Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что
жилищная сфера всегда имела особую социальную значимость. Поэтому современная социальноэкономическая политика российского государства в качестве важнейшего приоритета содержит
решение жилищной проблемы.
Жилищная сфера – это многогранная, сложная система, область концентрации не только особых
экономических, но и особых социальных интересов, обусловленных первейшей значимостью
жилья в жизни людей В России жилищный вопрос всегда был и остается актуальным. Этому
способствует ряд факторов: дефицит ресурсов для расширенного воспроизводства жилья,
отсутствие денег у абсолютного большинства населения, урбанизация и рост городов.
Вопросы жилищной политики являются предметом исследования многочисленных авторов, как в
сфере государственного управления, так и других отраслей. Среди них, такие, как Ю.Н. Жулькова
8 , И.А. Арташина 8 , В.Ю. Дудина 8 , В.А. Зимин 11;12 , И. Эекхофф, Л.Г. Ходов
25 и др.
3
Объект исследования – жилищная политика в Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности реализации жилищной политики в республике Татарстан.
Цель исследования – охарактеризовать особенности разработки, реализации и оценки
эффективности жилищной политики в Российской Федерации (на примере республики Татарстан).
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы государственной жилищной политики.
2. Проанализировать реализацию государственной жилищной политики в республике
Татарстан.
Методология исследования базируется на системном подходе к анализу и обобщению
информации о государственная политики повышения доступности жилья. Для обобщения
полученных данных и решения задач использовались следующие общенаучные и
общеэкономические методы: синтез и анализ, метод обобщения и группировки.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает
два параграфа (в первой главе обоснованы теоретические и правовые аспекты государственной
политики в Российской Федерации, во второй главе рассматривается состояние жилищной
политики республики Татарстан, производится оценка ее эффективности, а также анализ основных
проблем и путей их решения), заключения и списка литературы. Объем работы включает в себя 35
страниц, в том числе 18 источников литературы.
1. Теоретические основы государственной жилищной политики
1.1 Сущность государственной жилищной политики в Российской Федерации
На сегодняшний день вопросы жилищной политики являются одними из приоритетных вопросов
государства и общества. Проведенный комплексный теоретический анализ соответствующей
правовой литературы по теме данного исследования показал, что, понятие «жилищная политика»
не имеет однозначной трактовки. На сегодняшний день можно выделить наиболее
распространенные в научной литературе варианты раскрытия содержания данного термина:
– «жилищная политика» – это совокупность целей и способов действий по реализации указанных
целей, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные
направления развития жилищной сферы [7, c. 63];
– жилищная политика» рассматривается как действие государственных и муниципальных
образований, направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации качественного
жилья как путем прямого участия в строительстве или субсидировании жилья, так и при
содействии создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению
жилищного вопроса проблема гражданами;
4
– «жилищная политика» предполагает собой комплекс мер, направленных на формирование
условий и упорядочение действий, которые обеспечивают возможность свободного выбора,
способа удовлетворения индивидуальных жилищных потребностей всех категорий населения,
имеющих различные доходы 18, с. 39 .
Сущность жилищной политики в большей степени раскрывает второе определение, так как оно
дает более точную оценку направлениям, которые должна включать в себя жилищная политика. В
данном случае рассматривается жилищная политика в основном с позиций государственной
деятельности, муниципальная жилищная политика должна соответствовать в целом направлению
государственной, но осуществляться в рамках полномочий муниципальных образований.
Преобразования, произошедшие в течение последних лет, изменили представление о сути
существующей жилищной проблемы [3, c. 163].
В связи с этим, в настоящее время она уже не ассоциируется только с дефицитом жилых
помещений. На протяжении длительного периода времени сутью жилищной проблемы стало
обеспечение доступности жилища для лиц, доходы которых не соответствуют затратам на его
приобретение и содержание.
В связи с этим, обеспечение доступности жилища для граждан, имеющих средние и низкие
доходы, может осуществляться по двум основным направлениям: во-первых, оказания им
государственной поддержки, во-вторых, за счет снижения стоимости воспроизводства жилища.
Для того чтобы разработать наиболее адекватную жилищную политику, необходимо определить,
на достижение каких целей она должна быть направлена, и какой инструментарий (метод)
достижения желаемых результатов является наиболее приемлемым. Главными целями жилищной
политики считаются:
– создание условий реализации осуществления гражданами своих конституционных прав на
жилище;
– обеспечение полных прав собственности в жилищном секторе;
– содействие в формировании рыночных механизмов и инфраструктуры рынка жилья,
обеспечение доступности жилья и жилищных услуг гражданам в соответствии с их эффективным
спросом:
– создание условий для повышения мобильности рабочей силы;
– обеспечение социальной защиты малоимущих граждан в жилищном секторе, что гарантирует их
жилищные условия в соответствии с установленными социальными стандартами;
– обеспечение соответствия стандартам безопасности граждан, проживающих в жилых домах, и
качества продукции и услуг в жилищном секторе;
– создание обстоятельств для развития результативных рынков жилья, земельных участков для
строительства жилищного строительства, строительных материалов, жилищно-коммунального
хозяйства, обеспечения производства продукции и услуг в соответствии с потребностями
потребителей 8, с. 88 .
