Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По мере взросления личности, меняется как ведущий вид деятельности человека, так и уровень его самооценки. Существенное влияние на самооценку человека может оказывать гипертрофированное развитие одной из черт характера, то есть его акцентуация. Акцентуации характера начинают проявляться в подростковом возрасте, что становится существенным препятствием при дальнейшей социальной адаптации. В зависимости от совокупности психологических особенностей индивида и влияния внешних условий, акцентуация характера личности может проявляться в ее деятельности в различных формах.
Совместно с самооценкой, акцентуация характера оказывает влияние на продуктивность и эффективность выбранной человеком деятельности, а также на особенности развития личности.
Правильная оценка своих возможностей и способностей, выбор задач подходящей сложности, анализ результатов своей работы – все эти факторы определяют успешность любой деятельности, и напрямую зависят от самооценки и типа акцентуации характера.
Актуальность данной проблемы заключается, в том, что в наше время самооценка является одной из важнейших характеристик личности. Тогда как самооценка играет большую роль в жизни людей, оказывая влияние на их поступки и образ действий, преобладание в жизни современного человека виртуального общения делает его самооценку особенно нестабильной и зависимой от одобрения или осуждения окружающих. При этом акцентуация характера, как совокупность чрезмерно выраженных личностных черт оказывает большое влияние на самооценку
Цель исследования: выявление акцентуаций характера личности юношей различных возрастных категорий .
Объект исследования – психология личности.
Предмет исследования – исследование психологических особенностей акцентуаций характера юношей.
Гипотеза исследования – на тип акцентуации характера влияют возрастные особенности личности юношей. Проверка гипотезы исследования предполагает решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблематики акцентуаций характера личности на современном этапе развития психологической мысли.
2. Выявить особенности акцентуаций характера личности
3. Провести эмпирическое исследование акцентуации характера у юношей 13 и 15 лет
Методы исследования. В ходе работы использовались теоретические и практические методы исследования. Из теоретических – анализ соответствующей литературы. Их практических использовались психодиагностические опросники.
Научная новизна и теоретическая значимость:
Впервые установлены связи типов акцентуаций характера личности с возрастными особенностями.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении научных знаний об акцентуации характера личности, ее факторах, связях со свойствами личности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования акцентуации характера в современной психологии
1.1. Понятие акцентуации характера в различных психологических концепциях
Чтобы понять, что подразумевается под акцентуацией характера, необходимо проанализировать понятие «характер». В психологии этот термин понимается как совокупность (или набор) наиболее устойчивых особенностей человека, которые налагают влияние на всю человеческую деятельность и определяют ее отношение к людям, к себе, к сути. Характер отражается в деятельности человека, в его межличностных контактах и, конечно же, он обеспечивает свое поведение своеобразным, уникальным цветом.
Термин был предложен Теофрастом, который впервые дал широкое описание 31 типа человеческой натуры (типы характеров), среди которых он выделил скучный, хвастливый, неискренний, разговорчивый и т.д. В будущем были предложены много разных классификаций характера, но все они были построены на основе типичных черт определенной группы людей. Но бывают случаи, когда типичные черты проявляются более четко и отчетливо, делая их уникальными и оригинальными. Иногда эти черты могут жить», и чаще всего они возникают спонтанно, под влиянием определенных факторов и при соответствующих условиях. Такое обострение (или, скорее, интенсивность ада) в психологии получило название акцентуации характера [6, c. 41].
Акцентуация характера - чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт человеческой природы, которая подчеркивает уникальность человеческих ответов на факторы или конкретные ситуации. Например, беспокойство как черта в ее обычной степени проявления отражается в поведении большинства людей, попадающих в чрезвычайную ситуацию. Но если тревога становится особенностями акцентуации характера человека, поведение и действия человека будут отличаться распространенностью неадекватной заботы и нервозности. Такие проявления ада находятся на грани нормы и патологии, но под воздействием негативных факторов некоторые акцентуации могут идти на психопатию или другие отклонения в умственной деятельности человека.
Таким образом, акцентуация характера человека (в переводе с латинского. Accentus означает акцент, усиление) имеют природу вне нормального диапазона, но в некоторых ситуациях довольно часто мешают человеку строить нормальные отношения с другими людьми [14, c. 42]. Это связано с тем, что у каждого типа акцентуации есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место), и чаще всего воздействие негативных факторов (или травматической ситуации) имеет то, что в будущем может привести к психическим расстройствам и неуместное поведение. Но следует отметить, что акцентуация - это не психические расстройства или инвалидность, хотя в нынешней Международной классификации болезней (10-я ревизия) акцентуация все же включена в класс 21/ пункт Z73, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни человека.
