Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Безопасность и основы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 5
1.1. Безопасность личности, как основа безопасности детей в информационном пространстве 5
1.2. Основные положения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 13
2. Актуальные вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 22
2.1. Интернет и защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 22
2.2. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию 26
Заключение 31
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях экономических, политических и социальных изменений в стране, обусловивших ухудшение качества жизни, снижение жизненного уровня населения, социальную напряженность, дети становятся одной из наиболее социально уязвимых групп. В связи с этим государственная политика в интересах детей всегда была и остается приоритетной областью деятельности органов государственной власти в стране.
Важным шагом по совершенствованию российской законодательной базы в области защиты детей от незаконной информации стало принятие
Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», призванного обеспечить защиту детей от информации, запрещенной к распространению федеральными законами; принятие поправок в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 года, предусматривающих немедленную блокировку сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и экстремизму).
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть безопасность личности, как основа безопасности детей в информационном пространстве;
• исследовать основные положения защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• проанализировать связь интернета и защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
• рассмотреть прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Безопасность и основы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
1.1. Безопасность личности, как основа безопасности детей в информационном пространстве
В условиях современного информационного общества вопросы информационной безопасности составляют особо важную часть правового регулирования общественных отношений. Не вызывает сомнения тот факт, что на обеспечение информационной безопасности направлены как меры публичного воздействия, так и действия частных субъектов - участников информационных правоотношений. Кроме того, информационная безопасность является институтом, важность которого подчеркивается значительным количеством и разнообразием правоотношений в сфере обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства. Однако именно подобное разнообразие становится причиной проблем в толковании и применении механизмов информационной безопасности.
Возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий становится стратегическим, что выводит вопросы информационной безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности, безопасности государства, общества и личности. Являясь частью национальной безопасности, информационная безопасность оказывает существенное влияние на состояние защищенности интересов Российской Федерации в экономической, международной, общественной, федеральной, оборонной и других сферах жизни общества.
Однако нельзя забывать, что институт информационной безопасности в силу своей природы направлен на поиск эффективных механизмов защиты прав и свобод личности в информационной сфере. Активная вовлеченность граждан в информационные правоотношения обусловливает повышенное внимание не только к сфере защиты их персональных данных в онлайн-сфере, но и в целом к безопасному использованию технологий при каждодневном взаимодействии.
Заключение
На основе рассмотренных в работе вопросов представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство.
Для решения проблемы отсутствия должного взаимодействия между органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, влекущего нарушения прав детей, необходимо ввести ответственность должностных лиц указанных органов за уклонение от исполнения обязанности по информированию уполномоченных органов по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. Представляется возможным для этого внести соответствующие дополнения в ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Целесообразно также увеличить санкции, предусмотренные ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Не менее важной представляется необходимость включения Следственного комитета Российской Федерации в число субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внеся соответствующие дополнения в ст. 4 и гл. II Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
В СК РФ отражено право по защите прав и интересов детей, которым, полагаем, охвачен весь комплекс фактических и юридических действий, необходимых для защиты прав и интересов несовершеннолетних, конкретизированных в гражданском и гражданском процессуальном законодательстве. В качестве частного случая защиты выступает право требовать их возврата от любого лица, удерживающего ребенка не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ).
Думается, что такой аспект защиты детей, как решение вопроса о доступе детей к свободно распространяемой информации в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», должен быть прерогативой родителей. Какие-либо императивы целесообразны в отношении лиц, распространяющих такую информацию. Что касается родителей, то защита ребенка от информации, как частный случай защиты, не имеет своей специфики. При надлежащем осуществлении родительских прав добросовестными родителями любые соответствующие предписания являются необоснованным вмешательством в жизнь семьи. Особенно с учетом «крайних» позиций в литературе, а именно предложений лишать родительских прав за просмотр детьми неподходящих кинофильмов.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, N 1, ст. 48.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
7. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802.
8. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета, N 32, 08.02.1992.
10. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
11. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
12. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ, 05.06.2017, N 23, ст. 3309.
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2159.
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. N 1976-р «О подписании Соглашения об обеспечении информационной безопасности в рамках общих таможенных процессов в государствах - членах Евразийского экономического сообщества» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 47. Ст. 6182.
15. Акимова Ю.А. Поддержка и защита семьи с точки зрения конституционного принципа гендерного равноправия // Современное право. 2018. N 6. С. 46.
16. Атагимова Э.И. Проблемы отрицательного влияния Интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения // Правовая информатика. 2013. N 1. С. 23.
17. Безугленко О.С. Сравнительная характеристика регионального и федерального законодательства в области правовой защиты детей от вредной информации // Информационное право. 2013. N 2. С. 26.
18. Бражник Т.А. Правовые вопросы обеспечения информационной безопасности личности // Информационное право. 2018. N 4. С. 17.
19. Захаров М.Ю. Информационная безопасность - основополагающий элемент безопасности социального управления / М.Ю. Захаров // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. N 9-1. С. 112 - 115.
20. Ищенко А.Н. Новая доктрина информационной безопасности Российской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере / А.Н. Ищенко, А.Н. Прокопенко, А.А. Страхов // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. N 2. С. 62.
21. Кобзева С.В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // Информационное право. 2017. N 2. С. 33.
22. Куликова Е.А. Информационная безопасность как залог национальной безопасности / Е.А. Куликова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2015. N 58. С. 76.
23. Лызь Н.А. Информационно-психологическая безопасность в системах безопасности человека и информационной безопасности государства / Н.А. Лызь, Г.Е. Веселов, А.Е. Лызь // Известия ЮФУ. Технические науки. 2014. N 8(157). С. 58 - 66.
24. Тарасенкова А.Н. Интернет: правовые аспекты безопасного использования. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 2. С. 28.
25. Терещенко Л.К. Развитие информационного и телекоммуникационного законодательства // Научные концепции развития российского законодательства: Монография / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд., доп. и перераб. М.: Юриспруденция, 2015. С. 238.
26. Трофимова Г.А. Телевидение: защита прав потребителей // Адвокат. 2016. N 1. С. 67.