Для достижения этих целей необходимо решить следующие ключевые задачи в основных
областях жилищной политики:
– законодательное определение жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая
права собственности, наём, ипотечные кредиты, а также права нуждающихся граждан на
5
предоставление бесплатного или доступного жилья с социальным трудовым договором, право на
получение бюджетных субсидий на жилье, жилищно-коммунальное хозяйство;
– обеспечение эффективной системы управления жильем, основанной главным образом на не
субсидированном управлении рыночными структурами, действующими на конкурсной основе;
– создание условий для приведения структуры жилищного
строительства и производства строительных материалов в соответствие с эффективным спросом;
– формирование условий для развития земельного рынка ля жилищного строительства, создание
правовых принципов регулирования землепользования и развития;
– развитие рыночных механизмов финансирования в жилищном секторе: долгосрочные ипотечные
жилищные кредиты для граждан, кредиты
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамов Н.А. Особенности финансового учета и налогообложения по продаже
недвижимости /Н.А. Адамов, В. А. Зимин // Финансовая жизнь. – 2012. – № 4. – С. 6–10.
2. Амбарцумян С.Г. Государственные экономические инструменты в сфере жилищного
обеспечения /С.Г. Амбарцумян // Научное обозрение. – 2015. – С. 325–329.
3. Борисевич В.И Прогнозирование и планирование экономики: учебное пособие /В.И.
Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров. – М.: Интерпрессервис, 2011. – 380 с.
4. Воронина Н.В. Проектное финансирование как новый механизм финансирования объектов
жилищного строительства /Н.В. Воронина, В.В. Серова // Электронное научное издание «Ученые
заметки ТОГУ». – 2018. – Т. 9, № 2. – С. 55-60.
5. Гимадиева Л.Ш. Анализ стоимости жилья на строительном рынке Республики Татарстан
/Л.Ш. Гимадиева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. –
2018. – № 9(115). - Электонный ресурс . – Режим доступа:
http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent
&view=items&id=5070:2018-08-30-09-31-23. – Дата обращения: 12.04.2020.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от
05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.
7. Жмырко О.В. Экономическая политика государства в сфере жилищно-коммунального
хозяйства: институты, инструменты, направления совершенствования: дис. … канд. экон. наук
/О.В. Жмырко. – Ростов-н/Д., 2013. – 305 с.
8. Жулькова, Ю.Н. Жилищная политика развития региона: кластерный подход и управление
затратами: монография / Ю.Н. Жулькова, И.А. Арташина, В.Ю. Дудина. – Н. Новгород: НИУ
РАНХиГС, 2016. – 176 с.
9. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) //
Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). ст. 14.
6
10. Зенкина М.В. Изменения в управлении финансированием жилищного строительства в
Российской Федерации /М.В. Зенкина // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 8. - С.
33–36.
11. Зимин В.А. Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность /В.А. Зимин. //
Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 3. – С. 209–211.
12. Зимин В.А. Ценообразование: учебное пособие /В.А. Зимин. – Самара: ООО «Издательство
Ас Гард», 2011. – 216 с.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
14. Кубасова Т.И. Перспективы и проблемы развития жилищного строительства в России в
контексте последних изменений законодательства /Т.И. Кубасова, Н.Г. Новикова, А.П. Суходолов
// Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8. № 4. – Электронный ресурс . – Режим доступа:
10.17150/2411-6262.2017.8(4).23. – Дата обращения: 12.04.2020.
15. Кучина Е.В. Анализ факторов формирования стоимости жилья при переходе к проектному
финансированию жилищного строительства / Е.В. Кучина, Л.Ш. Морозова // Вестник ЮУрГУ.
Серия: экономика и менеджмент. – 2018. – Т. 12. – № 4. С. 54-61.
16. Ларионов А.Н. К вопросу о преждевременности отказа от долевого строительства и
перевода жилищного строительства на проектное финансирование /А.Н. Ларионов //
Строительство. Экономика и управление. – 2018. – № 3 (31). – С. 4-11.
17. Окружной журнал «Вестник. Поволжье». – 2017. – №3 (28) январь. - Электронный
ресурс . – Режим доступа: http://www.vestnikpfo.ru/archive
/2017/15175/ – Дата обращения: 12.04.2020.
18. Российская Г. М. Потребление бедных / Г.М. Российская, З.Ф. Ибрагимова // Известия
высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2015. – 265 с.
19. Сидорина О. Государственная жилищная политика: понятие и цели реализации /О.
Сидорина // Государственная служба. – 2014. – №2 (88). – С. 25-29.
20. Старостина К.И. Особенности финансирования жилищного строительства / К.И.
Старостина, Я.В. Абрамова // Образование и наука в современном мире. Инновации. – 2017. – № 1.
– С. 257–264.
21. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике
Татарстан. – Электронный ресурс . – Режим доступа: http://tatstat.gks.ru – Дата обращения:
12.04.2020.
22. Тихомиров Д.В. Финансовая модель как инструмент принятия решений в проектном
финансировании /Д.В. Тихомиров // Известия Санкт-Петербургского государственного
экономического университета. – 2018. – № 2(110). с. 44–51.
23. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (ред. 08.03.2015) «О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007.
№30. ст. 3799.
7
24. Шохин А.Н. Взаимодействие государства и строительного бизнеса в процессе перехода от
отношений долевого участия к проектному финансированию: предпосылки и рекомендации по
определению негативных последствий /А.Н. Шохин, А.А. Палагина // Бизнес. Общество. Власть. –
2018. – № 2. – С. 60-75.
25. Эекхофф И. Цели и средства государственного регулирования жилищного хозяйства / И.
Эекхофф, Л.Г. Ходов. – М.: Наука, 2018. – 277 с.