Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «функциональное состояние» пришел в биологию и психологию из техники, отражая внедрение механистической идеологии в понимание принципов устройства и работы живых организмов. В настоящее время любой живой организм принято рассматривать также как и неживой механизм с системных позиций, согласно которым живой организм–это сложная машиноподобная система.
На сегодняшний момент человек постоянно сталкивается с совокупностью неблагоприятных факторов: стрессы, перегрузки информацией, условия экология, оставляющие желать лучшего. Данные факторы сочетаются с недостаточными физическими и умственными нагрузками. Общее действие неблагоприятных факторов окружающей среды и то, что люди мало двигаются, мало проявляют умственную активность, инициирует негативные последствия для самого организма. Происходит нарушение его нормальной работы, это является предпосылкой для возникновения множества заболеваний. Поэтому так важно применять совокупность разных средств и методов, которые будут помогать сохранять и укреплять здоровье организма.
Что есть здоровый человек. Это, прежде всего, здоровый умственно и физически человек, он отлично себя чувствует и обладает душевным комфортом.
Целью данной работы является изучение влияния умственной и физической активности на функциональное состояние организма человека.
Задачи, поставленные нами:
1) Рассмотрение сущности функционального состояния организма человека;
2) Характеристика подходов к описанию функционального состояния организма человека;
3) Анализ изучения влияния утренней зарядки и умственной активности школьников (девушки 15 лет) на их функциональное состояние организма.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что здоровье общества при любых социальных, экономических, политических ситуациях – важная проблема и предмет приоритетной важности, поскольку от этого зависит будущее поколений, генофонд общества, научный и экономический потенциал социума.
Изучением функционального состояния организма занимались такие авторы, как Д. Б. Линдсли, В. И. Медведев, В. П. Зинченко, В. Блок, Н. Н. Данилова.
Объект исследования – функциональное состояние школьников (в нашем случае девушки 15 лет).
Гипотеза нашего исследования состоит в том, что умственная и физическая нагрузка в умеренной степени важна и нужна для организма и поддержания его нормального функционального состояния.
Глава 1. Теоретические основы функционального состояния организма человека
1.1 Определение функционального состояния организма
Понятие «функциональное состояние» в настоящее время широко применяется в современном обществе. Например, говорят «функциональное состояние дорог», «функциональное состояние зданий», «функциональное состояние машин», «функциональное состояние человека и его отдельных органов и систем органов».
Рассматриваемое понятие уже давно применяется в биологии. В этом термине находит отражение внедрение системной методологии в понимании принципов устройства и деятельности живых организмов.
Если говорить о функциональном состоянии человека в рамках физиологии, то здесь все начинается с клеточного уровня. Но часто смысл в данный термин вкладывается совершенно разный.
Д. Б. Линдсли, В. Блок, Н. Н. Данилова и пр. в качестве функционального состояния исследует сон, бодрствование и его вариации (спокойное бодрствование, активное бодрствование, эмоциональное возбуждение, разные формы когнитивной и творческой активности) [1, 4, 10].
В. И. Медведев, В. П. Зинченко и др. рассматривают функциональное состояние организма человека как текущая работоспособность, в том числе – утомление [7, 13].
П. Г. Костюк, В. В. Шерстнев, В. П. Никитин, Н. В. Голиков рассматривают функциональное состояние организма на уровне нервных клеток и здесь главными механизмами являются возбуждение и торможение. Утомление здесь не принимается во внимание [3, 9].
То, что функциональное состояние организма понимают по-разному, говорит о том, что не существует общепринятого определения рассматриваемого понятия.
На рисунке 1 мы показали подходы к раскрытию данного термина.
Рис. 1 – Подходы к определению термина «функциональное состояние»
1.2 Активационный подход к описанию функционального состояния организма человека
Если брать активационный подход, рассмотрим определение функционального состояния, данного словарем. Можно сказать, что это «фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека» [14, с 159].
Число уровней активности нервной системы соответствует возможному числу функциональных состояний.
Согласно активационному подходу, все
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Блок В. Уровни бодрствования и внимания// Экспериментальная психология/ под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. –M.: Прогресс, 1970. – Вып. 3. –С. 97–146.
2) Бишаева А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
3) Голиков Н. В. Работы Л. Л. Васильева об основных нервных процессах и их место в современной физиологии/ Н. В. Голиков, А. Г. Копылов//Физиологические механизмы основных нервных процессов. – Л., 1985. –Т. 75, вып. 5. – С. 15–23.
4) Данилова Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности/Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 480 с.
5) Двигательный режим и старение: (тезисы конференции) : апрель 1963 г.. — Киев: [б. и.], 1963. — 144 с.
6) Железняк Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
7) Зинченко В. П. Психометрика утомления/ В. П. Зинченко, А. Б. Леонова, Ю. К. Стрелков. – М.: МГУ, 1977. – 109 с.
8) Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013. – 464 с.
9) Костюк П. Г. Электрогенный натриевый насос и связанные с ним изменения проводимости поверхностной мембраны нейронов/ П. Г. Костюк, О. А. Крышталь, В. И. Пидопличко// Биофизика. –1972. – Т. 17, No6. – С. 1048–1054.
10) Линдсли Д. Б. Эмоции/ Д. Б. Линдсли// Экспериментальная психология. –М., 1960. –Т. 1. –С. 629–684.
11) Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры:Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: 4-й филиал Воениздата, 2011.-319 с.
12) Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
13) Медведев В. И. Функциональные состояния человека/ В. И. Медведев, А. Б. Леонова// Физиология трудовой деятельности/ отв. ред. П. М. Костюк. – СПб.: Наука, 1993. – С. 25–61.
14) Психология:словарь/ подред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
15) Смирнов В. М. Физиология сенсорных систем, высшая нервная и психическая деятельность. — М.: Академия, 2013. — 383 с.
16) Современная система спортивной подготовки / Под общ. ред. В. Л.Сыча, А. С. Хоменкова и Б. Н. Шустика. - М.: СААМ, 1994. - 446 с.
17) Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2013. – 464 с.
18) Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 479 c.
19) Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович. - РнД: Феникс, 2019. - 573 c.
20) Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
21) Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / А.А. Швырев. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 144 c.
22) Эффективность внедрения новых методов профилактики, диагностики и лечения в клинической медицине (сборник научных трудов). — М.: 1990. — 105 с.
23) Югова Е.А. Возрастная физиология и психофизиология: Учебник / Е.А. Югова. - М.: Academia, 2016. - 416 c.