена информацией в деятельности органов власти, организаций и граждан .
Классификация переписки может проводиться по различным признакам, связанным с назначением и содержанием документов, их важностью и срочностью, значимостью в решении определенных задач, статусом автора и адресата, характеристиками материального носителя и способа записи, технологией передачи с помощью средств связи и особенностями обработки в системах делопроизводства.
Для классификации переписки существенное значение имеет отнесение документов к определенным системам управленческой документации и категориям сообщений, передаваемых по сетям связи. Перечень оснований, по которым может проводиться систематизация деловой переписки, является весьма обширным.
На различных стадиях создания, передачи и использования деловой переписки решаются определенные прикладные задачи и применяются соответствующие признаки классификации документов .
Переписку, как любую другую документацию, принято подразделять на служебную (официальную) и личную. Пометка «Лично» на письмах, направляемых по адресу организации, может иметь двоякий характер: она может проставляться на письмах конкретному лицу, имеющих сугубо личный характер, и подчеркивать закрытость, конфиденциальность информации служебного характера.
Официальная переписка классифицируется по различным признакам (основаниям деления) (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Классификация официальной переписки
Перечень признаков классификации деловой переписки не исчерпывается указанными основаниями деления. В ряде случаев существенное значение имеют такие факторы в работе с документами, как статус отправителя и получателя, срочность подготовки и исполнения, категория доступа к информации, отнесение к определенным почтовым категориям и разрядам. Важным моментом при организации работы по подготовке и оформлению писем является наличие официально утвержденной формы письма или требований к его составу и содержанию.
Несмотря на наличие современных форм связи: телефона, телеграфа, факса и т.п., - объем переписки даже на небольшом предприятии весьма велик. Однако диапазон управленческих ситуаций, дающих повод для составления деловых писем, далеко не беспределен и поддается сравнительно четкой классификации .
Служебная переписка включает множество видов и разновидностей писем: письма-просьбы, письма-ответы (отказы), сопроводительные и гарантийные письма, письма-предложения, письма-подтверждения, письма-напоминания, письма-уведомления, письма-приглашения, письма-претензии и др.
В создании текста письма, в формировании его рациональных (а иногда и эмоциональных) характеристик, в отражении логической структуры текста большую роль играют стандартные фразы и выражения. Практика документной лингвистики рассматривает многочисленные клише как важные текстообразующие элементы, на которые опираются конструкции, формирующие письма .
1.2. Классификация служебных писем
Некоторые виды писем и наиболее часто употребляемые в них стандартные выражения (клише) будут рассмотрены ниже.
1. Письма-просьбы составляются в ситуации, когда необходимо убедить кого-либо и доказать необходимость исполнения просьбы. Излагая просьбу, необходимо подчеркнуть заинтересованность предприятия в ее исполнении. В письме-просьбе могут использоваться такие обороты, как «Пожалуйста, сообщите…», «Мы будем признательны, если Вы…», «Убедительно прошу…».
2. Письма-ответы (отказы) обычно начинаются с повторения просьбы. Далее излагаются результаты рассмотрения просьбы, если это письмо-отказ - мотивируются причины отказа и констатируется сам отказ либо удовлетворение просьбы. В данном виде писем наиболее применимы следующие выражения: «На Ваш запрос сообщаем…», «К сожалению, мы не можем…», «В соответствии с Вашей просьбой…» и др.
3. Сопроводительные письма составляются при отправке адресату каких-либо документов или материальных ценностей. Текст письма состоит из сообщения о высылаемом материале и уточняющих сведений (приложений). Обычно такие письма начинаются со слов «посылаем», «направляем», «возвращаем», «прилагаем» и т.п.
4. Письма-напоминания направляются тогда, когда не удается с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый ответ. В письме часто выражается не только напоминание, но и требование выполнить те или иные обязательства. Факт напоминания подчеркивает пометка «вторично», помещаемая на поле письма. Ключевыми словами в письме являются формы глагола «напоминать».
5. Информационные письма имеют своей целью своевременное информирование другой организации или заинтересованного лица о свершившемся факте. В письмах такого вида употребляются слова «сообщаем», «извещаем», «уведомляем», «информируем», «доводим до Вашего сведения…».
