Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Некрасов является главой нового направления в поэзии XIX века, поэтому необходимо специально остановиться на особенностях его мастерства, чтобы ярче выделить черты, присущие его поэзии. Направление творчества Некрасова определено его классовой позицией страстного и горячего защитника крестьянских интересов.
Реализм Некрасова ведёт своё начало от натуральной школы, основы которой Белинский определяет в таких словах: «В наше время искусство и литература больше, чем когда-либо прежде, сделались выражением общественных вопросов». В отношении формы натуральная школа характеризуется следующими чертами: точностью описаний, конкретностью передачи явлений, обличительной тенденцией. Как подлинный художник Некрасов умеет создавать образы, сочетающие индивидуальное с типичным. Образы произведений Некрасова оказывают сильное воздействие на читателя своей жизненной правдивостью, сочетанием конкретного с типичным.
Объектом исследования является творчество Н.А. Некрасова.
Предмет исследования – образ дороги в произведениях Н.А. Некрасова.
Цель исследования – определение смысловой нагрузки образа дороги в произведениях Н.А. Некрасова.
Данной цели соответствуют исследовательские задачи:
1. Выявление положения образа дороги в композиции произведений Некрасова.
2. Анализ образа дороги как «связующего» в произведениях Некрасова.
3. Структуризация «дороги» как сложного образа.
Глава 1.Образ дороги в композиции произведения
1.1. «Дорога», «путь» как атрибут культуры
Понятие «дорога», «путь» - один из важнейших в человеческой культуре и присутствует на различных уровнях культуры старой и новой, традиционно-народной и интеллектуально-элитарной, в обрядах и ритуалах, в фольклоре различных жанров, в высокой и церковной книжности, в художественных поэтических и прозаических произведениях, в живописи, музыке и т. д. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, языки культур, служащие для передачи этого концептуального комплекса, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в нашем коллективном национальном сознании.
Значимость данного концепта во многом обусловлена его древним происхождением, связью с мифологическими представлениями и верованиями. Дорога - это ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции, связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба, проявляется удача или неудача («Словарь Славянских древностей»). Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: «правую - для людей и левую - для потусторонних существ и зверей».
Таким образом, уже в языческой культуре в определении дороги присутствует двойственность - деление на положительную и отрицательную сторону, на «правую» и «левую», что окажется очень значимым в дальнейшем развитии данного понятия .
Лексема «путь» также имеет древнее общеславянское происхождение. В истории русской культуры, в отличие от прямого значения слова «дорога», именно «путь» приобретает богатую символическую семантику. Эта семантическая емкость лексемы пути особенно отчетлива в переводных текстах, в которых слово «путь» выступает эквивалентом целого ряда слов среди которых: «путь, путешествие, поездка» и «жизненный путь»; «дорога, тропа» и «путь жизни»; «путь, орбита» и «передвижение, эволюция»; «вера, вероисповедание». Именно при переводе евангельских текстов с греческого славянское «путь» аккумулировало в себе всю ту семантическую емкость, которую мы наблюдаем у него в древнеславянских текстах.
Широта семантического поля концепта дороги вмещает в себя и евангельское значение широкого и узкого: «Входите тесными вратами; потому что широкие врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесные врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея. 7: 13-14). Кстати, эта легенда используется в песне о двух дорогах у Некрасова.
Особенность широкого и узкого значений пути надо понимать не только в прямом, физическом значении, но особенно важно понимание метафизического, переносного смысла.
Проблема пути - одна из магистральных для всей святоотеческой литературы, в частности древнерусской. Уже в «Изборнике 1076 г.» помещено «Слово некоего отца к сыну», в котором отец наставляет свое чадо, каким путем ему следует идти в жизни сей («Взишти киим путем идоша и коею стезею текоша»): просторной ли дорогою греха... или узкою тернистой дорогой добродетели.
