Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологическое консультирование инвалидов – это совокупность различных процедур, направленных на помощь клиенту при принятии решений, решении проблем, относительно профессиональной карьеры, семьи, брака, усовершенствования собственной личности, а также межличностных отношений. Психологическое консультирование возникло как ответ на потребность людей, которые не имеют клинических нарушений психики, но требуют психологической помощи в преодолении ими каждодневных трудностей. Консультирование помогает клиенту выбирать и действовать по собственному выбору. Такой вид психологической помощи помогает в безопасных условиях приобрести новые способы поведения. Консультирование инвалидов способствует развитию, как клиента, так и консультанта. Главное убеждение психолога - консультанта заключается в том, что каждый здоровый психически и физически человек может решить свою проблему сам. Каждая личность имеет право выбирать свои цели и ценности в жизни, а также принимать самостоятельные решения. Объективных и реальных проблем нет, так как психика человека есть субъективным отображением объективной реальности. На бытовом уровне в основном считается, что все проблемы зависят от ситуации, в которую попал человек и направлены на изменение ситуации. В психологии принято считать, что, когда человек рассказывает о ситуации, это характеризует его, а не ситуацию. Проблема — клиента- это задача, которая не имеет объективного однозначного решения на данный момент. Это также можно решить вовремя онлайн консультации психолога. Важно чтобы психолог не создавал зависимость клиента от себя, решая его проблему самостоятельно, так как главным в психологическом консультировании является консультативное взаимодействие психолога и консультируемого клиента.
Гипотеза исследования: организация и содержание педагогических консультирований в воспитании детей инвалидов в семье будет эффективным при следующих условиях консультирования родителей в ДОО: - у родителей формируется мотивация к сотрудничеству с педагогами в ДОО по воспитанию детей; - будут применяться эффективные формы сотрудничества педагогов с родителями по воспитанию детей; - создан комплекс консультаций по преодолению нарушений детско-родительских отношений.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Исследование проводилось в МАДОУ "ДС" № 344 г.Челябинска. В исследовании принимали участие воспитанники и их родители в количестве 20 человек (10 детей и 10 родителей).
Объект исследования: Организация и содержание педагогического консультирования родителей воспитанников ДОО.
Предмет исследования: условия педагогического консультирования родителей по воспитанию детей дошкольного возраста в семье.
Цель работы-раскрыть психологическое консультирование инвалидов.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть современные технологии консультирования родителей в работе психолога.
Анализировать организацию социально-педагогического консультирования семье в воспитании детей.
Практическая значимость работы: предложенный комплекс консультаций может быть использован в методической работе ДОО, в деятельности педагогов по консультированию родителей. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Современные технологии консультирования в работе психолога
1.1Особенности психологического консультирования
Психотерапия возможна для людей при различных состояниях психики, в том числе и при пограничных расстройствах, и в качестве вспомогательного метода при помощи психически больным пациентам. Психологическое консультирование — это вариант для психически здоровых людей с относительно высоким уровнем самосознания и ответственности, которые готовы принимать на себя ответственность за решения, принятые на сеансе и интенсивно работать над собой.
Направления психологического консультирования могут быть различными — это может быть помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также рекомендации по личностному росту, саморазвитию и поиску жизненного пути. [3;55]
Говоря простым языком, психологическое консультирование необходимо в двух вариантах ситуаций:
• когда человек столкнулся с новыми обстоятельствами, но не знает, как себя в них вести;
• когда человек находится в привычной среде, но желает ее поменять.
Проходя через этапы психологического консультирования, человек меняет свое отношение к окружающему миру, к себе, обучается новым способам поведения.
Основы психологического консультирования
В основе психологического консультирования лежит комплекс мероприятий, направленный на улучшение психического самочувствия человека, гармонизацию отношений — внутри семьи, коллектива и других групп. Клиент в процессе психологического воздействия изменяет форму своего поведения, отношение к себе и миру, получает рекомендации и поддержку от психолога. [12;45]
Основными направлениями консультирования являются:
• стимулирование личности к принятию осознанных решений;
• обучение новым формам поведения;
• развитие личности клиента и расширение его кругозора.
