Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Принципы опережающего и развивающего обучения Разработаны известным советским психологом и учеником Л. С. Выготского Занковым Л. В., опробованы в длительном массовом эксперименте, проведенном в различных школах, в различных регионах страны в 60-80 гг прошлого века.
Не отрицая необходимости учета актуального уровня развития ученика, Л. С. Выготский доказывал, что учение должно идти впереди сегодняшних его достижений и пробуждать пока не проснувшиеся способности, ориентировать на завтрашние знания, подготавливать к появлению новых навыков и умений. Этим у ученика стимулируется «зона ближайшего развития».
Л. В. Занков, опираясь на исследования своего учителя, разработал следующие дидактические принципы:
• теория имеет преобладающее значение по сравнению с практикой;
• быстрый темп обучения и опережающий, но посильный уровень его трудности активизируют мыслительную деятельность ученика;
• воспитание осознанного отношения к учебе — это своего рода внутренний стимул к самоообразованию и стремлению к знаниям.
Кроме того, Занков Л. В. указывал на необходимость не только обучения, но и развития каждого — и сильного, и слабого — ученика. Оно подразумевает обогащение его нравственного мира способностями чувствовать, переживать, испытывать духовные потребности, стремиться к использованию знаний в нравственных целях. Наиболее благоприятным периодом развития ребенка Занков Л.В. считал время обучения его в начальной школе, когда наиболее интенсивно формируется личность и ее основные качества. Педагогические ошибки в этом возрасте приводят к трудному, порой безуспешному, процессу перевоспитания.
Наглядность – это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления.
При обучении принято использовать:
• знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
• естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
• условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
• динамические модели (телефильмы, диапозитивы).
Источником приобретения знаний считается наглядность.
Глава 1. Условия реализации принципа наглядности на уроках технологии
1.1.Дидактический принцип наглядности как основа повышения качества знаний
Дидактика — отрасль педагогики, которая зародилась еще в XVII веке, но не утратила своего значения и по сей день. Социальные исторические изменения, конечно, вносят в содержание обучения и воспитания нового поколения свои дополнения и поправки.
Когда обучение результативно Высокую эффективность обучения обеспечивают такие факторы:
1.Информация или учебный материал, доступные для понимания и усвоения по содержанию, количеству и качеству. Для этого разработаны (или разрабатываются инновационные) способы изложения — методы, приемы.
2.Качественный уровень организации процесса обучения:
а) на уроках он зависит от оснащенности и условий, правильного выбора организационной формы, профессионализма педагогов, контроля результатов и др.;
б) во внеурочное время гарантируется своевременным контролем и достаточной помощью учащемуся со стороны взрослых и сверстников, использованием дополнительной литературы, организацией самостоятельной работы.
3.Обучаемость учеников — групповая и индивидуальная на уроках и вне уроков, их способность усвоить определенный объем познавательного материала в установленное время. Зависит от существующего уровня подготовки, способности к обучению, наличия воли к учебному труду, работоспособности, мотивации.
4.Затраты времени на уроках и на самоподготовку.
Результативность процесса обучения определяется по объему усвоенного учеником теоретического материала, по сформированности практических навыков и умений и по тому, как он использует их в соответствующих жизненных ситуациях.
Цели обучения достижимы, если педагог владеет методикой и технологией преподавания дисциплины. Основоположник дидактики Я. А. Коменский (1592-1670, Чехия) разработал и пропагандировал научный подход к обучению и воспитанию детей. Его основные идеи реализуются и в современной системе образования. Как и любой процесс, обучение имеет свои законы, правила и принципы. Правила описывают необходимые действия педагога, которые способствуют реализации принципа.
Например, принцип наглядности в обучении требует от учителя при подборе и использовании наглядного материала учитывать возраст детей, его соответствие целям обучения, размер, обеспечение достаточной освещенности и очередность доступа к материалу, если планируются практические действия. Принципы указывают, как достичь цели, желаемого результата с учетом закономерностей обучения и через правильный выбор его методов, приемов, форм. Принципы наглядности, сознательности и активности, например, реализуются через контроль знаний, повторение пройденного материала, организацию использования теории на практических уроках.
Главное в обучении — правильный выбор его задач с учетом особенностей обучающихся, а затем форм и средств осуществления учебного процесса. Многовековой опыт, исследования корифеев науки доказали, что соблюдение классических принципов и правил организации воспитательно-образовательного процесса гарантирует достижение поставленных целей.
