Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования «Государственная социальная помощь малоимущим
гражданам: правовые вопросы» не вызывает сомнений в силу множества факторов, среди которых
можно выделить следующее.
Проблема реализация права на достойный уровень жизни выступает одной из злободневных
социальных проблем отечественного общества начала Третьего тысячелетия. Ее распространение
определено форсированным переходом нашей страны к рыночной экономике, социальным
расслоением населения на бедных и богатых, резкой социальной поляризацией общества и
социальным неравенством.
Более пятнадцати процентов населения (практически каждый седьмой) не имеет определенной
возможности в абсолютной мере удовлетворить даже свои основные потребности. Проблема
существующей бедности и государственной поддержки малоимущего населения продолжает
3
оставаться острейшей, а сама задача уменьшения бедности признана одним из первостепенных
направлений отечественной государственной политики.
Государство формирует рынок социальных услуг как одно из основных направлений становления
социальной политики. В Государственной программе «Социальная поддержка граждан» на 2013-
2020 г. указано, что в период осуществления программы субъектами РФ в границах региональных
программ устанавливается осуществление переориентации работы системы органов социальной
защиты населения субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно на
предоставление помощи семьям, у которых ущемлено право на достойный уровень жизни.
Тем не менее, на сегодняшний день тяжело оценить истинную результативность установленных
мер, так как социологической диагностики не осуществлялось, и курсовая работа призвана внести
вклад в совершенствование этой проблемы.
Теоретические источники темы исследования в рассматриваемой сфере социальной защиты
граждан включают множество работ российских ученых-правоведов: Н.Н. Абакумова, Э.С.
Бондарева, М.В. Букина, Н.И. Бусловская, Р.О. Гайдарова, Е.Е. Мачульская, Л.К. Миронова, Т.Д.
Одинокова, В.В. Потапенко, Н.Л. Смирнова, А.К.Соловьев, Г.В. Сулейманова, Д.Ю. Федотов, А.Н.
Филиппов, Г.Б.Челнокова, А.Ю. Червякова, Л.Е. Шевнина и др.
Целью курсовой работы является изучение особенностей государственной социальной помощи
малоимущим гражданам.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- установить понятие и сущность малоимущих граждан;
- определить право человека на достойную жизнь и ее совершенствование;
- рассмотреть основные формы реализации прав граждан на достойный уровень жизни в сфере
социального обеспечения;
- обозначить условия и порядок оформления компенсационных выплат, субсидий и льгот;
- обозначить особенности реализации прав граждан в сфере социального обеспечения: актуальные
вопросы.
Объектом исследования представляются совокупность организационно-правовых отношений,
которые складываются при государственной социальной помощи малоимущим гражданам.
Предмет исследования включает основы, принципы и механизмы системы социального
обеспечения в процессе реализации права на государственную социальную помощь малоимущим
гражданам.
Методологические основы курсовой работы включают общенаучные методы: системного анализа,
индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др. Структура работы
включает в себя введение, основной части (две главы), заключение и список использованных
источников.
1.ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН РФ
1.1Понятие и сущность малоимущих граждан
4
До начала 90-х годов вопросы малоимущих граждан в правовой науке поднимались только в
отношении капиталистических государств и государств третьего мира.
Бытовал взгляд о том, что при социализме на базе общественной собственности может быть
достигнуто непосредственно-общественное обеспечение уровня жизни всех членов общества на
основании задач гармонического формирования личности и повышения производительности
труда, что, как правило, исключает наличие малоимущественности. Параллельно с этим,
определенные условия социально-экономической жизни в советский период вполне ясно
обозначили проблему наличия низких доходов у большей части населения.
Советское общество было выстроено таким образом, что его социально-экономическое
формирование от постановки стратегических целей в сфере экономики до определенных плановых
программ социального формирования и улучшения уровня жизни народа контролировалось
государством. Подобное положение государства было предопределено этапированием отношений
собственности .
