Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что закрепленные законодателем способы сохранения благоприятной окружающей среды на территории РФ - создание, развитие и защита особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (далее - ООПТ). Вместе с тем анализ состояния законности на ООПТ РФ свидетельствует о наличии многочисленных нарушений федерального законодательства, допускаемых как уполномоченными органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления, так и физическими, и юридическими лицами.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с землями особо охраняемых территорий.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие правовой режим земель особо охраняемых территорий, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение правового режима земель особо охраняемых территорий.
Задачами работы ставится:
• изучить понятие и правовой режим земель особо охраняемых территорий ;
• рассмотреть прокурорский надзор и защита особо охраняемых природных территорий;
• проанализировать судебную практику по вопросам охраны земель особо охраняемых территорий;
• выявить проблемы и определить перспективы развития.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие, режим и защита земель особо охраняемых территорий
1.1. Понятие и правовой режим земель особо охраняемых территорий
Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в статье 94 Земельного кодекса РФ и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В ряде крупных городов приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану пригородных зон, земель, занятых городскими лесами, парками, иными зелеными насаждениями, выделяемых на особо охраняемых территориях, предусмотренных в главе IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» ФЗ об охране окружающей среды.
Отношения в области охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов ФЗ об особо охраняемых природных территориях (далее - ФЗ от 14 марта 1995 г.), в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития на федеральном, региональном и местном уровнях, порядок образования их охранных зон, основные функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных (высшего образования) организаций.
Перед государственными природными заповедниками ставятся цели сохранять и изучать естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. На них возлагаются задачи сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологического просвещения.
Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.
В государственных природных заповедниках могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. В ст. ст. 6 и 11 ФЗ от 14 марта 1995 г. рассматриваются порядок пребывания на землях заповедника, платность его посещения, основы управления заповедниками федеральными государственными бюджетными учреждениями, передача им земельных участков в постоянное бессрочное пользование.
В ст. ст. 12, 14, 16 и др. того же Федерального закона предусматриваются изъятие из гражданского оборота земель, иных природных ресурсов и недвижимого имущества, расположенных в границах национальных парков и находящихся в федеральной собственности; порядок создания национального парка, пребывания в нем, платность посещения; основы управления, в основном аналогичные управлению землями заповедников.
В ст. ст. 19 и 20 ФЗ от 14 марта 1995 г. регулируются режим, порядок создания природных парков и управление землями, переданными им в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ, запрещение изъятия или иного прекращения прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством (такой порядок пользования, запрещения изъятия и (или) прекращения устанавливается и для большинства других ООПТ). Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.
Например, государственные природные заказники могут иметь различный профиль землепользования, в том числе быть:
- комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
- палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;
- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.
Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти, принявшими решение о создании такого государственного природного заказника. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников и имеющих обременения, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
- эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
- природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
- отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, N 50, ст. 5278.
6. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12, ст. 1024.
7. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
9. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства РФ, 24.04.1995, N 17, ст. 1462.
10. Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3735.
11. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства РФ, 28.01.2002, N 4, ст. 251.
12. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2016 N 2013-р «О переводе земель лесного фонда в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлююс».
13. Распоряжение губернатора Санкт-Петербурга и губернатора Ленинградской области от 26.07.1996 N 103-р/89-рг «Об организации комплексного заказника «Гладышевский» // Вестник Администрации Санкт-Петербурга, N 8/96.
14. Приказ Минприроды России от 03.04.2017 N 146 «Об утверждении Положения о национальном парке «Онежское Поморье». Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлююс».
15. Приказ Минприроды России от 19.03.2012 N 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 23.07.2012.
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33-17107/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 31 марта 2015 г. по делу N 33-1172/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. N 33-17107/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
19. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 9 октября 2013 г. по делу N 33-9958/2013 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Ленинградского областного суда от 12 февраля 2015 г. N 33-743/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Ленинградского областного суда от 12 февраля 2015 г. N 33-742/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2014 г. по делу N А12-7522/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Бердинских С. Надзор за исполнением законодательства на особо охраняемых природных территориях // Законность. 2016. N 4.
24. Демичев А.А., Грачева О.С. Экологическое право: учебник. М.: Прометей, 2017. 348 с.
25. Иванов А.В. Категория защитных лесов «леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях»: правовое регулирование и правоприменительная практика // Экологическое право. 2017. N 3. С. 15 - 18.
26. Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. М.: Статут, 2018. 159 с.
27. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об особо охраняемых природных территориях, сохранении и использовании объектов животного мира и среды их обитания // Законность. 2018. N 1. С. 3 - 10.
28. Сапоткина Т.И. Споры в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2016. N 4. С. 48.
29. Сухов В.Е. Правовые коллизии в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях // Законность. 2018. N 4. С. 14 - 16.