Фрагмент для ознакомления
2
Именно на уроке истории, а также в процессе факультативных занятий по предмету, учащиеся должны не только усвоить хронологические рамки тех или иных исторических событий, осознать их значение. Учащиеся должны определить для себя отношение к сторонам участникам, они должны научиться объективно анализировать историческую действительность.
В ходе решения поставленных задач удалось направление развитие принципов патриотического воспитания на уроке истории в России, где очень важно достичь интереса к предмету, вовлекая учащихся в условия исторического диалога, всестороннего взгляда на историческое событие появляется возможность погружения ученика в ситуацию определенного исторического периода.
В такой ситуации, для эффективного решения, необходимо было выявить подходы к патриотическому воспитанию в контексте изучения второй мировой войны во внеклассной деятельности, где основой патриотического воспитания на уроке истории должна стать инициатива ученика в изучении истории собственной страны.
Таким образом, изучая мемуарные источники во внеклассной работе по истории, учащийся не только усваивает определенный исторический опыт, но и формирует личное отношение к происходящему, а значит, сопереживает и вовлекается в событие как таковое.
Следовательно, использование занятий для формирования определенного впечатления об историческом событии будет способствовать эффективному патриотическому воспитанию. Данный вид работы способствует повышению социальной активности учащихся как в школе, когда ученики школы активно участвуют в данной патриотической воспитательной программе, участвуют в создании и реализация новых социальных проектов, все это заложено в принципы современного образования. Именно изучение, культурных ценностей исторического прошлого обеспечивают качество нравственного воспитания современного учащегося.
1.2 Урок по истории России как основа формирования знаний о своей стране
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Данный курс должен непосредственно сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны , жителей своего края, города, представителей определенной этнической и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Основным предметным результатом освоения учебного предмета «История:
- воспитание уважение к историческому наследию народов России;
- восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
- основной чертой уроков истории является приобретение школьниками знаний, основанных на систематизации и обобщении, и переосмыслении уже имеющихся знаний.
Прежде всего, необходимо отметить, что обучение должно соответствовать ряду следующих признаков и подходов:
«Во-первых, обучение должно быть обязательно личностно-ориентированным.
Во-вторых, должно быть коммуникационно-деятельностным.
В-третьих, соответствовать лингвокультурологическому подходу.
В-четвертых, быть дифференцированным по отношению к группам в классе неодинаково усваивающим программу курса» .
В-пятых, обеспечить взаимосвязанное обучение все уровням образовательной системы.
Таким образом, необходимым условием является совершенствование воспитательной среды, которая способствует формированию толерантной, развитой личности, которая способна к саморазвитию и самоопределению на основе создания ценностно-ориентационной направленности образовательного процесса. Цели воспитания в разных социальных группах, которые сформировались в нашем обществе, причем не только семьях, но и образовательных учреждениях сегодня различны, а значит отсутствует общая согласованность целей, и таким образом, к ребенку предъявляются разные, а порой и взаимоисключающие требования. Все эти обстоятельства не минуемо приводят к нарастанию отсутствия мотивации к адекватному положительному поведению молодежи. К сожалению, сегодня воспитание или воспитанность, как таковая не рассматривается большей частью общества как очень важное условие для достижения высокого качества жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Однако, вместе с тем, хорошее образование в купе с воспитанием и обучением являются ключевым параметром, который определяет качество жизни, и, таким образом, создает условия и дальнейшие предпосылки для развития, как экономики, так и социальной сферы.
Современная социокультурная среда, где происходит становление целостного мировосприятия школьников, сегодня характеризуется по ряду направлений принципиально новыми особенностями. К этим особенностям сегодня относятся как «увеличение скорости происходящих изменений в жизни, так и быстрое освоение молодежью социального опыта, а также, нельзя не обратить внимание на стремительное развитие интеграции и глобализации современного мира, в которых происходит смещение ценностных ориентаций, углубление социальных, а также культурных противоречий, разрастания локальных конфликтов и других негативных факторов, которые угрожают человеку, его жизни, здоровью» .
К сожалению, сегодня патриотическое воспитание, как таковое не рассматривается большей частью общества как очень важное условие для достижения высокого качества жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Однако, вместе с тем, хорошее образование в купе с воспитанием и обучением являются ключевым параметром, который определяет качество жизни, и, таким образом, создает условия и дальнейшие предпосылки для развития, как экономики, так и социальной сферы.
В этой связи, отмечается такой факт, что цели патриотического воспитания в разных социальных группах, которые сформировались в нашем обществе, причем не только семьях, но и образовательных учреждениях сегодня различны, а значит «отсутствует общая согласованность целей, и таким образом, к ребенку предъявляются разные, а порой и взаимоисключающие требования. Все эти обстоятельства не минуемо приводят к нарастанию отсутствия мотивации к адекватному положительному поведению молодежи».
Образование, по своей сути, призвано создавать широкие возможности для интеллектуально-духовной жизни человека, а также развития его внутреннего потенциала. Однако сегодня мы видим, что «воспитательные системы, которые создаются в настоящее время в образовательных учреждениях, а также содержание образовательной деятельности очень часто замыкаются непосредственно на внутренних проблемах микросоциума образовательного учреждения, не принимая во внимание геополитические тенденции и широкий социокультурный контекст жизнедеятельности современного общества» .
