Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования выражена в том, что современно-му процессу развития розничной торговли характерны совершенствование орга-низации торгово-технологических процессов, возникновение новых, эффективных форм и способов продаж, заметное увеличение торговых пространств, что неиз-бежно ведет к серьезным изменениям в сфере розничной торговли.
Торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эф-фективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около 27% внутреннего валового продукта РФ и по размеру налого-вых поступлений в федеральный бюджет занимает второе место среди основных отраслей экономики. Именно поэтому исследования в данной области являются актуальными. Перспективной формой развития торговли в настоящих условиях является розничная торговля, которая включает в себя торговлю товарами (ока-зание услуг) потребителю с целью личного, семейного или домашнего использо-вания, но не связанного с осуществлением предпринимательской деятельности.
В настоящее время розничная торговля занимает ведущие позиции среди всех секторов российской экономики. За последние три года объемы розничной торговли увеличились на треть.
Развитие российской розничной торговли идет параллельно с процессами смены форматов торговли, наращиванием объемов реализации продукции поку-пателям именно посредством внедрения мировых современных форматов роз-ничной торговли. В качестве эталона стоит выделить такие страны, как Германия, США и Франция, в которых уровень объема продаж в розничной торговле через магазины современных форматов равняется 80-90%.
В наше время торговля занимает одно из ключевых мест в экономике стра-ны. Она, в основном, помогает поддерживать равновесие товарного предложения и потребительского спроса, а это, в свою очередь, может помочь избежать недо-статка продуктов или же излишек предложений.
На сегодняшний день торговля также считается одним из ключевых источ-ников поступления денежных средств в бюджет государства. Этим подчеркивает-ся актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – представить направления улучшения товарооборота пред-приятия розничной торговли.
Задачи работы:
- определить сущность, цели и функции розничной торговли;
- раскрыть показатели товарооборота;
- представить розничную торговлю в условиях рыночной экономики. Пер-спективы развития розничной торговли;
- рассмотреть экономико-географическую характеристику предприятия;
- проанализировать розничную торговлю на предприятии;
- раскрыть направления совершенствования розничного товарооборота в условиях рыночной экономики.
Объект исследования – розничный товарооборот ООО «Радеж».
Предмет исследования – развития розничной торговли на предприятии.
Методологическая основа курсовой работы: методы анализа и синтеза, ин-дукции и дедукции, метод факторного анализа, метод сравнения.
В качестве теоретической базы выполнения курсовой работы выступили труды отечественных авторов.
Эмпирическая база курсовой работы – финансовая и внутренняя отчетность ООО «Радеж» за 2016-2018 гг.
1 РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ УСЛОВИЯХ РЫНОЧ-НОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность, цели и функции розничной торговли
Современные глобальные процессы, присущие мировому хозяйству, оказы-вают непосредственное влияние на развитие национальной экономики. Среди них расширение границ глобального информационного пространства, повышение культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация технологиче-ских и управленческих процессов, что и обусловило необходимость усиления требований к деятельности всех хозяйствующих субъектов рынка, в том числе и розничных торговых организаций. Определяя роль и значимость розничной тор-говли в национальной экономике, целесообразно исследовать понятие «рознич-ная торговая».
Существующие теоретические подходы определяют розничную торговлю как вид деловой активности, связанный с продажей товаров или услуг конечному потребителю. Так, Л.А. Брагин трактует розничную торговлю как предпринима-тельскую деятельность, связанную с продажей товаров и услуг конечным потре-бителям для личного, домашнего и семейного пользования; завершающую часть канала сбыта .
По мнению Е.Ю. Селезневой, «торговля является важнейшей отраслью эко-номики страны, состояние и эффективность функционирования которой непо-средственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производ-ства потребительских товаров» .
Л.Б. Нюренбергер (и др.) дает следующее определение: «Розничная торгов-ля по самой своей сути есть деятельность в сфере обмена, потребитель при этом обмене стремится получить необходимые товары и услуги, а розничный торговец – прибыль ».
Можно характеризовать сферу торговли как сложную систему, которая представляет собой совокупность субъектов торговой деятельности, которые осуществляют куплю-продажу товаров и оказание иного рода торговых услуг, регулирование функционирования которых происходит посредством общих и специфического характера мер организационно-экономического и нормативно-правового характера в целях достижения рыночной сбалансированности торго-вого предложения и покупательского спроса .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговля также может рассматриваться как сектор (отрасль) эко-номики, представляющий собой совокупность операторов, продающих товары и услуги различных видов конечным потребителям для их личного, некоммерче-ского использования. Торговля является динамично развивающейся и наиболее перспективной отраслью национальной экономики, оказывает непосредственное влияние на функционирование производственной сферы и потребительского рынка.
Функции розничной торговли:
1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг, удовлетворя-ющих потребности покупателей.
2. Дробление поступающих партий товаров (количественное распределение продуктов, в соответствии с запросами отдельных потребителей).
3. Хранение запасов и поддержание их на необходимом уровне и др.
Розничный товарооборот представляет собой объем продаж товаров насе-лению через все каналы реализации. Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых рынках, смешанных и продовольствен-ных рынках.
