Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что от организации системы управления персоналом на предприятии зависит качество оказания услуг. Но не все организации уделяют данному аспекту серьезное внимание, что является результатам отсутствия профессионализма и компетентности работников. Совершенствование системы персонала на предприятии является актуальным и требует разработки практических рекомендаций.
В работе поднимаются проблемы адекватности и целесообразности метода. Важной задачей при написании работы было показать не столько преимущества и положительные эффекты от применения центра оценки, сколько «подводные камни», с которыми можно столкнуться.
В этой связи мной была определена проблема исследования: выявление групп факторов, связанны с ограничением применения метода. В процессе работы мной были выявлены следующие преимущества ассессмент-центра: для организации и руководителей: позволяет избежать множества ошибок в процессе отбора персонала и выбрать людей, обладающих характеристиками, максимально подходящими для работы в компании; повышение конкурентоспособности компании за счет качественного найма; снижение затрат на поиск и адаптацию сотрудников за счет минимизации ошибок на этапе найма; результаты кадровой оценки могут служить основой для оптимизации кадровой политики, планирования мероприятий по коррекции социально-психологического климата в коллективе; улучшение взаимодействия внутри и между подразделениями компании.
Степень разработанности. Проблемы деловой оценки персонала в различных аспектах достаточно подробно изучались как российскими, так и зарубежными учеными. В отечественной экономической литературе современные проблемы управления персоналом и его развития стали предметом глубокого изучения таких ученых, как О.Е. Алехина, Гончарова О.И., Жижерина Ю., Клочков А., Лешягин М.А., Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Фатхутдинов Р.А. Э. Майе и др. Однако, несмотря на важность проводимых ими исследований, некоторые аспекты данной проблемы до сих пор не достаточно изучены чем и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является анализ преимуществ и недостатков применения метода «ассессмент-центр» в оценке персонала предприятия ООО «Норд-Тур».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты метода «ассессмент-центр».
2. Провести анализ деловой оценки персонала на предприятии ООО «Норд-Тур».
3. Разработать новую модель деловой оценки персонала предприятия.
Объект исследования – персонал предприятия ООО «Норд-Тур».
Предмет исследования – система деловой оценки персонала предприятия.
Применение целого ряда методов исследования: аналитический, сравнительный и др. позволили всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА «АССЕССМЕНТ-ЦЕНТР» В ОЦЕНКЕ ПЕРСОНАЛА
1.1. Понятие и сущность процедуры оценки персонала
Человеческий капитал представляет собой воплощённую в каждом индивидууме потребность приносить доход. Он включает в себя как врождённые способности и таланты, так и приобретённое образование, и соответствующую квалификацию.
Сам термин «человеческий капитал» возник при изучении положения слаборазвитых стран, в процессе которого был сделан вывод о том, что благосостояние людей зависит не столько от техники, усилий или земли, сколько от знаний и умений людей. Бизнес описывает человеческий капитал в качестве комбинации нескольких факторов к которым относятся человеческие факторы, которые индивид привносит в свою работу, такие как ум, преданность, надёжность; так и способность человека к обучению, а именно его одарённость, смекалка .
Нельзя так же не отметить в качестве одного из факторов и способность индивида к обмену опытом и информацией. Человеческий капитал является самым обременительным активом любого предприятия. Огромное многообразие, наряду с часто полной непредсказуемостью человеческого характера, делают их оценку крайне сложным занятием. Люди являются единственным звеном, которое обладает способностью производить стоимость. Остальные переменные любого бизнеса, будь-то деньги, сырье, оборудование и многое другое, обладают лишь способностью инертных материалов, так как ничего не прибавляют до того момента, пока любой рабочий, от самого низко квалифицированного сотрудника и до профессионального руководителя высшего звена, не заставят этот потенциал работать.
Самым благоразумным и рентабельным методом решения проблемы дефицита талантов и поддержки конкурентоспособной позиции на современном рынке, является вложение в сотрудников, повышение их производительности, знаний, умений.
Современная экономика уже не может отрицать того, что главным источником прибыли являются люди. Любое имущество организации без соответствующего персонала является бездеятельным пассивным ресурсом.
В качестве фундамента капитала предприятия неминуемо выступает человеческий капитал. Единой методики его оценки, до сих пор не существует. Одним из самых распространённых методов является исчисление особенностей личности индивидуально и его оценка в структуре интеллектуального капитала предприятия.
В основе второго метода лежит оценка текущего потока затрат на формирование человеческого капитала с будущим потоком доходов, который сможет обеспечить получивший соответствующие знания человеческий капитал. Следующий метод (экспертный) оценивает качественные показатели, как конкретного работника, так и всех сотрудников предприятия .