Несмотря на то, что акцентуация определенных черт характера и особенностей проявления довольно часто выходит за рамки нормального человеческого поведения, они сами по себе не могут быть связаны с патологическими проявлениями. Но следует помнить, что под влиянием сложных жизненных обстоятельств, травматических факторов и других разрушительных психических стимулов человека проявления акцентуации усиливаются и увеличивают частоту их повторений. И это может привести к различным невротическим и истерическим реакциям [2, c. 238].
Понятие «акцентуированная личность» было введено немецким психиатром Карлом Леонардом (точнее, оно использовало термины «подчеркнутая личность» и «акцентуация личностных черт»). Он также относится к первой попытке их классификации (был представлен научным сообществом во второй половине прошлого века). Впоследствии этот термин был прояснен А.Э. Личко, который под акцентуациями понимает крайние варианты нормы и характера, когда происходит чрезмерное усиление индивидуальных черт. По мнению ученого, существует избирательная уязвимость, связанная с определенными психогенными влияниями (даже в случае хорошего и высокого сопротивления). А.А. Личко подчеркнул, что, несмотря на то, что любое акцентирование, хотя и является крайним вариантом, но все еще является правилом, и поэтому оно не может быть представлено как психиатрический диагноз [5, c. 282].
А.Личко выделил две степени проявления акцентирования риса, а именно, явные (явно выраженные черты определенного типа акцентуации) и скрытые (при стандартных условиях, черты определенного типа, очень слабы или вообще не видны) [5, c. 111]. Ниже в таблице представлено более подробное описание этих шагов.
Таблица 1
Тяжесть акцентуаций
Тяжесть Вариант нормы Особенности
эксплицированная экстремальная Акцентированные функции имеют хорошее выражение и проявляются во всей человеческой жизни. Акцентированные черты часто очень хорошо компенсируются (даже если нет травм), но в подростковом возрасте может быть неправильная настройка.
скрытая норма Акцентуация найти их симптомы чаще всего из-за травмы или под влиянием травматической ситуации. Главные акцентированные черты не приводят к нарушению адаптации (редко возможно кратковременное исключение).
Динамика личности акцентуации персонажа
Классификация акцентуаций характера К. Леонарда делилась на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, что является источником акцентуации, точнее, где они локализуются (относятся к темпераменту, характеру или уровню личности). Только К. Леонгард выделил12 типов, и они были распределены следующим образом:
- по темпераменту (естественному образованию) относились гипертимические, дистикционные, аффективные, лабильные, эмоционально-возвышенные, тревожные и эмоциональные типы.
- по природе (образование, социально обусловленная) ученый приняла демонстративные, педантичные, застрявшие и возбудимые типы.
- по персональному уровню были подняты два типа дополнительных и интровертированных [10, c. 154].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азарных Т.Д. Суицидальные идеации и акцентуации характера при посттравматических стрессах в юношеском возрасте. // В сборнике: Психология стресса и совладающего поведения Материалы III Международной научно-практической конференции: в 2 томах. 2013. С. 176-178
2. Алексеева М.Н., Алексеева Т.И., Гадаева В.А. Влияние акцентуации характера на статус подростков в группе сверстников. // В сборнике: Развитие системы педагогического образования в современной России: антропологический аспект Материалы XI Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова, Е.Г. Пономарева. 2015. С. 207-211
3. Алябьев А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков. // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 186-189.
4. Буданова Е.И., Еркин Н.В. Влияние акцентуации характера на стратегии поведения в конфликтной ситуации у старших школьников. // В сборнике: Феномен человека 2015. С. 73-76
5. Гасанова Д.И. Рефлексивный портрет педагога с застревающей акцентуацией характера. // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 23-27
6. Жданова Н.Е. АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ДЕТЕРМИНАНТАОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. // Академический журнал Западной Сибири. 2015. Т. 11. № 4 (59). С. 100-101.
7. Клочкова О.А., Ихсанова С.Г. АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. // В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы материалы II Международной научно–практической конференции. 2015. С. 155-157
8. Козлов К.А., Селезнева В.А. Соотношение категорий "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 267-268
9. Корнилова Ю.П., Карамзина У.А. ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 19. С. 121-125
10. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Ростов н/Д, 1997. – 128 с.
11. Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками. // В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. 2015. С. 41-42
12. Медведева, Н. К. Подростки с акцентуацией характера -проблема или нет? /Н. К. Медведева, Д. Миско //Междуародный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2012. -№1. -с. 133-134
13. Полянская Т.В. Влияние любознательности на типы акцентуации характера. // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2014. С. 224-227.
14. Титова М.А. Особенности ценностных ориентаций современных подростков//Образование. Наука. Инновации. 2012. № 1 (21). С.155-160
15. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. М., 2013.