Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность социальной работы обусловлена динамичным развитием нашего общества и самой
системы социальной работы, потребностями современного общества в ее осмыслении и
развитии.
Актуальность социальной работы обусловлена динамичным развитием нашего общества и самой
системы социальной работы, потребностями современного общества в ее осмыслении и
2
развитии. Развитие концепта дошкольного образования в системе социальной работы связано с
гуманизацией учебного и воспитательного процесса, с внедрением новых образовательных
технологий и сложностью семейного устройства в современном мире. При смене парадигмы
педагогического процесса и обращение к личности ребенка, требуется разработка
профессиональных психолого - педагогических и социально-педагогических способов
сопровождения естественного развития детей, подготовка их к сознательной взрослой жизни, и
чем раньше начать такую подготовку, тем больше шансов воспитать здоровое поколение. У детей
дошкольного возраста в зависимости от психологического климата в семье наблюдаются
различные расстройства, отставания в развитии и поведении. Возникает необходимость в
социально-педагогическом сопровождении таких детей для того, чтобы помочь детям в
дальнейшем развитии и социализации их личности. Указанная проблема особо важна в
современных условиях на всех уровнях в Российской Федерации. Принятый Правительством
Российской Федерации новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования
определяет основные принципы: полноценное проживание 12 ребенком на всех этапах его
жизни, в том числе и в дошкольном возрасте. Анализ литературы свидетельствуют, что на
сегодняшний день в практике социальной работы не сформулирована конкретная модель
деятельности в отношении детей дошкольного возраста, а применяются общие технологии
социальной работы с детьми разных возрастов.
Проблема оптимизации социальной работы с детьми и подростками исследовались в трудах
таких авторов как: Лукьяненко О.Д., Воробьёва О.Н., Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н.,
Верещагина Н.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В., Некрасова О.А., Пацера Е.А., Павлова Ю.Ю.,
Ростовщикова Ю.А., Романюк Г.И., Шульц С.И., Собкин В.С., Верясова Е.С. и др. По мнению
большинства исследователей, в этой области, фундаментальными факторами определяющими
потребность в социальной работе с детьми и подростками являются: низкий социальный статус ее
членов; выраженные материальные, жилищные проблемы; наличие в семье членов с
алкогольной (наркотической) зависимостью, склонных к проявлению различных видов насилия;
нарушение детско-родительских и супружеских отношений. Особенности социальной работы с
детьми как профессиональной деятельности рассматривали такие авторы как: Федосеева Г.В.,
Цыбуленко Т.С., Эльконин Д.Б., Юмшанова Н.П., Егорова Г.Н., Асмолов А.Г., Апалькова Е.,
Федосеева Е., Токарева Т., Суздальцева И., Иванов А.В., Ильина О.В., Кондратьев М.Ю., Куделина
Е.М. и др.
Общие вопросы социальной работы в системе образования рассмотрены такими авторами, как:
Андреева Г.М., Лодкина Т.В., Мардахаев Л.В., Мельников С.В., Мудрик А.В., Галагузова М.А.,
Назарова Н.М., Столяренко Л.Д., Сухова Е.И. Такие авторы, как Багулина Н.В., Василькова Ю.В.,
Воронина Г.А., Голоухова Г.Н., Нестерова Г.Ф., Павленко П.Д., Веричев О.Н., Шакурова М.В.,
Шептенко Г.А., Шипунова Т.В., Юзефавичус Т.А. в своих книгах делают акцент на методиках и
технологиях работы социального педагога в школах. Имеются работы практиков, например,
Александров Д.А. уделяет особое внимание взаимодействию детей, родителей и школы;
Медведев Г.П. рассматривает профессионально –этические основы социальной работы;
Платонова Н.М. проводит анализ инноваций в социальной работе, пр.
Цель работы заключается в осуществлении анализа методов и проектов социальной работы с
детьми и подростками (на примере деятельности КГБУСО «Комплексный центр социального
обслуживания населения Каменского района»).
Объект работы – социальная работа с детьми и подростками.
3
Предметом - работы выступают методы и формы социальной работы с детьми и подростками (на
примере деятельности КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения
Каменского района»)
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность социальной работы.
2. Изучить основные технологии социальной работы с детьми и подростками.
3. Выделить основные направления деятельности социальной работы детьми и подростками
в КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Каменского района».
4. Предложить практические рекомендации, повышающие эффективность социальной
работы с детьми и подростками.
В работе использованы такие методы как:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования системный анализ;
- анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социальной работы с детьми и подростками
1.1. Сущность социальной работы
В условиях современной российской действительности проблема социального взаимодействия
всех субъектов образовательного процесса становится все более актуальной, что обусловливается
социокультурной динамикой современного российского общества и спецификой переживаемого
4
исторического периода. Исследованию категории «социального» в отечественной педагогике и
психологии в последнее время уделяется пристальное внимание. Но, если вникнуть в
онтологическую составляющую данного феномена, то, на наш взгляд, весьма значимым может
оказаться изучение категории «социального» философской наукой. Это объясняется тем, что без
обращения к методологическим основами анализа социального бытия, проблема социальных
отношений в образовательном пространстве может быть исследована без выявления причинноследственных связей существующих противоречий. Как следствие, многие вопросы практической
реализации возможностей образовательной и воспитательной деятельности, личностного
потенциала могут оставаться только на уровне желаемых, а не действительных результатов.
