Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная ситуация такова, что наблюдается рост численности детей с неврологической патологией, а именно, с детскими церебральными параличами. Сам диагноз “детский церебральный паралич” (ДЦП) представляет собой одну из самых тяжёлых форм заболевания нервной системы у детей. Оно касается нарушений познавательной деятельности (памяти, моторной функции, речевой сферы, нервно-психической сферы) при этом степень выраженности зависит от локализации и тяжести поражения коры головного мозга. Сам по себе ДЦП не является отдельным заболеванием, это целая группа заболеваний, которые возникают на стадии вынашивания ребенка, родов или в послеродовой период.
Проблема нашего исследования является актуальной, так как освещённость и распространение информации о данном заболевании растёт. К тому же можно отметить улучшение организации на сегодняшний день медицинской и социальной помощи детям с таким диагнозом, развитие комплексной реабилитации.
В современном обществе сложилось мнение о ДЦП, как о неизлечимой болезни, влекущей за собой полную беспомощность человека, его изоляцию от полноценной жизни. Но это правда только отчасти. Паралич – действительно неизлечимое заболевание, но существует большое кол-во реабилитационных курсов, которые помогают детям улучшить их состояние, чувствовать себя нужными и востребованными в обществе.
Согласно статистике и данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) количество детей, рождённых с диагнозом ДЦП, составляет 3–4 случая на 1000.[5]
Связано это с плохой экологией, нездоровым образом жизни родителей и, как это ни странно звучит, с успехами медицины. Благодаря современным методам выхаживания и реанимации увеличивается количество спасенных медиками детей, многие из которых имеют серьезные проблемы со здоровьем. Ранее такие дети не выживали, теперь же они составляют значительную часть больных ДЦП. Основной причиной церебрального паралича является омертвление части головного мозга вследствие нехватки кислорода.
При выборе способа и методов реабилитации необходимо руководствоваться данными о природе возникшей у ребёнка патологии.
Предметом нашей работы является психическое развитие детей с ДЦП.
Объект исследования - дети с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Задачи исследования:
-проанализировать психолого – педагогическую, медицинскую литературу по теме исследования
- дать полную характеристику данного нарушения
-изучить особенности развития познавательной сферы и речевого развития детей с ДЦП
- выявить особенности психического развития детей с ДЦП
-подобрать методики для развития памяти у детей с диагнозом ДЦП.
При написании нашей работы мы опиралась на исследования отечественных и зарубежных педагогов – психологов, медиков, таких как Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е.М., Выготский Л.С., Левченко И. Ю., Приходько О. Г. и др.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти у детей с ДЦП
1.1 Изучение диагноза ДЦП, причины, классификация.
ДЦП представляет собой заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга.[3]
Впервые термин детский церебральный паралич (ДЦП) был введён Зигмундом Фрейдом в 1893году. Психолог дал это определение группе заболеваний внутриутробного и родового происхождения с двигательными нарушениями. Также исследователь подчеркнул наличие 5 форм ДЦП по пораженным конечностям, которая рассматривала только двигательную сферу: монопарез, парапарез, гемипарез, трипарез, тетрапарез. Такая классификация не рассматривала психические и речевые расстройства, вызванные ДЦП.[9]
На сегодняшний день принята следующая классификация основных типов болезни в зависимости от повреждения определённых систем мозга.
1.Двойная гемиплегия представляет собой одну из самых тяжёлых форм ДЦП. При этом диагнозе руки и ноги поражаются в равной степени или руки больше, чем ноги. Нарушения в двигательной активности обычно замечают уже в период новорождённости. В руках ребёнка высокий мышечный тонус сочетается с чрезмерной активностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Любая попытка какого-либо движения приводит к содружественным реакциям, которые проявляются нарастанием мышечного тонуса и нахождение ребёнка в патологической позе. С такой формой ДЦП ребёнок сидит с трудом, не может ни стоять, ни ходить. Помимо двигательного расстройства дети подвержены патологиям черепных нервов микроцефалии, у 90% наблюдается снижение интеллекта. Неизлечимые двигательные нарушения в руках и отсутствие мотивации не дают таким детям возможности самообслуживания и любой трудовой деятельности.