При любом методе оценки учитывается вклад персонала предприятия в результат работы. Он определяется по таким критериям: развитие научного направления; увеличение доходов организации; развитие отношений с заказчиками; координация взаимодействия между подразделениями и отдельно действий подразделений; успешное выполнение возложенных линейных функций.
Большую объективность даёт метод экспертного подхода. Порядок расчета человеческого капитала данным методом включает в себя определение ключевых показателей, которые определяют вклад сотрудника в капитал знаний организации, установление весовых долей для каждого из этих показателей и определение оценки для каждого из этих показателей. Полученные результаты подвергаются анализу, и выводится средний бал для каждого сотрудника. Полученные значения сравниваются с эталонным.
Вся инновационная политика на любом предприятии внедряется его сотрудниками. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что эффективность и конкурентоспособность функционирования организации напрямую зависима от грамотности и образованности его сотрудников. Тут же выводится следствие необходимости постоянного и непрерывного обучения сотрудников предприятия.
Сумма затрат на образование и переподготовку можно рассматривать в качестве долгосрочных инвестиций в капитал знаний данной организации. Однако, важно учесть, что инвестиции в человеческий капитал являются оправданными лишь в случае явной тенденции повышения производительности предприятия, а также вклада каждого конкретного работника в это. Такая закономерность лежит в основе оценки человеческого капитала методом инвестиций .
Процесс инвестирования в человеческий капитал подразделяется на: затраты необходимые для получения образования; затраты требуемые для поиска и найма сотрудников; затраты на персонал в период обучения; затраты требуемые в период накопления потенциального роста. Затраты подразделяются по источникам финансирования на средства федерального бюджета (учебные заведения среднего и высшего образования) и затраты складываемые из средств и времени каждого индивида которые играют ключевую роль в формировании человеческого капитала.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2016. – № 25. – С. 15.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)[от 26.01.1996 № 14– ФЗ, ред. от 02.02.2006 № 19– ФЗ] // Соб. законодательства. Рос. Федерации.–1996. –№ 5.– Ст.410; 2005.– №30 (1ч.). – Cегодня и завтра // Бизнес. – 2016. – № 3.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. 2016. – 1.– С.50 – 52.
4. Базарова Т.Ю., Еремина Б.А. Управление персоналом. М.: ЮНИТИ, 2016. – 560 с.
5. Базарова Л. Система подбора персонала как фактор устойчивого экономического развития // Управление персоналом. 2016. – 5. – С.9.
6. Беляева Е.Г. Непрерывное развитие сотрудников, как условие развития организации // Справочник по управлению персоналом. 2017. – 5. – С.7–8.
7. Бисакаева М.А. Проблемы управления формированием и развитием кадрового резерва // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. – № 23. – С. 108 – 113.
8. Ботвиник С.Л. Практика формирования кадрового резерва организации // Бизнес в законе. Экономико–юридический журнал. – 2012. – № 2. – С. 254 – 257.
9. Булатов А. Методика расчета и оценки профессиональной готовности кадрового резерва // Справочник по управлению персоналом. – 2018. – № 1. – С. 78 – 84.
10. Бережная Н.В. Управление. – М.: Экономика 2016. – 253 с.
11. Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. – М.: ГЕЛАН, 2018 . – 245 с.
12. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2015. – 496 с.
13. Рамперсад , К.Х. Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность / К.Х. Рамперсад. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 352 с.
14. Сидоркина, С. Применение технологий ассесмент-центра при оценке эффективности вложений в персонал [Текст] / С. Сидоркина // Управление персоналом. - 2017. - № 12. - С. 35-38
15. Спенсер, Л.М. Компетенции в работе. Модели максимальной эффективности работы / Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер. – М.: HIPPO, 2015. – 372 с.
16. Спивак, В.А. Корпоративная культура. Теория и практика / В.А. Спивак. – СПб.: Питер, 2019. – 352 с.
17. Стадник А. Оценка персонала / А. Стадник. – М.: «Бегин Групп», 2015. – 325 с.
18. Страдвик Л. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей / Л. Страдвик. – М.: HIPPO, 2014. – 360 с.
19. Таран, И. «Подводные камни» ассессмента / И. Таран // Справочник по управлению персоналом. – 2015. – №10. – С.37-49.
20. Уиндетт, С. Руководство по компетенциям. / С. Уиндетт, С. Холлифорд. – М.: HIPPO, 2014. – 228 с.