Поэтому, патриотическое воспитание и обучение уже не отвечают непосредственно в полной мере на вызовы и требования современного мира, в частности это касается вопросов информационной безопасности, процессов глобализации, национальных и межцивилизационных отношений. Это следствие того, что далеко не всегда учителя и воспитатели в своей ежедневной профессиональной деятельности адекватно учитывают отличительные особенности современной молодежи.
Как следствие, воспитатели применяют в своей работе не эффективные методы, что приводит к формализации подходов в воспитании. Поэтому, обозначенные проблемы связаны с необходимостью получения эффективных результатов воспитания. Преподавателям нужно помнить, что патриотическая воспитательная деятельность на уроке истории всегда должна быть нацелена на положительные изменения во внутреннем мире личности, её ценностей, отношений. При организации эффективного патриотического воспитания в образовательных учреждениях необходимо принимать во внимание ключевые особенности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Именно поэтому необходимо в самом процессе уже увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку субъективным внутренним изменениям. Смысл любого образования состоит том, чтобы создать каждому участнику этого процесса условия для перехода из внешнего обучения непосредственно в самообучение, из внешнего воспитания непосредственно в самовоспитание, а развития, непосредственно в творческое саморазвитие.
Так как непременными условиями для поддержания в педагогическом коллективе являются ответственность, инициативность, самостоятельность и творчество, а также выработка собственного стиля индивидуальной учебной деятельности, то обучаемый всегда должен сначала научиться оценивать значимость и трудность заданий, а также временных затрат, и научиться
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.
2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования №1, 2008 С.65-86
3. Белов В.И. Воспитание как социокультурное явление и педагогическая деятельность.//Воспитание в современной образовательной среде Материалы региональной научно-практической конференции Санкт-Петербург 2011. – 280 с.
4. Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском образовании//Преподавание истории в школе № 1. 2010 год.
5. Бычкова Л. В. Методические аспекты использования художественной литературы на уроках обществознания//Преподавание истории в школе №5, 2016
6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2008. – 320 с.
7. Внутри предметные и межпредметные связи в обучении истории. М., 2010. – 120 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество. – М, 2004. – 156 с.
9. Гендина Н. И. Информационная культура, творчество и креативность выпускника высшей школы в контексте проблем развития человеческого капитала информационного общества. – 2008. – № 5. – С. 78-83.
10. Горохова О.А. Использование творческих заданий на уроках практикующего учителя истории//Преподавание истории в школе №3. 2015
11. Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. — М.: ВЛАДОС, 2010. – 180 с.
12. Дахин, А.Н. Педагогическая компетентность учителя / А.Н. Дахин // Школьные технологии. 2001. - № 2. - С.75-78.
13. Жадрина, М.Ж. Образовательные стандарты как основа организации школьного образования / М.Ж. Жадрина // Творческая педагогика. 2005. -№ 3. - С.4-9.
14. Зенченко Е.В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время//Эксперимент и инновации в школе № 2/2015
15. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // образование сегодня. - 2003.- № 5. -С.55-67.
16. Замятин Н. Сражение под Сталинградом. М., 1943. – 280 с.
17. Замятин П., Савин М., Воробьев Ф., Паротькин И. Битва под Сталинградом. М., 1944. – 420 с.
18. Иоффе А.Н.Использование историй и притч в общественных дисциплинах.//Преподавание истории в школе.№8 2016
19. Кабуш, В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т.Кабуш. – Минск: Академия последипломного образования, 2001. – 320 с.
20. Каменщикова, JI.A. Сущность государственно-общественного управления в образовании // Сибирский учитель. -2007. -№4 (52). С.22-26.10.
21. Катович, Н.К. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания школьников– 2004. – 280 с.
22. Короткова М.В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории//Преподавание истории в школе №3. 2015
23. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44–50
24. Крутова И.В., Пазин Р.В.Системный подход в реализации требований к образовательным результатам ФГОС общего образования (на примере истории и обществознания)//Преподавание истории в школе №3. 2015
25. Кузьмина, М. В. Медиакомпетентность педагога как фактор формирования медиакомпетентности учащегося [Электронный ресурс]/ М.В. Кузьмина// ИТО-Марий Эл. – 2008. – URL : http://www.ito.edu.ru/2008/MariyEl/V/V-0-15.html
26. Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Российское образование – 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32–64
27. Морозов А.Ю. Задания по работе с источниками по теме «Великая Отечественная война» для подготовки к ЕГЭ//Преподавание истории в школе № 3.2010
28. Найденко Б.Н. Актуальные вопросы совершенствования профессиональной компетенции учителя истории в условиях реализации ФГОС и ИКС //Преподавание истории в школе №8. 2016
29. Николаенко С.В. Методика формирования исторических понятий на уроках истории //Преподавание истории в школе №8. 2016
30. Педагогика//Под редакцией Ю. К. Бабанского.Просвещение, Москва, 1983. - 480 с.
31. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2008. – 256 с.
32. Соловьева, С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. Автореф.дисс…д.п.н., СПб., 2007.
33. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000 - 480 с.
34. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. «Владос» 2000. - 280 с.
35. Турыгин А.А. Историческая реконструкция и ее потенциалы в воспитании историей.//Преподавание истории в школе.№7, 2016
36. Федеральный Закон РФ «Об образовании». от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 01.04.2012) "Об образовании".