6. Письма-приглашения обычно содержат предложения принять участие в чем-либо (конференции, семинаре, совещании и т.д.) и могут адресоваться конкретному лицу либо массовому адресату, например, коллективу организации. Обычно в письмах-приглашениях указываются условия участия, место и время проведения мероприятия, а при необходимости и форма одежды. В таких письмах наиболее уместны такие обороты, как «Просим Вас принять участие…», «Приглашаем Вас…», «Имеем честь пригласить Вас…» и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2014 г. № 63-ФЗ. // Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=720151. - Загл. с экрана.
2. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2015 года n 359-фз). [Электронный ресурс]: база данных нормативов и документов. – М., 2014. – Режим доступа: http://www.sklad-zakonov.ru/cgi?req=doc;base=LAW;n=72. – Заглавие с экрана.
3. ГОСТ Р ИСО 15489-1 – 2016 СИБИД. Управление документацией.// Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=72079. - Загл. с экрана.
4. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.// Правовой сервер Консультант Плюс [Электронный ресурс] – М., 1997-2014. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=28003. - Загл. с экрана.
5. Устав ООО «СпецРемКомплект». Утвержден протоколом общего собрания участников Общества от 07 октября 2004 г. № 1 // Текущий архив ООО «СпецРемКомплект».
6. Учредительный договор ООО «СпецРемКомплект». Утв.: Протоколом общего собрания участников от 07 октября 2004 г. // Текущий архив ООО «СпецРемКомплект».
7. Правила внутреннего трудового распорядка: Утв. директором ООО «СпецРемКомплект» 03 января 2016 г. // Текущий архив ООО «СпецРемКомплект».
8. Дело № 1-7. Документы (контракты, акты, переписка) за 2016 г. // Текущий архив ООО «СпецРемКомплект»
Учебники, монографии, брошюры
9. Ищейнов, В.Я. Защита конфиденциальной информации: учеб. Пособие [Текст] / В.Я. Ищейнов, М.В. Мецатунян. – М.: ФОРУМ, 2014. – 256 с.
10. Кондратьева, Е. Утвержден ГОСТ Р 53898-2015 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Требования к электронному сообщению» [Текст] / Е. Кондратьева // PR News [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.
11. Корнеев, И.К. Защита информации в офисе: учеб. [Текст] / И.К. Корнеев, Е.А. Степанов. – М.: Проспект, 2015. – 336 с.
12. Корнеев, И.К. Информационные технологии: учеб. [Текст] / И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандуполо, В.А. Маашурцев. – М.: Проспект, 2014. – 224 с.
13. Корнеев, И.К. Технические средства управления: учебник [Текст] / И.К. Корнеев, Г.Н. Ксандуполо. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 200 с.
14. Корнеев И.К. Управление документами: учеб. [Текст] / И.К. Корнеев, А.В. Пшенко, В.А. Машурцев. – М.: Инфра-М, 2014. – 299 с.
15. Пшенко, А.В. Хранение документов и обеспечение их сохранности [Текст] /Пшенко А. // Секретарское дело. - 2013. - №10. – С. 52.
16. Рогожин, М.Ю. Делопроизводство. Подготовка служебных документов [Текст]. – СПб, 2014. – 245 с.
17. Рогожин, М.Ю. Настольная книга документоведа: подготовка документов [Текст]. - М.: ИндексМедиа, 2015. – 361 с.
18. Румянцева, С. Регистрация документов: карточная система регистрации [Текст] /Румянцева С.// Справочник документоведа и офис-менеджера. – 2013. - №5. - С. 25.
19. Санкина, Л.В. Система хранения документов в делопроизводстве /Санкина Л. [Текст] // Секретарское дело. - 2014. - №2. – С. 15. –
20. Санкина, Л.В. Характерные черты делопроизводства в фирмах мелкого и среднего бизнеса [Текст] // Делопроизводство. - 2014. - №12. – С. 29.
21. Сокова, А.Н. Электронное делопроизводство (Практический взгляд на проблему в реальных условия) [Текст] // Делопроизводство. - 2015. - №1. – С. 26.
22. Сорокина, Е.Л. Документовед – профессия многогранная! [Текст] // Справочник документоведа и офис-менеджера. - 2016. - № 9. – С. 39.
23. Шифрин, Ю.А. Информационные технологии. Офисная технология и информационные системы [Текст]. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2015. – 361 с.
24. Шатина, Н.В. Составление номенклатуры дел [Текст] // Секретарское дело. - 2015. - №1. – С. 21.