Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в рыночной среде имеется трудность эффективного управления имуществом хозяйствующего субъекта. Улучшение способов управления его стоимостью и изучение логики изменения стоимости предприятия (СП) являются сегодня актуальной проблемой, а выполнение ее на практике, позволит не только повысить инвестиционную привлекательность хозяйствующего субъекта, но и заставит его менеджеров находить и применять новейшие способы управления денежными потоками, персоналом, имиджем, активами.
Одним из важных резервов роста эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является повышение качества менеджмента, так как без применения современных прогрессивных способов принятия управленческих решений будет сложно обеспечить устойчивое функционирование предприятия. Динамика изменения стоимости предприятия характеризует как степень его инвестиционной привлекательности, так и говорит об обобщенной оценке качества руководства предприятием.
Целью работы выступает изучение финансовых аспектов и проблем повышения стоимости предприятия.
В соответствии с целью, стоит выдвинуть следующие задачи:
- охарактеризовать концепцию управления стоимостью коммерческого предприятия;
- проанализировать подходы и методы оценки стоимости бизнеса;
- дать характеристику финансовым инструментам создания стоимости компании;
- проанализировать и сделать выводы относительно финансового благополучия организации;
- произвести оценку стоимости организации с позиций различных подходов;
- предложить способ повышения стоимости предприятия.
Аналитической и информационной основой исследования стали различные источник: законодательно-нормативная база, научные труды авторов по теме работы, информационные данные финансовой отчетности ООО «Ресурс», публикации периодических изданий и журналов, а также Интернет-ресурсы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Концепция управления стоимостью организации
Любое предприятие представляет собой сложную систему управления, поскольку использует различные ресурсы (трудовые, финансовые), меняющиеся относительно видов выполняемых работ, оказываемых услуг, производимой строительной продукции и ее реализации. Рассматривать одновременно все составляющие структуры хозяйствующего субъекта позволяет оценка стоимости предприятия (СП). Определение рыночной цены имущественного комплекса зависит от влияния различных факторов и применяемых методов оценки [3].
Механизм управления стоимостью (УС) предприятия обеспечивает ее рост. Изменение рыночной стоимости хозяйствующего субъекта в основном обеспечено за счет применения элементов оперативного, финансового управления, а также за счет рыночных приемов. В качестве примера может служить системный анализ оценки эффективности моделирования бизнес-процессов предприятий, который используется для управления имущественным комплексом организации [8].
Теория управления стоимостью хозяйствующего субъекта говорит о том, что поведение его менеджеров должно быть направлено не только на увеличение текущей и планируемой на ближайшую перспективу прибыли, но и извлечение больших выгод, сумм прогнозируемой прибыли в отдаленном будущем, что дает возможность существенно повысить текущую СП. Такой подход возможен при реализации двух направлений: оптимизация затрат хозяйственной деятельности предприятия и увеличение его доходов за счет роста объемов выпуска продукции и услуг [9].
Мониторинг изменения стоимости организации дает оценку положительной или отрицательной динамики, получаемой в результате проведенных изменений.
В процессе мониторинга необходимо выделить факторы, которые оказывают влияние на стоимость бизнеса и внутренние резервы повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Затем необходимо разработать стратегию (операционную, финансовую, инвестиционную) увеличения его стоимости.
Выделяют следующие этапы процедуры УС хозяйствующего субъекта:
1. анализируют финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта на основе его статистической и финансовой отчетности, без учета корректировки;
2. выполняют оценку СП на основе его отчетности (финансовой, статистической);
3. выявляют факторы, которые оказывают влияние на рост (снижение) стоимости организации. Особое место занимают факторы риска, влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности [7];
4. осуществляют разработку стратегии увеличения СП с учетом внутренних резервов на основе:
а) исследования возможностей роста его стоимости, в основном за счет: повышения финансовой устойчивости по результатам его анализа; выявленных резервов повышения эффективности функционирования предприятия;
б) расчета потенциальной СП с учетом внутренних резервов;
5. выполняют реструктуризацию оцениваемого предприятия, предварительно выполнив оценку эффективности структурных преобразований [10];
6. определяют различные варианты потенциальной (возможной) стоимости с учетом всех возможных изменений;
7. разрабатывают стратегию (финансовую, организационную, инвестиционную), которая должна дать максимальный рост СП.
