Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В последние годы развитие различных способностей детей стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном люди с хорошими исследовательскими способностями и развитым интеллектом.
В современный педагогический процесс в условиях ДОО прочно вошла проектная деятельность детей, которая предполагает самостоятельный поиск ими информации, выполнения различных творческих заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. Вот почему тема данного исследования является актуальной
Объектом исследования является участие старших дошкольников в проектной деятельности.
Предмет исследования: особенности проектной деятельности старших дошкольников.
Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития способностей детей в ходе проектной деятельности.
Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «проектная деятельность» и её организацию в условиях ДОО
2. Определить значение проектной деятельности в развитии старших дошкольников
3. Разработать проект «Русские сказки» для детей старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать результаты реализации проектной деятельности.
Гипотеза исследования: эффективно организованная в условиях ДОО проектная деятельность создаёт благоприятные возможности для формирования исследовательских способностей дошкольников.
Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:
- личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
- системного (В. В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),
- средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).
Методы исследования. Нами были использованы основные методы теоретических и эмпирических исследований, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике воспитателя, психолога, педагогов дополнительного образования.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
1.1. Понятие проектной деятельности и особенности её организации в детском саду
Проектная деятельность в условиях дошкольных образовательных организаций повышает свою актуальность день ото дня. При этом в подготовке и организации различных форм проектной деятельности имеет место работа практически всех участников педагогического процесса в ДОО. Роль отдельных представителей образовательного учреждения особенно важна. Рассмотрим влияние различных участников педагогического процесса в ДОО на организацию различных форм проектной работы по данным С. Г. Алексеева, В. И. Бочкарёва, В. М. Коротова, Е. В. Котовой, В. С. Собкина, Л. И. Филатовой.
1. Заведующий дошкольной образовательной организацией. Его важнейшая функция заключается в разработке стратегии воспитательной и развивающей работы данной организации и в контроле над её реализацией. Также в полномочия директора входит распределение материальных ресурсов, в частности для осуществления проектной работы [19, с. 73].
2. Старший воспитатель. Данный участник педагогического процесса контролирует разработку концепции воспитательной работы данной образовательной организации, осуществляет взаимодействие со смежными учреждениями, обеспечивает функционирование дополнительного образования в ДОО. Также он организовывает участие коллектива организации в различных муниципальных и региональных проектах, находящихся под контролем управления образованием. Всё это неизбежно сказывается на реализации проектной деятельности внутри образовательной организации [5, с. 21].
3. Педагог-организатор. Данный участник педагогического процесса в ДОО отвечает за содержание различных коллективных мероприятий, за их подготовку и проведение, а также принимает большое участие в организации дополнительного образования и во внедрении его результатов в общественную деятельность. Также он координирует работу кружков и секций, функционирующих в составе образовательного учреждения [5, с. 22].
4. Младший воспитатель. Сопровождает учащихся и организовывает их коллективную деятельность, осуществляет контроль над работой общешкольной детской организацией. Его основная работа в реализации проектной работы заключается прежде всего в организации практической деятельности коллектива учащихся [21, с. 52].
5. Педагог-психолог. На основании результатов своих профессиональных методик выявляет лидеров коллектива дошкольников, которые и составляют актив, обеспечивающий реализацию проектной деятельности. Определяет качества детей, необходимые для их адаптации. Помогает развивать лидерские и организаторские способности детей, их творческий потенциал, способствует сплочению коллектива [5, с. 57]. Выявляет детей группы риска, которые могут оказать негативное влияние на организацию проектной деятельности, и способствует предотвращению нежелательных результатов этого процесса [5, с. 21].
6. Воспитатели. Имеют возможность исследовать интересы дошкольников, проводят активную работу с родителями, хорошо знают атмосферу детского коллектива, возможности отдельных детей. Изучают склонности детей к какой-либо деятельности, их интересы и способности.
