Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современное государство оказывает влияние на экономическую систему при помощи налогообложения. При наличии правильно сбалансированного комплекса мер и грамот-ной финансовой политики эффективность воздействия достаточно высока. Налоги используются для стимулирования отдельных направлений производства и сферы услуг, обеспечения социальной и политической стабильности, развития предпринимательской деятельности, т.е. для создания бла-гоприятной экономической ситуации.
Налоги представляют собой безвозмездные и обязательные платежи, которые взимаются как с фи-зических, так и с юридических лиц. Различные виды налогов устанавливаются органами власти по вопросам налогообложения с определением сроков уплаты и их размеров.
Целью работы является анализ применения НДС в странах Евразийского экономического союза.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить сущность налогов;
2) показать роль НДС в налоговой системе;
3) провести сравнительный анализ применения НДС в странах Евразийского экономического союза.
Объект исследования – система отношений, связанных с налогами и налоговой системой.
Предметом исследования являются особенности налогообложения в РФ.
Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отече-ственных и зарубежных ученых по вопросам сущности налогов и налоговой системы.
Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литерату-ры.
1. Понятие налогов. НДС в налоговой системе
1.1. Понятие налогов
С точки зрения законодательства (п.1 ст.8 НК РФ), налоги - обязательный, индивидуально безвоз-мездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных обра-зований [20, с. 10].
Когда речь идет о сборе, имеется в виду обязательный взнос, который также взимается с физиче-ских лиц и компаний, но в этом случае уже для действий со стороны государства, находящихся в ин-тересах плательщиков.
В. М. Пищулов, считает, что налог как экономическая категория представляет собой долговое от-ношение между субъектом экономики, подлежащим налогообложению и несущим налоговое обя-зательство, с одной стороны, и государством, представленным соответствующими органами госу-дарственной власти, предъявляющим налогоплательщику налоговое требование, с другой стороны [16, с. 213].
Налоговая система РФ — это основной инструмент создания централизованных денежных фондов, необходимых для последующего финансирования всех направлений государственной деятельно-сти. Она позволяет накапливать достаточные ресурсы в федеральном, местном и региональном бюджете и использовать их для развития страны [4, с. 565].
Налоговая система РФ — комплекс взаимоотношений между фискальными органами и налогопла-тельщиками в области всех существующих налогов и сборов. Она подразумевает постоянные кон-такты всех входящих в ее состав и связанных между собой объектов:
• плательщиков;
• законодательной базы;
• надзорных органов;
• видов обязательных платежей.
Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию:
• федеральный уровень;
• региональный уровень;
• местный уровень [32, с. 181].
Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня. Су-ществует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет:
• налог на доходы физических лиц;
• налог с прибыли;
• НДС;
• акцизы;
• водный налог;
• налог на добычу полезных ископаемых;
• государственная пошлина.
Сюда же стоит относить и специальные налоговые режимы:
• единый налог на вмененный доход;
• единый сельхозналог;
• упрощенную систему налогообложения;
• систему патентов [8, с. 31].
Налоги регионального уровня хотя и находят свое отражение в кодексе, по большей части регули-руются местными властями. НК РФ закрепляет только наиболее общие параметры и границы, в пределах которых органам управления субъектов РФ дано право их регулировать [22, с. 3].
Допустим, в регионе могут самостоятельно определять процент сбора, но он не должен превышать максимальный уровень, указанный в кодексе. К примеру, конкретные условия применения транс-портного налога, налога на игорный бизнес и имущество утверждаются местными властными струк-турами путем издания соответствующих законов и постановлений. Также администрации регионов могут утверждать изменения в специальных налоговых режимах, но строго в пределах полномо-чий, установленных в кодексе [26, с. 31].
Местные налоги, как и остальные элементы налоговой системы РФ, закреплены в НК РФ. Местные власти также изменяют их основные параметры по своему усмотрению, но в рамках границ кодек-са. К ним относятся налоги: на землю; имущество физлиц; торговый сбор.
Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принци-пами построения всей налоговой системы [20, с. 15].
К экономическим принципам относятся:
- Принцип равенства и справедливости.
- Принцип эффективности – налоговая система должна быть эффективной, способствовать повыше-нию экономического роста и активности граждан и организаций. Взимание налогов не должно ни-коим образом мешать развитию производства в стране [28, с. 31].
- Принцип соразмерности налогов – в системе налогообложения и определении ее основных эле-ментов нужно учитывать последствия для бюджета страны и развития ее экономики.
- Принцип множественности – данный принцип предоставляет предпосылки для проведения гиб-кой налоговой политики в государстве, позволяет в процессе сбора налогов учитывать платежеспо-собность налогоплательщиков и выровнять налоговое бремя и др. использование этого принципа нужно строить на грамотном сочетании прямых и косвенных налогов [30, с. 19].
К организационным принципам налогообложения относятся:
- Принцип универсализации налогообложения – применение данного принципа предполагает одинаковый подход при исчислении налогов независимо от источников доходов и места их образо-вания. Нельзя допускать установления повышенных и дифференцированных ставок налогов в зави-симости от форм собственности организаций, отраслевой принадлежности, гражданства и др. [31, с. 70]
- Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика – взимание налога не должно предоставлять налогоплательщику неудобства. Документы на уплату должны быть макси-мально простыми и понятными; налог с доходов работников организации уплачивает сама органи-зация и т.д.