В сформировавшихся обстоятельствах социально-экономическая политика, по своей сущности,
выступала моносубъектной. Единственным истинным субъектом социально-экономической жизни
выказывалось государство в лице правящего центра. Трудовые коллективы, профсоюзы,
социальные группы, слои, любой человек в отдельности выдвигались как объекты, на которые
нацелены действия центра. Через управленческие структуры государство направляло потоки
разнообразных благ между производителями и потребителями, тем самым обеспечивая
жизнедеятельность разнообразных хозяйственных структур (предприятий, организаций и другое),
между всевозможными слоями и категориями населения, укрепляя стабильность и неизменность
их социально-экономического положения.
Тем не менее, стабильность уровня жизни для большей части населения оставалась на довольно
низком уровне. Государство, декларируя доступность для всех граждан наиболее существенных
социальных ценностей (работы, образования, жилья, здравоохранения), по сути, было
ориентировано на удовлетворение минимальных потребностей граждан. Подобное достигалось
посредством безвозмездного предоставления главных социальных услуг (в сфере образования,
здравоохранения, жилищного обеспечения), замораживания цен на главные виды товаров
народного потребления и платные услуги, обеспечения работой всех нуждающихся в ней, жестким
нормированием заработной платы и ее низким уровнем. Имеющаяся система распределительных
отношений, отрицая товарную форму оценки рабочей силы, строилась на использовании жестких,
централизованно планируемых отношений, что привело к утверждению уравнительного подхода в
оплате труда . В итоге часть общества при гарантированном минимуме безвозмездного
предоставления главных социальных благ и услуг обладала крайне низкими доходами. Все это
определило рассмотрение в контексте проблемы уровня жизни наличия малоимущественности как
категории. Устоявшееся представление об уровне жизни граждан и их семей в обстоятельствах
социализма исключало в принципе вероятность появления малоимущих граждан.
Признание малоимущих граждан как социального явления, реально присутствующего в нынешних
условиях в нашей стране, возникло в начале 90-х годов XX в., когда в Российской Федерации
создавалась рыночная экономика.
Понятие малоимущих граждан неразрывно связано с изучением проблем уровня жизни населения.
Уровень жизни анализировался как достигнутый уровень потребления благ и услуг, как степень
удовлетворения общественно признанных потребностей (духовных и материальных) . Близкое по
содержанию определение уровня жизни представлено правоведом Н.М. Римашевской: «Уровень
жизни - это комплекс условий функционирования человека в сфере потребления, появляющийся в
масштабе развития потребностей людей и характере их удовлетворения. Системообразующей
5
основой при этом выступают разнообразные потребности и нужды, возникающие и реализующиеся
в сфере потребления» .
В общем, при единстве взглядов на понимание содержания уровня жизни как социальноэкономической категории присутствовали расхождения касательно параметров (характеристик)
уровня жизни. К примеру, профессор Г.С. Саркисян указывает, что уровень жизни можно
обозначить через систему как количественных, так и качественных показателей, которые включают:
общий объем материальных благ и услуг, истинные доходы населения, уровень потребления
продовольственных и непродовольственных товаров, а также условия труда, продолжительность
рабочего и свободного времени, жилищные условия, развитие образования, здравоохранения,
культуры . Более обширная трактовка действительности уровня жизни отмечается такими
показателями, как:
- поддержание жизнедеятельности организма и защита от внешних воздействий природы (пища,
одежда, жилище, включая предметы обихода и инфраструктуру);
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //
Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2 Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904.
3 Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» //
Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3699.
4 Федеральный закон от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета
среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их
малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства
РФ. - 07.04.2003. - № 14. - Ст. 1257.
5 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 03.01.2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 14.
6 Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - Ст. 6725.
7 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
8 Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве,
муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - №
29 (часть I). - Ст. 4350.
9 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики»// Источник Справочно-правовая система КонсультантПлюс,
дата обращения 17.11.2019.
10 Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 № 512 «О перечне видов доходов,
учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего
6
гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // Собрание законодательства
РФ. - 25.08.2003. - № 34. - Ст. 3374.