Таким образом, педагогический коллектив ДОО в целом призван способствовать организации проектной деятельности школьников. Отдельные его представители вносят свой вклад в этого процесс. Так что эффективность и результативность проектной деятельности во многом зависит от комплексного воздействия всех участников педагогического процесса.
Работа педагогического коллектива, направленная на успешную реализацию проектной деятельности старших дошкольников, очень важна. Однако решающее значение для этого процесса имеют личностные качества детей. Для того чтобы проектная работа давала положительные результаты, дошкольники должны обладать рядом качеств. Очень важно при этом контролировать развитие этих качеств и регулярно проводить анализ результатов этого развития [8, с. 42].
Согласно данным ряда авторов (В. В. Созонова, И. Н. Хуснутдиновой, Штерингарц, Е. М.), одним из важнейших качеств, способствующих эффективной проектной работе, являются организаторские способности детей. Хорошее развитие организаторских способностей старших дошкольников позволяет им осуществлять практическую работу в проектной деятельности, что является самой важной частью этого процесса. Организаторские навыки помогают дошкольникам самостоятельно выбрать направления и формы практической деятельности уже в детском саду, осуществить их коллективную работу [29, с. 106].
Ещё одно важное условие для продуктивной проектной деятельности детей в дошкольном обрзовании – это развитие лидерских качеств детей. Различные авторы (Л. А. Байкова, А. С. Соколова, Н. Викторов, Т. В. Сорокина) считают, что дошкольники, обладающие развитыми лидерскими качествами, имеют адекватно высокую самооценку, проявляют уверенность в себе и в своей работе, стремятся помогать своим товарищам в общественной работе. Лидеры среди дошкольников – это активные учащиеся, настроенные на получение положительного результата в различных видах коллективной деятельности, стремящиеся к развитию своих способностей [15, с. 49].
Следующее качество личности дошкольников, которое имеет значение для получения положительных результатов проектной работы, - это уровень развития их интеллектуальных способностей. Высокий уровень развития интеллекта позволит детям эффективно осуществлять различные виды проектной деятельности, требующие глубоких знаний и самостоятельной мыслительной активности [19, с. 213].
Наряду с интеллектуальными способностями детей, при осуществлении проектной деятельности значительную роль играет креативный потенциал дошкольников. Активная и результативная творческая деятельность детей при реализации проектной работы – одно из непременных условий [7, с. 44].
Следует также отметить большую роль развития коммуникативных качеств личности дошкольников, которые являются важным критерием установления деловых связей.
Все вышеперечисленные личностные качества должны быть исследованы различными членами педагогического коллектива. Развитие всех этих качеств является важной задачей специалистов дошкольной образовательной организации.
Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые методики, выявляющие развитие различных качеств личности детей, используя при этом свои профессиональные методики. Получив результаты данной диагностики, он разрабатывает программу, позволяющую развивать положительные качества, необходимые для осуществления перспективных форм проектной деятельности, а также проводит работу по устранению негативных качеств, препятствующих успешной реализации данной деятельности. В этом педагогу-психологу помогает весь педагогический коллектив ДОО. Методы и результаты данной работы обсуждаются на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения. Здесь же производится анализ развития благоприятных качеств личности дошкольников, обсуждаются необходимые условия и формы деятельности в данном направлении [11, с. 207].
Важно систематически проводить анализ развития личностных качеств, грамотно выбирать пути их совершенствования. Только в этом случае проектная деятельность может привести к положительным результатам.
По данным ряда исследователей (С. В. Кульневич, А. И. Майкон, А. М. Матюшкина, М. В. Подобед, А. С. Прутченкова), основные направления проектной работы должны строиться с учётом индивидуальных особенностей дошкольников: их целей, интересов, склонностей и способностей. Участие дошкольников в работе этих направлений во многом определяется соответствием их форме и содержания потребностям детей [24, с. 141].
После того как будут определены основные направления проектной работы, придёт время выбора форм реализации данного процесса.
