Фрагмент для ознакомления
2
Хиппи – субкультура, предполагающая любовь, мир во всем мире, свободу самовыражения. Данная субкультура сформировалась, как уже было сказано ранее, как протест против существующего общества и культуры. Произошла некая форма бегства от жизни и ее культурных аспектов. В качестве примеров для подражания были выбраны Иисус Христос, Будда, Ганди, Франциск Ассизский. Сторонники данной субкультуры жили коммунами, уходя из больших городов. Один из символов – цветок – означал любовь, поэтому этот атрибут использовали во всем: в одежде, в волосах, заплетали в венки, вырезали из бумаги и т.д. В силу этого многие называли это течение «цветочной революцией», а его сторонников «детьми цветов».
Хиппи были сторонниками мира во всем мире, выступали на различных митингах против войн, ядерного оружия, выступали в поддержку животных, были вегетарианцами. К основным характерным чертам данной субкультуры можно также отнести путешествия автостопом, протест против пуританства, вегетарианство, увлечение восточными практиками, в частности, хиппи увлекались медитацией и даосизмом.
Главной идеей движения является то, что человек должен быть свободным, и, в первую очередь, внутренне свободен, свободен в любви. Хиппи верят в высшую реальность, выйти в которую можно посредством искусства. Хиппи выступают против службы в армии, против насилия. В образе присутствует стремление не изменять себя, быть максимально приближенным к природе. Поэтому хиппи носят длинные волосы, отращивают бороду. В одежде, как правило присутствуют джинсы, на волосах повязка (хайратник), а также различные фенечки из кожи или бисера .
К недостаткам культуры следует отнести опасное увлечение представителей данной субкультуры наркотическими веществами. Кроме того, так называемая «сексуальная революция» и безразборный выбор партнера приводили к ряду печальных последствий.
Как и у любой субкультуры, у хиппи есть свой сленг, то есть вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами литературного языка. Одной из важных особенностей в сленге отечественных хиппи является то, что значительная его часть насыщена либо просторечными словами, либо особого рода заимствованиями из английского языка – англицизмами. Иногда англицизмы хиппи заменяют существующее русское слово, так, от английского «флэт» – квартира, «бэг» – сумка, «шузы» – ботинки, «дринк» – выпивка, а иногда обозначают новые понятия, например, «олдовость» – существительное от слова «олдовый» – хиппи со стажем . Отметим, что далеко не всегда у существующих в одном русском языке и заимствованных из английского слов совпадает категория рода, так, к примеру, слово «квартира» в русском литературном языке женского рода, а в сленге хиппи «флэт» имеет окончание мужского рода .
Кроме того, другими источниками заимствований для сленга хиппи являются особый язык музыкантов, жаргон стиляг, сленг фарцовщиков, небольшое заимствование жаргона уголовников. Достаточно сильное влияние на сленг хиппи оказал наркотический сленг (примерно несколько сотен слов), без которых язык хиппи уже представляется немыслимым.
В настоящее время популярность хиппи угасла, однако в некоторых городах, например Гоа, Ибица, Бали, Марокко, до сих пор сохранились коммуны постаревших хиппи, уже с детьми. А в Копенгагене даже есть целый город – практически государство в государстве – Христиания.
3.2. ПАНКИ
Это субкультура, возникшая в середине 1970-х гг в Америке и Англии, также зародилась как контркультура, выражавшая свой протест против авторитаризма, консерватизма, национализма, радикального капитализма, а также выражавшая протест против фашизма и расизма. Само слово «панк» происходит от английского punk – отбросы. Особенностью этого движения является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе. Среди музыкальных коллективов, первыми игравших в направлении панк-рок можно отметить легендарную американскую группу Ramones и британскую панк-группой Sex Pistols. Вслед за этими коллективами направление панк-рока распространилось по всему миру, в СССР пришло к 1980-м. На сегодняшний день в России самой яркой группой данного направления является «Гражданская оборона», поклонники которой выделились в самостоятельное поддвижение – панки-летовцы (название направления происходит по имени основателя коллектива Егора Летова).
Причина появления данного направления кроется в своеобразном кризисе движения хиппи и его уклоне в мистицизм, в кризисе рок-музыки того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также в трудной ситуации для молодых людей на рынке труда.
Идеология панков базируется на утверждении о том что в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит некая антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Такой антисистемой и является панк, который разрушил бы систему, если бы та не отвечала требованиям времени и была попросту плоха. Такой антисистемой и является панк, который разрушил бы систему, если бы та не отвечала требованиям времени и была попросту плоха, а раз ему это не удалось, значит, система жизнеспособна. Поскольку панк оказался разрешенной субкультурой, его вывели в телевидение, тем самым задав новую волну. Панк-рок стал постепенно изменяться и деформироваться, делиться на самые различные музыкальные, политические, эстетические направления. Отсюда стали появляться десятки новых стилей со своим художественным мышлением и видением мира.
Возраст панков – в основном старшие подростки, в группах лидерами являются всегда мужчины. Отметим, что панк берет свое начало примерно с 1970-х гг., когда стали появляется различные направления в рок-н-ролле.
Вычурное, неординарное поведение панка связано с его желанием любыми средствами и любым путем привлечь к себе внимание окружающих людей. Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует отметить, что для многих панк-рокеров внешний вид занимает скорее второстепенное место. Отметим, что идеологом внешнего вида панков стала английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию (см. Приложение).
По мнению Е.Р. Авиловой, именно категория абсурда задает ряд важных для анализа поведенческих установок данной контркультуры, а также становится своеобразной формой существования, которая нацелена не только на отрицание, но и на разрушение реальности, преодоления ее нравственных и социально-политических норм . Как считает О.А. Аксютина, данная контркультура является достаточно сложным культурным феноменом в постсоветском пространстве. Первоначально главной установкой панков явилось полное разрушение окружающих рамок и стереотипов . Эта установка объясняет, на первый взгляд, маргинальность данного типа субкультур. Однако в искусстве это формирует специфическую картину мира, в основе которой лежит непринятие любых рамок, любой кодификации.
Что касается лексикона данной субкультуры, то, отметим, панки демонстративно употребляют запрещенные выражения, что может разрушить культурное языковое пространство (отрицает его).
3.3. ЭМО
На сегодняшний день эта молодежная субкультура знакома практически каждому подростку. Несколько лет назад многие юноши и девушки, не до конца даже понимая основы этой субкультуры, с удовольствием отращивали длинные челки, красили волосы и вели себя вызывающе эмоционально. Сейчас тех людей, которые это делают неосознанно, с удовольствием стигматизируют позерами. Поэому необходимо разобраться, что же на самом деле представляет собой эта субкультура, в чем ее история.
Данное направление культуры молодежи пришло в западные страны около 1990-х, а в Россию на десяток позднее – в 2000-е. Так же, как и другие субкультуры, эмо субкультуру отличает характерная музыка, так называемый хардкор, его специфический вариант исполнения. Эта музыка отличается бешеным темпом и достаточно резкими переходами от шепота к крику, визгу или реву (стиль скриминг/гроулинг). Американский вокалист Айен Маккейн считается по праву основоположником данного направления музыки. Сегодня также существует достаточно большое количество эмо групп, к основным из которых относится Оригами, Idea Fix, Океан моей надежды и т.д.
Представители данного направления молодежной культуры заметны в обществе своим ярким внешним видом, необычным макияжем и своеобразной прической, как правило, с длинной челкой. Основными атрибутами культуры являются большое количество значков и импровизированных заплаток.