Если обратиться к содержательной стороне категории «социальное», то следует заметить, что
данная категория всегда употребляется в сопряжении с конкретным существительным, например
- «социальная активность», «социальная сфера», «социальное воспитание», «социальная
психология» и т.д. Само же понятие «социальное» обозначается как понятие, отражающее
общественную принадлежность. Вот какое содержательное наполнение данного понятия
приводится в Философском словаре: «социальная активность - понятие, отображающее характер
функционирования индивида в обществе; социальная активность связана с превращением
интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности,
обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и
объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между
потребностями и условиями бытия субъекта» [12, с. 124].
Философию интересует не только то, что отражает понятийная сторона предметов, явлений и
процессов, сколько сущностное их наполнение и установление причинно-следственных
зависимостей, а также механизмы, задающие траекторию протекания процессов, действия
явлений и проявления состояний.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности отличается от других видов
деятельности спецификой объекта. В широком смысле социальная работа - деятельность,
направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий,
благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному
функционированию. В узком смысле социальная работа - это деятельность, которая помогает
людям, организациям осознать личные, социальные и ситуативные трудности и преодолеть их
благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. Социальная работа представляет собой
интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой - удовлетворить социально
гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных и, прежде всего,
социально уязвимых слоев населения.
Универсальный характер социальной работы обусловливает всестороннюю ее связь с другими
научными и учебными дисциплинами, в частности с социологией. Эти взаимосвязь и
взаимообусловленность предопределяются в первую очередь общим объектом, которым
выступают общество, его структурные образования, человек как биопсихосоциальное существо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алмазов Б.Н. Методика и технология работы социального педагога[Текст] / Б.Н. Алмазов,
М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова // Учебник – Москва : Издательский центр «Академия», 2016.- 298 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. – М.: АспектПресс, 2011.- 469 с.
3. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога / Н.В. Багулина // Проблемы и
перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 99-102.
4. Баркан А.И. Адаптация ребенка в детском саду // Дошкольник. – 2007. – № 5. – С. 435
5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.:
ЮНИТИ, 2015. – 248 с.
6. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Воронина. – М.:
Юрайт, 2017. – 245 с.
7. Ганишина, И. С. Технологии психолого-педагогической помощи несовершеннолетним
осужденным [Текст] : / И. С. Ганишина // Сборник материалов Международной науч. практ.
конференции : в 2 т. – Рязань : Академия ФСИН России, 2016. – Т. 1. – С. 217-219.
8. Давыдова, А. В. Технологии и методы социализации подростков, склонных к девиантному
поведению в современном обществе [Текст] / А. В. Давыдова // Общество и право. – 2018. – № 2.
– С. 282-286.
9. Егорова, Н. В. Защита прав ребенка – юридический справочник [Текст] / Н. В. Егорова, Л. В.
Елецкая. – Санкт-Петербург, 2017. – 37 с.
10. Ермасов, Е. Нормативно-правовые основы изучения личности несовершеннолетних
правонарушителей [Текст] / Е. Ермасов // Развитие личности. – 2018. – № 3. – С. 202-213.
11. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический
потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 8 (12). – С. 161-166. 82
12. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие под общ. Ред. Проф. А.В. Иванова. –
М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 424 с.
13. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О Н. Капшук. - Ростов н/Д:
Феникс, 2014. - 221 с.
14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и спец., работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2017. – 160 с.
15. Ковальчук, И. Ф. Особенности социализации несовершеннолетних [Текст] / И. Ф. Ковальчук
// Вестник Челябинского государственного университета. – 2013. – № 33. – С. 142-144.
16. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Москва, 2012.-
255с.
17. Косевич, Н. Р. Правосудие в отношении несовершеннолетних : проблемы теории и
практики [Текст] / Н. Р. Косевич // Российский судья. – 2012. – № 12. – С. 29-33.
6
18. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. - 7-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 797с.
19. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы / Г.П. Медведев. –
М.: Академия, 2011. – 272с.
20. Мельников С.В. Основы социальной работы в схемах: учебно-методическое пособие / С.В.
Мельников. – М.: РГУТиС, 2012. – 258 с.
21. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для вузов /
Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2018. - 208 с.
22. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова// – Москва :
ТЦ Сфера, 2012. – 480 с.
23. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. [Электронный
ресурс]//Специалист по работе с семьей. – Элект.дан. – Режим доступа: http://www.garant.ru
24. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ
Сфера, 2014. - 512 с.
25. Павленок П.Д. Основы социальной работы [Текст] / П.Д. Павленок// Учебник – 2-е изд-е,
испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 395 с.
26. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студентов
учреждений высшего профессионального образования / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – 2-е
изд., стер. – М.: Юрайт, 2017 – 278 с.
27. Положение об учреждении КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания
населения Каменского района» [Электронный ресурс] // Электр. дан. – г. Камень-на-Оби, 2011. –
Режим доступа : http://www.aura-kcson.ru. – Загл. с экрана.
28. Ростовская, Т. К. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних.
Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних [Текст] / Т. К. Ростовская, И. В.
Ростовская // Вопросы ювенальной юстиции. – 2017. – № 3. – С. 2-6.
29. Юзефавичус Т.А. Технологии социальной работы: учебное пособие / Т.А. Юзефавичус. – М.:
Юрайт, 2014. – 278 с.
30. Юмшанова Н.П., Егорова Г.Н. Создание здоровье-сберегающей среды на основе
социального партнерства // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики, 2015. – 278
с.