Одним из этапов комплексного анализа является выявление взаимосвязи между отдельными показателями оборота розничной торговли. Такая аналитиче-ская работа позволяет установить влияние поступления товаров и состояния за-пасов на выполнение плана продажи. Если перевыполнение плана оборота тор-говли достигнуто за счет сверхпланового поступления товаров, часть которых «осела» в запасах, то плохой результат снижает эффективность торговли. Опре-деленное влияние на объем продаж товаров оказывает убыль, возврат поставщи-кам, списания.
Анализ текущего состояния сектора торговли в Российской Федерации пока-зал, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и разви-тия торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличени-ем общего количества торговых площадей, увеличением доли современных фор-матов торговли, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, что оказывает положительное влияние на соци-ально-экономическое развитие региона.
Объектом исследования выступило ООО «Радеж» г. Волгограда - сеть роз-ничных универсамов. Все изменения финансовых результатов привели к повы-шению суммы чистой прибыли ООО «Радеж» на 6858 тыс. руб., она стала рав-ной 3530 тыс. руб. Увеличение суммы чистой прибыли оценивается положитель-но, так как это ведет к расширенному воспроизводству на предприятии, повыша-ет уровень его финансовой устойчивости.
За 2018 год расчеты показывают, что за счет повышения цен произошло увеличение оборота розничной торговли на 123104 тыс.руб., а снижение физического объема продаж повлекло за собой уменьшение оборота на 336886 тыс.руб.
Прочее выбытие и запасы товаров на конец года в 2018 году вызвали уменьшение оборота на 133386 тыс. руб., совокупное влияние этих факторов со-ставило -213782 тыс. руб.
В 2018 году оборачиваемость товарных запасов ООО «Радеж» замедлилась на 43,03 дня, а скорость обращения сократилась на 0,4 оборота. Потери объема продаж в сумме в результате замедления оборачиваемости составили 2118,8 тыс. руб.
По результатам анализа можно отметить, что в большинстве своем изменение объема продажи было вызвано воздействие факторов экстенсивного характера: рост уровня цен, замедление уровня оборачиваемости запасов товаров, снижение стоимости основных средств, уменьшение средней выработки работников.
Для оптимизации товарооборота было предложено:
- введение новой системы выплаты премий работникам сферы продаж с целью достижения интенсивности характера развития объема продажи;
- применение новых методов стимулирования продаж (упаковка в полиэтилен с акционной скидкой и пр.) и т.д.
Таким образом, все представленные мероприятия позволят увеличить обо-рот торговли ООО «Радеж» и улучшить его финансовые результаты.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 08.12.2019).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и розничной торговли на принципах статистики предприятий: Поста-новление Госкомстата РФ от 19 августа 1998 г. №89. – Текст: непосредственный // Экспресс-Закон. – июнь 1999. - №28.
4. Алексина, С.Б. Методы стимулирования продаж в торговле: учебник / С.Б. Алексина, Иванов Г.Г., Крышталев В.К., Панкина Т.В. – Москва: Форум, 2017. – 304 с.
5. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзумано-ва, М.Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К, 2016. – 240с.
6. Бершакова, Ж.Г. Современные аспекты анализа товарооборота и обеспечения повышения его эффективности / Ж.Г. Бершакова – Текст: непосред-ственный // Экономика и социум. – 2019. - №2. – С.72-77.
7. Брагин, Л.А. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли / Л.А. Брагин, Т.В. Панкина, А.Ф. Никишин // Российское пред-принимательство. – 2018. – Т. 19. - №11. – С.3493-3502.
8. Ванюшина, А.Ю. Анализ структуры и динамики товарооборота роз-ничной торговой сети / А.Ю. Ванюшина // XX всероссийская студенческая науч.-практ. конференция. – Нижневартовск: НГУ, 2018. – С.168-171.
9. Ваулина А.А. Теоретико-методические подходы к развитию товаро-оборота торговых предприятий / А.А. Ваулина // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: Сборник материалов XII Междун. науч.-практ. конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. – Ставро-поль: РИО ИДНК, 2018. – С.18-21.
10. Воронько, О.М. Розничный товарооборот как один из основных эле-ментов экономической составляющей розничной торговли / О.М. Воронько // Устойчивое развитие экономики: международные и национальные аспекты: Элек-тронный сборник статей II Междун. науч.-практ. конференции. – Новополоцк: УО «ПГУ», 2018. – С.783-788.
11. Емельянова, Т.В. Совершенствование структуры розничного товаро-оборота кооперативной организации в условиях конкуренции / Т.В. Емельянова // Эффективность сферы товарного обращения и труда: сборник научных статей V Писаренковских чтений. – Гомель: БТЭУ ПК, 2019. – С.25-30.
12. Иванов, Г.Г. Развитие торговых организация в современной экономи-ке: монография / Г.Г. Иванов, А.О. Зверева. – М.: Дашков и К, 2018. – 160с.
13. Иванова, О.В. Проблемы современной розничной торговли / О.В. Иванова // Евразийское научное объединение. – 2018. - №1-2. – С.134-137.
14. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприя-тия: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая. – М.: Инфра-М, 2017. – 288с.
15. Курманова, А.Х. Анализ динамики товарооборота торгового пред-приятия / А.Х. Курманова, Э.Э. Бакиева // World Science: problems and innova-tions: Сборник статей XXXI Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019. – С.171-175.
16. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала: ГАОУ ВО «ДГУ НХ», 2019. – 239с.
17. Макаева, К.И. Теоретические аспекты розничного товарооборота продовольственных товаров / К.И. Макаева, А.А. Аджиумеров, В.В. Очирова, А.А. Аджиумерова, К.А. Губская, Г.А. Чиданова. // Экономика и предпринима-тельство. – 2018. - №5. – С.1023-1027.
18. Максимович, Л.В. Методика анализа товарных операций в розничной торговле / Л.В. Максимович, Л.В. Люшакова – Текст: непосредственный // Со-временная интеллектуальная трансформация социально-экономических систем: Материалы II междун. науч.-практ. конференции. – Саратов: Институт исследо-ваний и развития профессиональных компетенций, 2019. – С.90-92.
19. Молдован, А.А. Розничная торговля как вид предпринимательской деятельности / А.А. Молдован, А.С. Артемьева, А.Е. Бузина // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. - №11. – С.377-383.
20. Нюренбергер, Л.Б. Современные подходы к размещению предприя-тий розничной торговли в мегаполисе / Л.Б. Нюренбергер Л.Б., Леушина О.В., Лучина Н.А. // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №9. – С.494-498.
21. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
22. Пучкова, Л.М. Исследование объема и структуры оборота розничной торговли Чувашпотребсоюза в динамике / Л.М. Пучкова, Е.М. Пучкова // Вест-ник Российского университета кооперации. – 2018. - №1. – С.51-54.
23. Селезнева, Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и пер-спективы развития / Е.Ю. Селезнева // Вестник Российского государственного университета. – 2018. - №10. – С.55-57.
24. Сергазиева, К.К. Роль анализа товарооборота в деятельности торго-вого предприятия / К.К. Сергазиева – Текст: непосредственный // Инновации, ло-гистика, менеджмент в современной бизнес-среде. – Саратов: Амирит, 2018. – С.108-111.
25. Снеткова, В.А. Пути увеличения розничного товарооборота в органи-зациях розничной торговли / В.А. Снеткова, Ю.В. Гнездова // Наука в России. Угрозы и возможности: Статьи и доклады участников IV Междун. науч.-практ. конференции. – Москва: Научный консультант, 2018. – С.162-169.
26. Соколова, И.Н. Многовариантные подходы прогнозирования оборота розничной торговли / И.Н. Соколова // Наука Удмуртии. – 2018. - №2. – С.74-76.
27. Степанова, Е.Н. Современное состояние и тенденции развития роз-нично торговли в Российской Федерации / Е.Н. Степанова // Велес. – 2018. - №4-2. – С.62-65.
28. Таюрская, О.В. Анализ розничного товарооборота как фактор финан-совой устойчивости / О.В. Таюрская, Хань Хуен Лай // Информатизация и вирту-ализация экономической и социальной жизни: материалы IV Межвузовской сту-денческой науч.-практ. конференции. – Иркутск, 2018. – С.77-80.
29. Товкань, Т.И. Аспекты организации экономического анализа и учета розничного товарооборота / Т.И. Товкань // Современная экономическая наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник научных трудов по ма-териалам Всероссийской науч.-практ. конференции. – Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2018. – С.122-128.
30. Учаева, Т.В. Прогнозирование объема продаж продукции торгового предприятия / Т.В. Учаева // Образование и наука в современном мире. Иннова-ции. – 2018. - №1. – С.138-151.
31. Фридман, А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб-ник / А.М. Фридман. – Москва: Инфра-М, 2019. – 264с.
32. Фролова, О.В. Функционирование розничной торговли: теоретиче-ский аспект / О.В. Фролова, М.И. Ливенец // Фундаментальные и прикладные разработки в области технических и физико-математических наук: сборник науч-ных статей по итогам работы седьмого международного круглого стола. – Москва: КОНВЕРТ, 2018. – С.240-242., с.241.
33. Хазанович, Э.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Э.С. Хазанович. – Москва: КноРус, 2017. – 272с.
34. Храбскова, Ю.В. Анализ динамики розничного товарооборота и про-гнозные значения на среднесрочную перспективу / Ю.В. Храбскова, С.Н. Чер-нышева // Актуальные вопросы современной науки: Сборник статей по материа-лам XVII междун. науч.-практ. конференции. – Уфа: Дендра, 2018. – С.12-18.
35. Черкашина, А.В. Значение анализа товарооборота для предприятий розничной торговли / А.В. Черкашина // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. - №5. – С.91-93.
36. Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына, К.В. Чечевицын. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 368с.
37. Шишова, Л.И. Общая характеристика и значение товарооборота эко-номического субъекта / Л.И. Шишова, Л.Р. Хабибуллина. – Текст: непосредствен-ный // E-Scio. – 2019. - №2. – С.78-83.