Современная дидактика разрабатывает новые принципы и правила обучения с опорой на новейшие достижения науки и педагогической практики.
Образовательная практика требует творческого использования принципов и правил дидактики, поскольку каждый учебный предмет специфичен, как и условия его преподавания. Например, суть принципа наглядности состоит в демонстрации объектов. Предметы разнообразны: астрономические объекты, предметы искусства, живые и микроскопические объекты и т. п. Поэтому и правила принципа наглядности будут в каждом отдельном случае особыми. Как правило, необходимые условия успешного образовательного процесса реализуются комплексно, а не в отрыве друг от друга. Принципы научности и наглядности связаны необходимостью дать слушателям зрительные образы тех научных объектов, которые невозможно ощутить ни одним органом чувств.
1.2. Современные средства обучения на уроках технологии
Метод обучения - это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи. Педагогические приемы обучения - это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором - второстепенным.
Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровых, В. П. Технология. 5-8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе И. А. Сасовой, А. В. Марченко / В.П. Боровых. - Москва: Огни, 2016. - 882 c.
2. Боровых, В. П. Технология. 5-9 классы: художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву / В.П. Боровых. - Москва: Наука, 2016. - 201 c.
3. Боровых, В.П. Технология. 7-11 классы. Практико-ориентированные проекты / В.П. Боровых. - М.: Учитель, 2009. - 230 c.
4. Выгонов, В. В. Технология. Изделия из разных материалов. 1-4 классы / В.В. Выгонов. - Москва: Гостехиздат, 2013. - 879 c.
5. Декоративно-прикладное творчество: изделия из древесины и природного материала. - Москва: Мир, 2016. - 455 c.
6. Журавлева, А. П. Начальное техническое моделирование / А.П. Журавлева, Л.А. Болотина. - Москва: Огни, 2006. - 548 c.
7. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров, В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2001. - 192 c.
8. Иванова, Л. Ф. История техники. 10-11 классы. Методическое пособие / Л.Ф. Иванова, В.Ф. Хотеенков. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 176 c.
9. Карачев, А. А. Спортивно-техническое моделирование / А.А. Карачев, В.Е. Шмелев. - М.: Феникс, 2007. - 352 c.
10. Коваленко, Л. Н. Технология. 2 класс. Рабочая программа по учебнику Н. А. Цирулик, Т. Н. Просняковой / Л.Н. Коваленко. - М.: Учитель, 2013. - 235 c.
11. Корягин, А. В. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических рекомендаций и практикумов / А.В. Корягин. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 976 c.
12. Лыкова, И. А. Тень-потетень. Детское творчество. Мастер-классы для детей и взрослых / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2014. - 662 c.
13. Максимова, Т.Н. ПШУ 1 кл. Поурочные разработки по технологии. Универсальное издание. ФГОС. Максимова Т.Н. / Т.Н. Максимова. - Москва: Высшая школа, 2016. - 546 c.
14. Мир деятельности. 1 класс (комплект). - М.: Национальное образование, 2012. - 103 c
15. Федеральныйпортал «Российское образование» - htpp://www.edu.ru
16. Российский общеобразовательный портал: основная и средняя школа – htpp://www/school.edu.ru
17. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов – htpp:/edu/of.ru
18. ФГОС форум - http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Thread&BoardId=572&ThreadId=199
19. Готовы работать по ФГОС Рабочие программы -http://www.zankov.ru/exp/article=2196
20. Сайт учителя технологии - http://tehnologia247.ucoz.ru
21. Образовательный сайт: Непрерывная подготовка учителя технологии -http://tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4
22. Сеть творческих учителей - http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
23. Технология в школе - http://shk-tehnologia.ru
24. Уроки технологии - http://900igr.net/prezentatsii/tekhnologija/Uroki-tekhnologii/Tekhnologija-v-shkole.html
25. Учителю технологии - http://www.domovodstvo.fatal.ru
26. Уроки технологии в начальной школе - http://textbook.keldysh.ru/space/wpr_teh4.htm, http://00149.ucoz.com
27. Обучающие игры на уроках технологии - http://www.rantis.spb.ru/uroki-tehnologii.html
28. Технология в школе: Стандарты - http://www.shk-tehnologia.ru/Page22.html
29. Учителю технологии: разработки уроков - http://www.uroki.net/doctrud.htm