Центральным образованием консультирования является осознанное взаимодействие, где особый акцент ставится на ответственности клиента, иными словами, в консультировании подчеркивается самостоятельность клиента как личности, его способности принимать самостоятельные решения и производить работу по изменению собственной личности.
Цели психологического консультирования определяются в каждом случае индивидуально, в зависимости от того, какой из психологических школ придерживается профессионал, и с каким запросом пришел к нему клиент. Однако можно выделить основные направления, в которых работают психологи-консультанты:
• преображение и улучшение поведенческих реакций. Изменение привычных для клиента форм поведения способствует повышению продуктивности в жизни клиента, гармонизации отношений, удовлетворенному отношению к качеству собственной жизни, даже при отсутствии изменений в материальном положении;
• развитие навыков преодоления трудностей в ходе столкновения с повседневными трудностями и меняющимися условиями мира;
• обучение взвешенному и результативному принятию важных для клиента решений;
• облегчение личностного роста и самореализации;
• улучшение межличностных отношений.
Несмотря на различие в подходах к собственно процессу консультирования, все психологические школы сходятся в единой схеме консультативного процесса. Его составляют несколько последовательных стадий, сменяющих друг друга, смысл каждой из которой вытекает из содержания предыдущей. В консультировании выделяют следующие стадии:
1. Установление взаимного доверительного контакта. Исследование проблемной сферы клиента.
2. Определение конкретной проблемной ситуации. При этом проблема исследуется как бы в двух плоскостях — в когнитивной и эмоциональной сфере.
3. Поиск альтернатив. Установление возможных путей решения проблемы.
4. Планирование. Разработка пошагового плана для каждого из вариантов решения проблемной ситуации. [16;65]
5. Последовательная реализация разработанного плана.
6. Оценка проделанной работы. Обратная связь от клиента к консультанту. Проверка удовлетворенности достигнутым результатом.
На практике не все происходит так последовательно, как описано в этой схеме. Например, могут возникать трудности в определении проблемы, или же клиент будет отказываться идти на контакт с психологом. По ходу выполнения намеченного плана вероятны трудности с его реализацией, может понадобиться возвращение на предыдущие этапы процесса консультации. На последнем этапе клиент может остаться неудовлетворенным произошедшими изменениями, и тогда процесс придется начинать с первых стадий. Таким образом, процесс консультирования гораздо сложнее, чем описано на схеме — все зависит от проблемной ситуации клиента и его готовности к работе над собой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская E.M. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - M.: Знания, 2015.
2. Артамонова Е.И., Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Под. ред. Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2017.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. Спб.: Речь, 2000.400 с. . Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. 2014. № 5. С.110-116. .
4. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей. СПб, 2013
5. Дружинин В.Н. Психология семьи - СПб.: Питер, 2012
6. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2016. – 320с.
7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарика, 2015.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб., 2010.
9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2017.365 с. .
10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 2014.
11. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В.,Куфтяк Е.В.Психология семьи:жизненные трудности и совладение с ними., изд-во Речь, 2015
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ,2014.167 с.
13. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 2015. Т.5. № 3. С.126-137. .
14. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.,2014
15. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.,2014.
16. Олиферович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.Н., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – Спб, 2016
17. Ольшанский В.Б. Психологическое диагностирование межличностных отношений // Психодиагностика: проблемы и исследования. 2016. С.167-187.
18. Основы психологии семьи и семейного консультирования: О 75 Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 328 с.
19. Сафонова Л.В. - Содержание и методика психосоциальной работы. – АКАДЕМИЯ, 2017г. – 119с.
20. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы психологического консультирования / Ред. А.А. Бодалев, В.В. Столин. - M.: Дрофа, 2010.
21. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М.: Педагогика, 2015. C.15-21.
22. Столин В.В., Шмелев А.Г. Семейные трудности: какие и почему? Задание для самоанализа // Семья и школа. 2015. № 3. С.18-21.
23. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. - Москва. 2017 г. - 215с.
24. Фурман Б. Психотерапевтическое консультирование: Беседа, M.,2016
25. Черников А.В. Системная семейная терапия. - М., 2014.
26. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2017. — 512с. (Серия «Кафедра психологии»).
27. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М. 2016
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 2014.
29. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2015