Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наряду с разделением ветвей власти в РФ, местное самоуправление является неотъемлемой частью организации публичной власти в обществе. Местное самоуправление также является одной из форм реализации власти народом. Также местное самоуправление предполагает автономность и самостоятельность органов, которые функционируют на территории муниципального образования.
Эффективная деятельность местного самоуправления невозможна без развития его правовой основы, без детальной разработки законодательных норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Правовая основа местного самоуправления является фундаментом, определяющим весь массив нормативно-правовых актов, осуществляющих нормативное закрепление местного самоуправления. Ее составляют нормативные правовые акты всех трех уровней правотворчества.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом являются нормы права, регламентирующие правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотрение правовых основ местного самоуправления в Российской Федерации.
Согласно поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть правовую основу местного самоуправления: понятие и состав;
– исследовать историю развития правовой основы местного самоуправления в России;
– охарактеризовать международно-правовые основы местного самоуправления;
– раскрыть конституционные основы местного самоуправления;
– проанализировать федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления в Российской Федерации;
– исследовать систему муниципальных правовых актов и устав муниципального образования.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: А.С. Прудников, Ш.М. Нурадинов, Е.В. Михайлова, А.А. Никоноров, Е.Н. Барышников, Э.Ю. Ермаков, Н.М. Гладких, А.Д. Неретина, А.В. Корнаухов, Б.А. Азукаева, К.Ю. Булуктаева, Т.Н. Михеева и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Формирование и понятие правовой основы местного самоуправления России
1.1. Правовая основа местного самоуправления: понятие и состав
Местное самоуправление – это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.
Правовая основа местного самоуправления представляет собой взаимосвязанную систему нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления и его предназначения, как института, в общей системе управления. Система нормативных правовых актов и норм о местном самоуправлении имеет следующую внутреннюю структуру .
Неопределенно главную значимость из числа международно-правовых источников представляет Европейская хартия местного самоуправления , ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. и вступившая в силу для России с 1 сентября 1998 г., которая по своему значению и содержанию является правовым ориентиром для российского законодателя, органов государственной власти и местного самоуправления.
Вторую группу источников, образующих нормативно-правовые основы местного самоуправления в России, составляют внутригосударственные источники, которые составляет:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральные законы и постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ), весьма всесторонне регулирующий основные вопросы осуществления местного самоуправления и в силу этого имеющий системообразующее, кодифицирующее значение для всего комплекса федеральных нормативных актов, которые так или иначе касаются сферы местного самоуправления.
3. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. К наиболее значимым, в частности, относятся: Указ Президента от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента от 2 ноября 2007 г. № 1451 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления»; Указ Президента от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Постановления Правительства Российской Федерации предполагают собою нормативные акты, которые принимаются в развитие законодательных установлений, указов Президента России и характеризуют ключевые направления правительственной политики в области местного самоуправления.
4. Большое значение с точки зрения укрепления и повышения качества нормативно-правовых основ местного самоуправления в России имеют постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации. За время своего существования Конституционный Суд России принял несколько десятков постановлений и определений, затрагивающих вопросы организации местного самоуправления.
5. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. К региональным нормативно-правовым актам, регулирующим местное самоуправление, относятся: конституция (устав) субъекта Российской Федерации, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты региональных органов исполнительной власти. Немаловажным для правовой регламентации местного самоуправления считаются и законы субъектов Российской Федерации.
6. Решения судебных органов конституционного (уставного) нормоконтроля субъектов Российской Федерации. Конституционное правосудие в России, как известно, получило применение не только на федеральном уровне. Конституционные (уставные) суды и палаты созданы и фактически действуют в 17 субъектах Российской Федерации, еще в 37 сохраняется зафиксированная конституцией (уставом) потенциальная возможность начала их деятельности .
7. Муниципальные нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры — нормативные источники, действующие в масштабах территории муниципального образования. При этом в силу прямого указания, содержащегося в ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты носят подзаконный характер деятельности по решению вопросов местного значения.
Особая роль в системе источников, образующих нормативно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации, принадлежит уставам муниципальных образований. Они, по сути, являются принимаемыми на местном уровне актами учредительного характера и потому регулируют важнейшие стороны и особенности организации местного самоуправления в конкретных местных сообществах (муниципалитетах) .
Таким образом, закрепленная Конституцией Российской Федерации современная модель местного самоуправления в нашей стране позволяет рассматривать данный общественно-политический феномен, прежде всего, как одну из важнейших основ конституционного строя России, форму народовластия и элемент публичной власти, а также системную целенаправленную деятельность местных сообществ по самостоятельному ведению местных дел (решению вопросов местного значения). Анализ системы нормативных источников, образующих в совокупности нормативно-правовые основы местного самоуправления в нашей стране, свидетельствует о развитом характере системы юридической регламентации различных аспектов муниципальной деятельности. При этом особую роль в закреплении
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. № 11. 1998.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. № 40. Ст. 3822.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 № 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Российская газета. 06.02.1997. № 25.
5. Закон Краснодарского края от 07 июня 2004 года № 717-КЗ «О местном самоуправлении в Краснодарском крае»// Кубанские Новости от 26.06.2004 № 102.
6. Аминов И.Р., Мирвалеев А.М. К вопросу об основах местного самоуправления в российской федерации // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 144-146.
7. Бабошин О.А. Юридическая природа устава муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 2 (27). С. 73-81.
8. Бикташев А.А. Конституционные основы местного самоуправления // Вестник науки и образования. 2018. № 14-2 (50). С. 62-65.
9. Бодягин А.В. Полномочия субъекта Российской Федерации в правовом регулировании местного самоуправления: состояние и проблемы // Евразийская юридическая конференция: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 27-36.
10. Велиметова А.М. Проблемы соотношения федерального и регионального законодательства в сфере регулирования организации местного самоуправления // Вестник современных исследований. 2019. № 1.9 (28). С. 33-36.
11. Заинчковская К.Д. Правовая основа деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. 2017. С. 337-341.
12. Кириллова А.М. Историческая основа правового регулирования местного самоуправления // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. 2018. С. 28-29.
13. Козлова Ю.А., Оверченко А.В. Развитие правовой основы местного самоуправления // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2018. С. 29-31.
14. Кривуля Л.А. Система муниципальных правовых актов // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. С. 124-127.
15. Кузьмина О.Ю., Паулов П.А. Конституционно-правовые основы местного самоуправления // Актуальные вопросы науки:. 2018. С. 19-20.
16. Подгайская В.Г. Роль и место устава муниципального образования в системе нормативно-правовых актов // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. 2017. С. 317-320.
17. Прудникова Т.А. Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации. 2017. С. 38-43.
18. Реброва Т.П., Алямкин С.Н. К вопросу о понятии местного самоуправления в науке и законодательстве // Мир науки и образования. 2016. № 1 (5). С. 17.
19. Хевсаков А.В., Каряев Р.Т. Правовые основы местного самоуправления // Актуальные проблемы права: Сборник научных статей магистрантов / Под ред. Койбаева. Владикавказ, 2018. С. 290-294.
20. Чихладзе Л.Т. К вопросу о системе муниципальных правовых актов // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 134-139.