11 Постановление Правительства РФ от 11.11.2009 № 915 «Правила предоставления иных
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату
региональных социальных доплат к пенсии» // Российская газета. - № 217. - 18.11.2009.
12 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной
программы РФ «Социальная поддержка граждан»» // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014.
- № 17. - Ст. 2059.
13 Закон Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке
отдельных категорий граждан в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. - №
56. - 01.04.2006.
14 Закон Московской области от 30.12.2013 № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной
помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» // Ежедневные Новости.
Подмосковье. - № 6. - 17.01.2014.
15 Закон Московской области от 25.09.2018 № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в
некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной
поддержки» (принят постановлением Мособлдумы от 20.09.2018 № 4/61-П) // Ежедневные
Новости. Подмосковье. - № 184. - 02.10.2018.
16 Постановление Правительства Москвы от 28.12.2016 № 954-ПП «О введении уровня
имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и
порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной
поддержки малообеспеченным семьям» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - № 47. -
30.12.2016.
Научная и учебная литература
17 Арзамасцев Н.И. Совершенствование механизма реализации конституционного права
граждан на жилище // Вестник Московского государственного областного университета. Серия
«Юриспруденция». 2015. № 1. С. 10.
18 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и
практика правового регулирования // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения
18.11.2019.
19 Народное благосостояние. Тенденции и перспективы / Отв. ред. Н.М. Римашевская, Л.А.
Оников. М., С. 28 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 18.11.2019.
20 Обеспечение социальной защиты населения. М., С. 77 // Справочно-правовая система
Гарант, дата обращения 17.11.2019.
21 Овчинников В.И. Компетенция местного самоуправления: проблемы оптимизации
правового регулирования на современном этапе муниципальной реформы // Российское
государствоведение. 2014. № 1. С. 56 - 58.
22 Опыт социологического исследования уровня жизни: методологические аспекты / Под ред.
В.А. Калмык, Л.А. Хахулиной. Новосибирск, С. 8 // Справочно-правовая система Гарант, дата
обращения 18.11.2019.
7
23 Плехотко К.К. Реализация права на жилище муниципальными образованиями в свете
муниципальной реформы // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 11. С. 16 -
20.
24 Понятие бедности. История изучения бедности // Электронный ресурс:
http://www.sociologymania.ru/smpgs-873-1.html, дата обращения 17.11.2019.
25 Рынок труда / под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина. 3-е изд. М., АСТ. 2017. - С. 18.
26 Синдеева И.Ю., Черникова Е.В. Становление института управления муниципальной
собственностью // Современное право. 2015. № 10. С. 25.
27 Умнова И.А., Стальнова А.С. Конституционный принцип уважения достоинства человека:
общие подходы в правопонимании и российская конституционная практика // Конституционное и
муниципальное право. 2016. № 10. С. 15 - 20.
28 Челнокова Г.Б. Прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда - основные
критерии определения бедности в социальном законодательстве России // Актуальные проблемы
российского права. 2013. № 11. С. 1411 - 1416.
Судебная практика
29 Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 № 376-О-П «По жалобе гражданина
Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2
статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -
29.06.2009. - № 26. - Ст. 3264; Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2013 № 36-О «Об
отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бывальцева Константина Владимировича,
Крякушина Александра Сергеевича и других на нарушение их конституционных прав частью 5
статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система
КонсультантПлюс, дата обращения 16.11.2019.
30 Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 № 1655-О-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению жалобы гражданина Киселева Валерия Николаевича на нарушение его
конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации» //
Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.11.2019.
31 Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 № 2-П «По делу о проверке
конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» в связи с жалобой
гражданина В.А. Корсакова» // Собрание законодательства РФ. - 17.02.2014. - № 7. - Ст. 736.
32 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 № 11-П «По делу о проверке
конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года //
Собрание законодательства РФ. - 08.07.2002. - № 27. - Ст. 2779.
33 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2018 № Ф04-
5739/2017 по делу № А45-8114/2017 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата
обращения 16.11.2019.