Зарубежные специалисты в области УСП рассматривают теорию управления, направленную на создание стоимости. Теория управления VBM, прежде всего, ориентирована на качественное улучшение финансовых решений хозяйствующего субъекта за счет сосредоточения усилий всего персонала, на ключевых факторах стоимости [11].
1.2 Подходы, методы и модели, используемые для оценки стоимости организации
Оценка стоимости бизнеса позволяет определить текущую рыночную стоимость, или капитализацию, организации. Эта процедура дает возможность собственникам фирмы оценить уровень управления бизнесом, найти сильные и проанализировать слабые стороны ведения хозяйственной деятельности организации. Для лиц, выступающих в качестве потенциальных инвесторов, подобный расчет оценки стоимости предприятия разрешает сопоставить уровень привлекательности данной организации для инвестиционной деятельности в отношении к данной компании [4].
Выделяют множество подходов к оценке стоимости бизнеса, таких как: доходный, затратный, сравнительный. Мы рассмотрим основные подходы, которые чаще всего применяются в оценивании бизнеса, то есть доходный, затратный, сравнительный, а также предлагаем дополнить их интегрированным подходом.
Для оценки стоимости бизнеса доходный подход считается наиболее подходящим, но в определенных случаях для получения более точных данных стоит применять либо затратный, либо сравнительный подход. Однако основные подходы в оценке не отражают всю информацию о развитии предприятия. В связи с этим появляется необходимость в интегрированном подходе, который использует принципы как доходного подхода, так и затратного, что позволяет при оценке бизнеса учесть наибольший диапазон информации.
Доходный подход представляет собой совокупность методов оценки стоимости предприятия, которая основана на определении ожидаемых доходов объекта оценки.
Данный подход используется, когда есть возможность для определения будущих денежных доходов анализируемой фирмы, выявить его производственные проблемы и резервы. Для оценки с использованием доходного подхода применяются два основных метода расчета:
Затратный подход – зачастую применяется для оценки организаций, которые имеют активы неоднородного характера, в их числе и финансовые; а также в тех случаях, когда организация не может приносить устойчивый доход [8].
Данный подход основан на принципе замещения, то есть актив не может стоить больше, чем сумма всех затрат, необходимой для замещения всех его составных частей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 05.07.2016 г.).
2. Александров О.А., Егоров Ю.Н. Экономический анализ. М.: ИНФРА-М, 2016.
3. Черниченко А.Н., Черниченко Л.Л. Особенности оценки рыночной стоимости бизнеса // Вестник Ессентукского естественного института управления, бизнеса и права. 2015
4. Шенягин В.П. Концепции и образность подходов в оценке стоимости бизнеса // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. 2015.
5. Lenkova O.V. The Peculiarities of Mission Forming in Russia’s Oil and Gas Companies // World Applied Sciences Journal. 2017. № 27 (3). С. 345–348.
6. Osinovskaya I.V., Lenkova O.V. The technological development of managerial decisions on the productive capacity of oil producing industrial building structures// International Business Management. 2015.
7. Дебердиева Е.М. Трансформация структуры производственных активов компаний нефтегазового сектора: предпосылки и факторы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015.
8. Зенкина М.В Развитие строительной отрасли в новых экономических условиях // Материалы международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы архитектуры, строительства, экологии и энергосбережения в условиях Западной Сибири», Тюмень, 22 апреля, 2015.
9. Зольникова С.Н., Дебердиева Е.М. Повышение эффективности деятельности ИТ-подразделения // Экономика и предпринимательство. 2018.
10. Зубарев А.А., Сбитнев А.Е. Оптимизация структуры финансирования инвестиционных проектов в дорожном строительстве // Финансы и кредит. 2017.
11. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ : [ред. от 08.03.2015] ; [с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2015]. Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс".
12. Стровский В.Е., Симонян А.Х. Подходы и методы оценки стоимости бизнеса в современных условиях // Известия Уральского государственного горного университета. Екатеринбург, 2018. № 1 (33).