Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современное нестабильное время, в жестких условиях конкурентной среды особенно важно принимать оптимальные управленческие решения, чтобы достигать превосходства над конкурентами, что обеспечивается эффективной организацией комплексного планирования, основным элементом которого является разработка стратегического плана.
Чем сильнее предприятие подвержено изменениям со стороны внешней среды, тем больше оно реагирует на эти изменения, тем большее значение приобретает концепция стратегического управления предприятием.
Тема данного курсового проекта является актуальной, так как в настоящее время наиболее важным является умение выбрать наиболее эффективное направление развития предприятия, балансирующее интересы и возможности потребителей и производителя и, в соответствии с этим, сформировать определенный набор стратегий. В связи с этим имеется настоятельная необходимость более глубокой проработки отдельных элементов формирования стратегии развития и вопросов организации процедуры выбора оптимального набора стратегий.
Целью данной работы является рассмотрение теоритических основ стратегического планирования и рассмотрения его механизма действия в управлении ООО «КонсультантПлюс-Ставрополье».
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
- изучение роли и сущности стратегического планирования в процессе планирования на предприятии;
- рассмотрение особенностей реализации основных функций в системе стратегического планирования;
- анализ функций и задач стратегического планирования предприятия на примере ООО «КонсультантПлюс-Ставрополье»;
- рассмотрение инструментов стратегического планирования в ООО «КонсультантПлюс-Ставрополье».
При написании работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализа, синтеза, обобщения, сравнения, синергии и другие.
Приᅟ написанииᅟ работыᅟбылиᅟ использованы: учебная литература, материалыᅟ периодическойᅟ печати, в частности такие журналы как «Контроллинг», «Управление предприятием» и прочие, ресурсы Интернета, аᅟ такжеᅟ данныеᅟ оᅟ работеᅟ предприятия и положение контроля на предприятии, егоᅟ уставнаяᅟ иᅟ внутренняя отчетность, финансовые документы, документы о персонале.
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность стратегического планирования
В настоящее время, в условиях рыночной экономики на предприятиях большое значение придается задачам стратегического планирования, без которого невозможна их эффективная работа, поскольку оно служит основой системы управления.
Обратимся к понятию «планирование», включающее в себя постановку целей и методы их достижения. На предприятии планирование осуществляется по следующим направлениям: производство; сбыт; финансы; закупки.
Все направления и этапы взаимосвязаны между собой. Планирование на предприятии включает в себя следующие этапы [4, с.148]:
1. Постановка общих целей;
2. Установление четких, детальных целей на определенный небольшой период времени;
3. Поиск путей и средств их достижения;
4. Контроль за достижением поставленных целей, с помощью сравнения фактических и плановых показателей.
Составление плана всегда основывается на данных прошлого, однако, целью планирования является определение и контроль развития организации в будущем. Из этого следует, что в основе надежности планирования лежит правильность и точность бухгалтерских расчетов прошлых периодов. Каждое составление плана основывается на неполных сведениях. Во многом, качество планирования предприятия зависит от уровня квалификации работников, то есть на предприятиях с высококвалифицированными сотрудниками качество планирования будет намного выше.
Стратегия – это подробный многосторонний комплексный план, который разрабатывается с точки зрения перспектив всего предприятия, а не отдельного индивида [8, с.131]. Однако, очень редко, но все-таки встречаются случаи, когда генеральный директор может сочетать стратегию предприятия и свои личные планы. В основе стратегии лежит разработка аргументированных планов и мер достижения поставленных целей, учитывающих производственно-сбытовые нужды предприятия и его научно-технический потенциал.
Стоит отметить, что термин «стратегическое управление» и «стратегическое планирование» это не одно и тоже, хотя зачастую многие используют их именно как синонимы. Стратегическое управление (рисунок 1) включает в себя [6, с. 34]: стратегическое планирование; стратегический контроль; осуществление выбранной стратегии.
Рисунок 1 – Виды управленческой деятельности, в рамках процесса стратегического планирования
Стратегическое управление включает в себя следующие этапы, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Процессы стратегического управления
Отсюда можно сделать вывод, что стратегическое планирование стоит исследовать как основной элемент стратегического управления.
Стратегическое планирование – это инструмент, при помощи которого происходит формирование системы целей функционирования организации и объединение усилий всех сотрудников для ее достижения [9, с.72].
Решения и действия, которые принимаются руководством, ведущие к разработке стратегий, которые предназначены для достижения предприятий своих целей – это стратегическое планирование [2, с.15]. Его основной задачей является организационные изменения и внедрение инноваций, необходимых для функционирования организаций.
Понятие «стратегическое планирование» появилось в практике западного менеджмента предприятий в шестидесятые годы двадцатого века.
За границей методологическую и теоретическую основу стратегического планирования исследовали множество ученых, например, М. Портер, Ф. Абраме, А. Томпсон, К. Эндрюс и др. [5, с.35]. В 70-е годы наблюдался некий застой в развитии стратегического планирования предприятия, после которого уже в 90-е годы XX века произошло оживление его методов и подходов. Данная тенденция продолжает свое существование по сей день.
На смену долгосрочному планированию пришло стратегическое планирование, которые имеют существенные различия. Основным отличием является трактовка будущего. В долгосрочном планировании основной упор делается на прогнозирование и изучение будущего, которое станет лучше прошлого, а в системе стратегического планирования анализируются тенденции и перспективы развития предприятия, его проблемы, угрозы и возможности, которые будут способствовать изменению сформировавшихся и имеющихся в данное время тенденций. Другое отличие заключается в том, что стратегия выступает в качестве направления развития, а не как индикатор времени. При планировании стратегии устанавливаются общие направления,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.В. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления предприятием / Евразийский Научный Журнал. – 2015. – №12 (декабрь). URL: http://journalpro.ru/archive/evraziyskiy-nauchnyyzhurnal-12/ (дата обращения 17.05.2018);
2. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c.
3. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 396 c.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия Учебное пособие / И. Ансофф. - СПб.: Питер, 2012. – 422 с
5. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2014 – 256 с.;
6. Горемыкин, В. А. Планирование на предприятии: учебник и практикум / В. А. Горемыкин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 857 с.;
7. Мардас, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. Н. Мардас, О. А. Гуляева, И. Г. Кадиев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 176 с.;
8. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.;
9. Сидоров, М. Н. Стратегический менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / М. Н. Сидоров. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 145 с.;
10. Гребенников А.А. Разработка стратегического плана развития предприятия //Справочник экономиста. № 10. 2017. 59 с.
11. Виханский О.С. Менеджмент, М., ИНФРА-М, 2014, 576 с.
12. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: учебное пособие. М.: Изд-во “Финпресс”, 2010. 192 с.
13. Попов С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство “Юрайт”, 2018, 463 с.
14. Стратегический менеджмент организации/ под ред. А.В. Бандурина, Б.А. Чуб. М. , 2010, 232 с.
15. Старшинова Т.А., Перепелица Н.М. О классификации стратегий предприятий // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление», 2016. №1. С. 134–140.