Фрагмент для ознакомления
2
Детям предлагается украсить рукавички одинаково, что бы они составили пару.
5.Анкета для родителей (Р.С. Немов)
Цель: выявить мнение родителей об уровне развития коммуникативных способностей ребенка.
Содержание: работая с анкетой, необходимо в каждом пункте, кроме первого, выбрать один из подходящих ответов, отмеченных латинскими буквами.
2.2. Анализ результатов проведения программы диагностики по общения детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОО
Результаты первой диагностической методике «Интервью» (О.В. Дыбина) по срезу «область желания» представлены в таблицу 1 рисунок 1.
Таблица № 1
Результаты диагностической методики «Интервью»
Баллы Количество детей %%
3 балла (высокий уровень) 4 20%
2 балла (средний уровень) 13 65%
1 балл (низкий уровень) 3 15%
Рисунок 1. Результаты диагностической методики «Интервью»
Как видно из таблицы № 1 и диаграммы №1 в группе испытуемых преобладает средний уровень развития критерия «область желания». Следует отметить, что три ребенка, получившие наименьшее количество баллов в диагностическом задании «Интервью», в индивидуальной беседе проявили себя по другому. Из этого можно сделать вывод о том, что эти дети более комфортно чувствуют себя в общении с взрослым, при выполнении конкретного задания. Проявление инициативы в общении со сверстниками вызвало у этих детей серьезное затруднение.
Результаты второго среза «область знания» и диагностических методик Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А и проективной методики «Картинки» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмагорова) представлены в таблицах 2 и 3, а так же на рисунках 2 и 3.
Таблица № 2
Результаты диагностической методики
Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А
Уровень Количество детей %%
высокий уровень 3 15%
средний уровень 17 85%
низкий уровень 0 0
Рисунок 2. Результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А
Таблица № 3
Результаты методики «Картинки»
Баллы Количество детей %%
3 балла (высокий уровень) 0 0
2 балла (средний уровень) 14 70%
1 балл (низкий уровень) 6 30%
Рисунок 3. Результаты методики «Картинки»
Как видно из таблиц № 2, 3, и диаграмм № 2, 3 в группе испытуемых преобладает средний уровень развития критерия «область знания». Результаты диагностики показали, что критерий «область знания» находиться на более высоком уровне развития, чем критерий «область желание». Об этом свидетельствует отсутствие детей с низкими показателями развития данного критерия.
Результаты третьего среза «область умения» и диагностических методик «Рукавички» (Г.А. Цукерман) и анкеты для родителей (Р.С. Немов) представлены в таблицах 4 и 5, а так же на рисунках 4 и 5.
Таблица № 4
Результаты методики «Рукавички»
Уровень Количество детей %%
высокий уровень 2 10%
средний уровень 12 60%
низкий уровень 6 30%
Рисунок 4. Результаты методики «Рукавички»
Таблица № 5
Результаты анкеты для родителей
Уровень Количество детей %%
высокий уровень 4 20%
средний уровень 14 70%
низкий уровень 2 10%
Рисунок 5. Результаты анкеты для родителей
Как видно из таблиц № 4, 5 и диаграмм № 4,5 в группе испытуемых преобладает средний уровень развития критерия «область умения». Анализ полученных данных показал, что данный критерий вызвал у детей наибольшие затруднения. При выполнении диагностического задания «Рукавички» определилось 6 детей, что составляет 10% от общего количества, которые не смогли прийти к общему мнению с партнером, игнорировали предложения партнера, агрессивно настаивали на своем мнении. Данные полученные в ходе проведения диагностической методики «Рукавички» подтвердились по результатам анкетирования родителей.
В группе детей, которые посещают дошкольное образовательное учреждение, по результатам диагностики отмечается разный уровень развития коммуникативных способностей.