Определение форм проектной деятельности с – одна из существенных задач педагогической практики. Формы во многом определяют эффективность и результативность данной деятельности детей.
Согласно ряду исследований, к сожалению, многие современные педагоги не придают серьёзного значения вопросу о формах проектной активности для дошкольников. Для практикующих педагогов эта проблема особенно важна, потому что на первых порах именно за ними решающее слово в определении количества, состава, структуры и функций проектной работы. Конкретные педагогические работники устанавливают связи между указанными элементами, определяют пути их формирования и совершенствования. Также следует отметить, что данная задача не сводится к составлению единой, идеальной для всех образовательных организаций и любого коллектива, схемы проектной деятельности. Речь идёт о разработке общих требований, главных принципов создания системы проектной работы образовательной организации с учётом его специфики развития на различных этапах коллектива дошкольников[8, с. 43].
Однако при выборе форм в первую очередь следует руководствоваться потребностями детей, поскольку разработка проектов предполагает их самостоятельную работу и самостоятельную ответственность за результаты этой работы[10, с. 299].
На современном этапе развития дошкольного образования существует два основных приёма привлечения детей к разработке проектов. Первый приём характерен в основном для организаций с развитой системой проектной работы, с наличием организованных инициативных групп. При этом основным помощником педагогов становится инициативная группа, которая берёт на себя ответственность за организацию мероприятия.
Вторая форма характерна для организаций, в которых нет хорошо развитых творческих объединений дошкольников, по крайней мере, по отельным областям. В таких случаях работа организуется по группам, парам. Например, воспитатель берёт ответственность за разработку проекта, привлекая свою группу. При этом выбираются ответственные, раздаются поручения. Нетрудно догадаться, что в таких случаях возможности детей достаточно ограничены, так как группы состоят из дошкольников одного возраста и они не имеют такого опыта, который присущ активу инициативных групп образовательной организации в целом. Также возможны и смешанные формы привлечения дошкольников к проектной работе [4, с. 61].
Индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности также являются важной основой выбора форм проектной деятельности.
Актуальность различных форм проектной деятельности также непостоянна: с развитием научно-технического прогресса одни формы постепенно меняются на другие [7, с. 63].
В настоящее время существуют классификации проектов по различным основаниям. Рассмотрим разные виды проектов, которые могут стать частью учебной работы для дошкольников.
По доминирующей составляющей проекты можно разделить на следующие виды:
1. Практико-ориентированные
2. Исследовательские
3. Информационные
4. Креативные
5. Ролевые [19, c. 110].
Практико-ориентированные проекты нацелены на социальные интересы либо самих участников проекта, либо внешнего его заказчика. Как правило, продукт в таких проектах определён заранее и может быть впоследствии использован в жизни группы или отдельных детей.
Исследовательские проекты по своей структуре приближены к настоящему научному исследованию. В их рамках происходит постановка проблемы, выдвижение гипотез, определение целей и задач. Часто в данном виде проектной работы используются различные научные методики.
Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Креативные проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
В ролевых проектах участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания [7, c. 19].
По характеру контактов между участниками проекты можно разделить на:
1. Моно-проект (организуемый в рамках одной области знаний)
2. Межпредметный (интегрированный) проект.
По характеру координации проекты различают:
1. Непосредственные (жёсткие, гибкие)
2. Скрытые (неявные).
По особенностям контактов между учащимися проекты делятся на:
1. Внутриклассные
2. Внутришкольные
3. Муниципальные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
6. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Граудина, Л. К. Русская риторика / Л.К. Граудина, Г.И. Кочеткова. - М.: Центрполиграф, 2011. - 670 c.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
12. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
13. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
14. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
15. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
16. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
17. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
18. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
19. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
20. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
21. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
22. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
23. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
24. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
25. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
26. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
27. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
28. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
29. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
30. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
31. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
32. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
33. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
34. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
35. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
36. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
37. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
38. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
39. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
40. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
41. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124