- Принцип разделения налогов по уровням власти – федеральные, региональные и местные органы власти обладают определенными полномочиями при введении, отмене налогов, при установле-нии льгот по налогам, налоговых ставок и др. [12, с. 48]
- Принцип единства налоговой системы – государство не должно устанавливать налоги, которые будут каким-то образом ограничивать перемещение товаров, работ, услуг или финансовых средств на территории страны. Также нельзя ограничивать осуществление экономической деятельности субъектами экономики или создавать барьеры на ее пути.
- Принцип гласности – все законы, нормативные акты, которые касаются системы налогообложе-ния, должны быть официально опубликованы и разъяснены.
- Принцип одновременности – один и тот же объект должен облагаться только одним налогом один раз за установленный законодательно налоговый период.
- Принцип определенности – законы в сфере налогообложения не должны допускать произвольно-го толкования [14, с. 358].
К юридическим принципам налогообложения относятся:
- Принцип законодательной формы установления – означает, что налоги не могут быть произволь-ными, а должны следовать из закона. Нельзя допускать, чтобы установленные налоги нарушали конституционные права граждан.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // www.consultant.ru
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // www.consultant.ru
4. Агирбова А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 15. - С. 565-569.
5. Антонова Е.А. Недостатки современной налоговой системы // Молодой ученый. - 2017. - № 14 (148). - С. 316-318.
6. Арцуев А.М., Башыбюйюк М.Э., Варнавский А.В. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // E-Scio. - 2017. - № 4 (7). - С. 1-5.
7. Бадова Л.К., Исакова Ю.Р. Актуальные вопросы налоговой системы Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-2 (81). - С. 26-28.
8. Биткина О.Н., Маслова Е.Ю. Особенности налоговой системы Российской Федерации // Во-просы экономических наук. - 2017. - № 2 (84). - С. 30-31.
9. Болатаева А.А., Булкаева Р.А., Джагаева В.С. Налоговая система Российской Федерации: ак-туальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы // Научные Изве-стия. - 2017. - № 6. - С. 41-45.
10. Бондаренко Е.С. Роль федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 2. - № 59. - С. 193-196.
11. Борьянова В.А. Налоговая система России и пути ее совершенствования // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 5 (21). - С. 177-179.
12. Брызгалина А.В. Интересные факты о налогах и налогообложении // Молодой исследова-тель Дона. - 2018. - № 1 (10). - С. 21-27
13. Брякина А.В., Ремизов Д.Г. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой си-стемы // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2017. - № 3. - С. 57-61.
14. Быкова Н.Н., Лядов А.А. Налоговая система, её принципы и функции // Современные науч-ные исследования и инновации. - 2017. - № 1 (69). - С. 357-360.
15. Витязева Т.А., Абдуллаева К.Н. Налоговая система Российской Федерации и пути ее совер-шенствования // Молодой исследователь Дона. - 2018. - № 1 (10). - С. 113-115.
16. Гутиева К.Т., Фролов А.В. Сущность и виды налогов. Налоговая система РФ // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 65. - С. 213-218.
17. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления её развития // Бенефициар. - 2017. - № 14. - С. 31-34.
18. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2015. - 480 с.
19. Зотиков Н.З., Савдерова А.Ф. Налоговая система России: проблемы и перспективы реформи-рования // Интернет-журнал Науковедение. - 2017. - Т. 9. - № 3. - С. 76.
20. Зрелов А.П. Налоги и налогообложение. Конспект лекций. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 147 с.
21. Качур О.В. Налоги и налогообложение. - М.: Кнорус, 2015. - 304 с.
22. Ковалевич О.Г. Особенности налоговой системы Российской Федерации // Вестник Даль-рыбвтуза. - 2017. - № 9. - С. 3.
23. Кузнецов Л.Д. Структурные элементы налоговой системы России // Вестник экономической безопасности. - 2017. - № 2. - С. 56-61.
24. Молчанов С. Налоги за 14 дней. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. Новое, 15-е изд., 2018. - 496 с.
25. Музафарова Т.Р., Путимцева К.Р. Налоговая система РФ: проблемы и пути совершенствова-ния // Вестник современных исследований. - 2018. - № 5.2 (20). - С. 266-269.
26. Огнева О.С., Бойко Н.Н. Налоговая система Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2018. - Т. 2. - № 6 (17). - С. 31-33.
27. Полунин С.К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - № 46 (180). - С. 239-241.
28. Радченко М.В., Матненко Н.Н. Принципы налогообложения и их реализация при построе-нии налоговой системы // Студенческий форум. - 2017. - № 1. - С. 31-37.
29. Трофимова Я.В. Эволюция налоговой системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2017. - № 2 (136). - С. 84-87.
30. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 424 с.
31. Черешнева Е.А. Принципы налоговой системы Российской Федерации // Символ науки. - 2017. - № 12. - С. 70-72.
32. Щеулова Е.И. Налоговая система РФ. Её современное состояние и проблемы // Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 5 (21). - С. 180-183.
33. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»