Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность заявленной темы обусловлена высоким уровнем конкуренции в конкретной отрасли - сегмент смартфонов, на примере, продукции компании Apple. Представляется важным изучить особенности конкуренции и конкурентных стратегий в данной предметной областим.
Начнем с того, что в России продукция Apple пользуется очень высоким спросом. Конечно, не стоит забывать, что уровень проникновения смартфонов в России — всего около 30%. Да и вообще, iPhone или iPad — продукт далеко не массовый. Тем не менее, устройства Apple в нашей стране довольно популярны. По данным компании «Связной», доля Apple на российском рынке смартфонов достигает 7%. По данным М.Видео, на долю Apple приходится более 36% планшетных компьютеров, проданных в 2015 году.
В связи с этим представляется интересным узнать в чем заключается феномен Apple в России и как отличается российский потребительский спрос на продукцию данной торговой марки по сравнению с другими странами, в чем особенность конкурентной стратегии Apple и тенденции ее развития.
Казалось бы рекламная деятельность данной компании не столь навязчивая и активна, по сравнению с другими брендами. Однако лояльность к ней по-прежнему очень высокая, что подтверждается уровнем спроса на продукцию.
В связи с этим представляется важным рассмотреть в каком направлении проводятся рекламные кампании по продвижению данного бренда, а также представить свой вариант направлений продвижения исходя из имеющейся информации.
В данном исследования предполагается решить следующие задачи:
- определить понятие и значение конкуренции;
- рассмотреть сущность конкуренции в рекламе,
- определить базовые варианты конкурентной стратегии,
- представить краткую характеристику компании «Apple» ,
- оценить рекламную активность компании «Apple» на российском рынке,
- представить основных конкурентов компании «Apple» на российском рынке,
- провести анализ преимуществ конкурентов компании «Apple»,
- представить прогноз развития компании «Apple» на российском рынке,
- осуществить оценку конкурентоспособности компании «Apple» на российском рынке,
- разработать рекламную кампанию с учётом всех преимуществ конкурентов для компании «Apple» на 2016 год на российском рынке.
Предметом исследования является конкурентная стратегия компании.
Объект исследования конкурентная стратегия «Apple» на российском рынке.
Исследование проведено методами анализа и синтеза, анализа отраслевых отчетов и статей периодических изданий.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена тремя главами, заключением и списком литературы.
1.Конкурентоспособность и её анализ
1.1. Понятие и значение конкуренции
В условиях конкурентной экономики от большинства отечественных предприятий требуются качественно новые решения долгосрочного эффективного развития. Планирование должно позволить адаптировать предприятия к требованиям рынка, в соответствии с целями и задачами предприятия, его внутренними возможностями и условиями внешней среды. В этой связи планирование все больше приобретает стратегический характер. При этом традиционное долгосрочное планирование не теряет своей актуальности, поскольку стратегическое планирование не отрицает традиционное долгосрочное планирование, а вбирает его.
Организация функционирует в конкурентной среде, что определяет ее дальнейшее развитие и методы достижения целей.
Конкуренция – это борьба за клиентов, которую ведут все предприятия, предлагающие аналогичные товары или услуги. Обострение конкуренции между предприятиями может быть вызвано прежде всего увеличением числа предприятий, общим снижением цен на продукцию и накоплением потребителями и предпринимателями определенных знаний.
Основным инструментом конкурентной борьбы компании является товар. Товар любого предприятия покупается тогда, когда он имеет для клиента более высокую ценность по сравнению с товарами конкурентов. Каждый предприниматель должен быть в состоянии придать своим товарам и услугам такую ценность. Эта ценность, которая имеет значение для потребителя, и является конкурентным преимуществом. Другими словами, конкурентное преимущество – это такое качество предлагаемого предприятием товара или услуги, которое конкуренты предприятия не могут предложить (в этом случае его также можно назвать уникальным конкурентным преимуществом) или предлагают его на более низком уровне.
Конкурентная среда – это рынок, на котором свободно соперничают независимые продавцы за право продать свой товар свободному покупателю.
Современные предприятия постоянно находятся под ударом крупных компаний, что местами напоминает настоящие боевые действия. Для того, чтобы выиграть это сражение, необходимо сосредоточить резервы и ресурсы в возможном месте прорыва (там, где товар или услуга имеют наилучшие перспективы успешных продаж) и заняться сбором разведывательной информации о противниках.