Широкий путь - это путь грешников, по нему идут беспрепятственно, как бы плывут по течению, он не требует подвига от людей, следовательно, им идет большинство. Узкий путь противопоставлен широкому по принципу «трудный - легкий». Узкий - путь праведников, он связан с подвигом, с самоотречением, с любовью к ближним, по нему идти трудно, он усеян терниями, поэтому его можно назвать также тернистым путем. Таким образом, широкий путь связан отчасти со стагнацией, с духовной смертью, а узкий - с жизнью, движением, с представлением об идеале человека.
1.2.Дорога как связующая линия
Реалистический стиль Некрасова сложился в упорной борьбе с охранительной поэзией 1850-60-х годов, следовавшей принципам «чистого искусства».
Некрасов вместе с демократической частью современных ему поэтов подвергает сокрушительному разгрому эстетскую поэзию. Это наступление было настолько значительно, что даже очень даровитые дворянские поэты теряют всякое влияние на широкие круги читателей.
Критики неоднократно упрекали Некрасова за показ пассивной народной массы. На самом деле он не был бы великим реалистом, если бы стал давать картины, не соответствующие действительности, искажающие её. Некрасов на каждом шагу подчёркивает преимущество правдивого изображения: «Стану сказывать не сказки - правду пропою»; «Не робеть перед правдой- царицею научила ты музу мою». Правда признаётся «царицей», которая должна самодержавно править в его поэзии. Реализм и обусловил тематику Некрасова: долготерпение, покорность, инертность крестьян. Это было правдой на том этапе истории в отношении значительных масс крестьянства. Но, показывая пассивную крестьянскую массу, Некрасов никогда этим не ограничивался. Он давал яркое, правдивое отражение нарастающей революционной активности крестьянства, его мести, его восстаний. У Некрасова не было объективистского, бесстрастного отношения к действительности - он произносил «свой приговор над изображаемыми явлениями» (Чернышевский).
Он полунамёками, намёками, а если позволяли обстоятельства, то и громким голосом заявлял протест против молчаливой покорности и смирения крестьянства, призывая его к борьбе с угнетателями.
Некрасов с полным основанием назвал свою поэзию музой «мести и печали». Чернышевский дал исчерпывающую расшифровку «печального» как обусловленного системой самодержавного правления: «Весь наш быт во всём, что есть в нём печального, обусловливается этой основной причиной всех зол».
Каковы особенности художественной манеры Некрасова? Даёт ли поэт готовую схему, навязывает ли он своё решение или своим изображением создаёт художественно-убедительную картину?
Как редактор крупнейших журналов, осуществляющий руководство плеядой самых выдающихся писателей-реалистов, Некрасов, несомненно, был художественно-чутким, талантливым критиком, который стоял на уровне теоретической мысли своей эпохи.
Как подлинный художник Некрасов умеет создавать образы, сочетающие индивидуальное с типичным. Он обладает уменьем дать яркий портрет, запечатлевающийся живой образ.
Образы произведений Некрасова оказывают сильное воздействие на читателя своей жизненной правдивостью, сочетанием конкретного с типичным. Читатель воспринимает как живые лица образы в произведениях Некрасова: Власа, малютку-мужичка, крестьянских ребятишек и др. Особенно ярко дана галерея живых образов в поэмах «Современники» и «Кому на Руси жить хорошо».
Основывая описываемые явления на жизненных фактах, Некрасов никогда не занимался копировкой, никогда не уходил в детали, оставляя целое.
Индивидуализации героев способствует язык, речевой склад, которым говорит каждый из них. В этом отношении особенно показательна поэма «Кому на Руси жить хорошо», где представлено исключительное разнообразие типов на разных слоев общества.
Как поэт Некрасов велик тем, что создал язык, вполне отвечающий задачам поэзии революционной демократии. Его муза заговорила в «трудное» и «лихое» время «буйным» языком. Он чутким ухом поэта-демократа услышал «музыку злобы» преисполненных гневом народных масс. Недаром Тургенев, критически относившийся к поэзии Некрасова, все же сказал истину, заявив,