Преобладающая характеристика это не достаточное умение детей организовывать процесс общения, слушать сверстника, критично относиться к собственному мнению. Анализ результатов диагностики позволяет утверждать, что средний уровень развития коммуникативных способностей не достаточен для полноценного общения. Высокий уровень развития речи, наличие других детей и игрушек не является залогом полноценного общения. Для возникновения коммуникативных способностей необходима правильная и целенаправленная организация детского общения.
2.3. Развивающая психолого-педагогическая программа, направленная на развитие универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте
На основе полученных данных, нами был разработан проект краткосрочной программы «Волшебный мир искусства», включающий цикл творческих занятий, направленных на развитие коммуникативных УУД с учётом возрастных особенностей второклассников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2009. – 672с.
2. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Мухина В.С: Учебник для студентов вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия».2015. – 456 с.
3. Волков Б. Г., Волкова Н. В. Детская конфликтология: учебное пособие для студентов вузов. — Изд. 4-е испр. и допол.- М: Академический проект, 2016. — 213 с.
4. Детская психология. учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений; Эльконин Д.Б. ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
5. Как научить ребенка искусству общения. Сядь рядком поговорим ладком Сибли Линда. Издательство: Триада, 2010 г.- 185с.
6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет/ Ун-т Рос. Акад. Образования. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО. 2009
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Речь, 2010. - 224 с.
8. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада Юдина, Е. [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 9. – 10-19с.
9. Математические основы психологии Остапенко Р.И.. Учебно – методическое пособие Воронеж. ВГПУ, 2010г. 76 с.
10. Маркова А. В., Беккер И. Л. Педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2014. №7. С.216-220.
11. Настольная книга практического психолога в образовании Рогов Е.И.: Учебное пособие. М. Педагогика, 2014.- 184с.
12. Настольная книга практического психолога. Работа психолога с детьми. Коррекционные приемы и упражнения Рогов Е.И. М. Педагогика, 2012 – 512с
13. Отношение между сверстниками в группе детского сада Репина, Т.А. М.: Педагогика, 2011.- 183с.
14. Общение детей в детской саду и семье. под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 2013. – 280с.
15. Овсянникова С.К., Устиненко Е.В. Организация эффективного взаимодействия в рамках ДОУ// Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №2. С.107-111.
16. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н.Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.] ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковойт. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
17. Психология общения. Волкова А.И. – Ростов н./Д: Феникс, 2007. – 446с. – (Высшее образование).
18. Психология общения в детском возрасте. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 383 с.
19. Психология развития. Крайг Грейс - СПб Питер, 2008 – 241с.
20. Психология общения и межличностных отношений. Ильин Е. П. Издательство: Питер, 2013 г. серия: Мастера. психологии.- 576 с.
21. Психология неформального общения. Ильин Е. П. Издательство: Питер, 2015 г. серия: Мастера психологии.- 384 с.
22. Психология агрессивного поведения Ильин Е. П. Издательство: Питер, 2013 г. серия: Мастера психологии.- 368 с.
23. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. Леонтьев А.А. – 4-е изд. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия» , 2007. – 368 с.
24. Психология общения Леонтьев А.А/ М.: Смысл, 2012. - 365 с.
25. Проблемы онтогенеза общения Лисина, М.И.: / М.И. Лисина; - М.: Педагогика, 2013. – 144 с.
26. Развитие общения у дошкольников М.И. Лисиной. /Под ред. А.В. Запорожца,– М.: МГУ, 2013.- 263с.
27. Развитие общения дошкольников со сверстниками М.И. Лисиной.; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2014. – 211с.
28. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми раннего возраста Елена Смирнова, Виктория Холмогорова. М.: Издательский центр «Академия», 2008.- 68с.
29. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов и / Д.: Феникс, 2015. - 256 с.
30. Социализация человека: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.В.Мудрик - 2-е изд. , испр. и доп,- М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 304 с.
31. Ступени общения: от года до семи лет [Галигузова Л.Н. Текст]: б-ка воспитателя детского сада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011.- 143 с.
32. Формирование личности ребенка в общении Лисина, М.И.; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.- Питер, 2009.- 276 с.