2.Спастическая диплегия является наиболее распространенной форма детского церебрального паралича. В этом случае болезни подвержены нижние конечности. Поражения верхней части тела могут быть разной степени, которую можно выявить по мере развития сложной манипулятивной деятельности. При особо тяжелых формах симптомы проявляются с рождения, патология мышечного тонуса вынуждает ребёнка принимать неестественные позы, что способствует раннему формированию: кифоза, деформации тазобедренных и коленных суставов и стоп. Такие дети необучаемы по причине сильных нарушений двигательного, речевого и психического развития.
3.Для гемипаретической формы свойственна мышечная гипотония новорождённых. Дети с гемипарезом позже овладевают двигательными навыками. С возрастом детям свойственно положение - рука согнута и приведена к туловищу, отмечаются отведение кисти в локтевую сторону, наблюдаются сколиоз, перекос таза. Речевые нарушения проявляются у 35—40% детей, 40% свойственна умственная отсталость разной степени.
4.Гиперкинетическая форма обычно появляется к концу первого года жизни и с возрастом становятся более выраженной. Для неё характерны мышечная дистония, во младенчестве - при эмоциональных реакциях, громком звуке могут возникать приступы повышения мышечного тонуса. Помимо этого у больных с такой формой наблюдается снижение слуха, речи, возможны судороги. Речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии. Тяжёлые двигательные и речевые нарушения значительно затрудняют возрастное развитие, обучение и социальную адаптацию ребёнка.
5.Атонически-астатическая форма церебрального паралича проявляется невозможностью удерживать вертикальную позу. Для такой формы характерна выраженная задержка психического и речевого развития, косоглазие[6].
У большинства детей, страдающих ДЦП, встречаются смешанные формы, т. е. сочетание различных двигательных расстройств. Детский церебральный паралич - одно из тех заболеваний, которые часто приводят к тяжелой инвалидности. Своевременное лечение, направленное комплексно на все функции организма детей с родовой травмой и которые имеют отклонения в психомоторном развитии, позволяет часто избежать диагноза ДЦП. [2]
Необходимость обследования и раннее выявление диагноза ДЦП в первые месяцы жизни ребёнка, раннее начало восстановительной терапии была доказана исследованиями Л.О. Бадаляна, основоположника отечественной детской неврологии. [3]
Многие исследователи связывают увеличение количества случаев заболеваний церебральным параличом с отрицательными вредными факторами: значительным ухудшение экологической обстановки в мире. Помимо этого основной причиной специалисты называют недоношенность. На сегодняшний день достижения неонатальной медицины таково, что выхаживают даже младенцев с весом 500гр, но в дальнейшем никто не берётся делать прогнозы о его полноценном развитии.
Также вероятность заболевания возрастает, если возраст матери ребёнка находится вне рамок возрастного периода 18 – 40 лет или же она страдает от болезней, связанных с щитовидной железой. Увеличивает риск получения заболевания ребёнком употребление алкоголя и наркотиков родителями во время зачатия и в период вынашивания ребёнка. Встречаются случаи помимо врождённых ещё приобретённые - если ребенок в первые 2 года жизни перенёс тяжёлую травму головы или переболел инфекционным заболеванием, которое связано с поражением мозга.
Что касается основных симптомов, то в зависимости от формы ДЦП, причин возникновения, наличие болезни можно распознать сразу после рождения либо в первые месяцы малыша. Современное УЗИ определит заболевание в случае значительного отклонения в развитии головного мозга. Но есть основные симптомы, на которые должны обратить внимание
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипова - М.: Гардарики, 2009. - 188 с.
2.Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Тест] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина, - М.: Новый мир, 2012. - 139 с.
3.Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Мир, 2010. - 103 с.
4.Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под. Ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 236 с.
5.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Наука, 2011. - 381 с.
6.Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
7.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев - М.: Проспект, 2009. - 560 с.
8.Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 192 с.
9.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / В.И. Лубовский. - М.: Новый мир, 2011. - 436 с.
10.Лубовский В.И. Специальная психология [Текст] / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовский. - М.: Ника, 2013. - 464 с.
11.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии- СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
12.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с
13.Цукер М.Б. Детские церебральные параличи, в кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8, М.: Новая наука, 2015, 233 с.
14.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская -- М.: Изд-во МГУ, 2009. - 215 с.