Можно выделить отличительные особенности процесса определения конкурентных позиций компании [20, С.144]:
1. процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, а заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций предприятия;
2. разработки стратегических проектов осуществляются методом поиска, сосредотачивая внимание на определенных участках или возможностях и отбрасывая несовместимые со стратегией;
3. необходимость в стратегии отпадает, когда реальный ход событий выведет организацию к желаемому развитию;
4. в процессе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, вследствие этого в процессе разработки стратегии приходится пользоваться слишком обобщенной и неточной информацией о различных альтернативах;
5. при выявлении более точной и достоверной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначально разработанной стратегии, в этой связи необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Понятие конкурентоспособности по-разному трактуется исследователями. Например, И. О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособления к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность — это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих» [17, С.203]. И. П. Богомолова и Е. В. Хохлов в 2005 г. дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособность объекта — состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного» [3, С.145]. Так изменялось понятие конкурентоспособности в российской экономической науке.
Повышение конкурентоспособности продукта или услуги является главным условием повышения эффективности работы организации.
Совокупность свойств организации, благодаря которым она выделяется среди конкурентов, называется конкурентоспособностью.
Продукт, обеспечивающий наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя, обладает большей конкуренто- способностью.
Конкурентоспособность означает:
- свойство продукта реально или потенциально удовлетворять конкретную потребность по сравнению с аналогичным продуктом, который представлен на данном рынке;
- способность выдерживать на конкретном рынке конкуренцию по сравнению с другими продуктами;
- за счет максимального использования конкурентных преимуществ формирование важнейших потребительских свойств продукта отличных от конкурентов [22, С.18].
1.2. Конкуренция в рекламе
Каждый продукт удовлетворяет только часть потребностей потребителя. Поэтому для оценки конкурентоспособности продукта необходимо выявить насколько его потребительские свойства выше, чем потребительские свойства других продуктов.
Для того, чтобы успешно продвигать товар на рынке, необходимо иметь четкое представление о потребителях выпускаемого продукта. Одна из главных составляющих аналитической функции маркетинга – сегментация потребителей. Чтобы организации сосредоточить усилия на самых эффективных направлениях, ведущих к коммерческому успеху, необходимо выделить целевые группы потребителей, характеризующихся определенной однородностью вкусов, предпочтений, ценностных ориентаций, доходов и т.д.
Реклама позволяет выделит конкурентные преимущества компании и ее брендов, сформировать высокий уровень узнаваемости продукта и лояльности целевой аудитории к нему.
Конкуренция в рекламе дает компаниям множество преимуществ:
- формирование позиционирования компании на рынке и в сознании целевой аудитории,
- выделение концепции продвижения продукта или бренда,
- повышение узнаваемости бренда,
- создание более высокой ценности бренда,
- информирование о миссии и приоритетах компании,
- выделение стратегических преимуществ бренда,
- выделение конкурентных преимуществ бренды.
Ключевыми объектами дифференцирования товаров и брендов в рекламе являются:
- эксплуатационные характеристики,
- отличительные функции и другие особенности товара,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2016.
2. Армстронг, Гари, Вонг, Вероника, Котлер, Филип, Сондерс, Джон. Основы маркетинга, 4 – е европейское издание.: Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2018.
3. Белых О. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция [Текст] / О. В. Белых // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 145-147.
4. Веснин В.Р. Стратегический менеджмент. — М,: Инфра - М, 2016.
5. Вествуд Дж. «Маркетинговый план»\\ Питер, 2015
6. Волкова Л. Дифференцирование и его инструменты // http://m-arket.narod.ru/S_OM/Differ.html
7. Дихтль Е., Хершген Х.. Практический маркетинг. — М.: Высш. шк.: Инфра-М, 2017.
8. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Карпуревского. СПб.: Питерком, 2011, с.324.
9. Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12 – е изд. – СПб.: Питер, 2013.
10. Котлер, Филип. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2016.
11. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская деловая литература, 2015.
12. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для Вузов. — М.: Русская Деловая литература, 2011. — 768 с.
13. Ламбен Ж. «Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг»\\Питер, 2013
14. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с фр. СПб.: Наука, 2013, с.502-503.
15. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
16. Лидерство Apple в бизнес-сфере подтверждают цифры // http://yablyk.com/liderstvo-apple-v-biznes-sfere-podtverzhdayut-cifry/
17. Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. М., 2005. № 4/5. С. 203
18. Немецкие ученые исследовали феномен культа Apple // http://www.macdigger.ru/macall/nemeckie-uchenye-issledovali-prirodu-kulta-apple.html
19. Система продаж продукции Apple - AppleStore и не только. http://applestore-spb.ru/applestore-v-rossii/
20. Спирина А. М. Характеристика теоретических подходов к стратегическому планированию на предприятии / А. М. Спирина // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 144
21. Структура продаж и прибыли: империя Apple в диаграммах // http://www.prom2u.ru/struktura-prodaj-i-pribili-imperiya-apple-v-diagrammah.html
22. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. – М.: Эксмо, 2005. – С. 18
23. Apple признали самым дорогим в мире брендом второй год подряд // http://slon.ru/fast/business/apple-priznali-samym-dorogim-v-mire-brendom-vtoroy-god-podryad-1168926.xhtml