Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Использование системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов имеет
достаточно широкое распространение в мировой практике таможенного
регулирования, направленное на защиту экономических интересов государства.
Требование таможенных органов по предоставлению обеспечения уплаты
таможенных пошлин, налогов направлено на сокращение случаев незаконного
вовлечения товаров в экономический оборот без уплаты таможенных платежей.
Одним из наиболее значимых звеньев экономической структуры государства
считается бюджет, отображающий собою экономическую форму развития и
применения главного централизованного фонда денежных средств страны.
Таможенные платежи в наше время представляют немаловажную значимость при
формировании федерального бюджета.
Таможенные платежи считаются важным регулятором участия страны в построении
внешнеэкономических связей. Они в значительном устанавливают роль государства
в международном разделении труда и формируют значительную часть доходов
государства. Объем взимания таможенных платежей зависит от объемов
внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности используемых правовых
средств, которые готовы обеспечить своевременное и полное поступление
таможенных платежей в федеральный бюджет государства.
Существующая практика развитых государств говорит о том, что эффективная
концепция таможенных платежей считается наиболее значимым условием
экономического развития и важным обстоятельством существования мощной
страны. Значимость таможенных платежей в их экономике существенно
трансформировалась. Фискальная ценность таможенных платежей сменяется
акцентом на стабилизирующую и защитную функции, с целю чего применяются
высоко дифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации.
Цель работы - проанализировать исчисление таможенных платежей при
помещении товаров под различные таможенные процедуры.
Задачи работы:
• раскрыть понятие, сущность и виды таможенных платежей;
• рассмотреть особенности исчисления таможенных платежей в различных
процедурах;
• проанализировать практику администрирования таможенных платежей;
• исследовать особенности таможенных платежей;
• изучить механизм таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а
также проблемы, связанные с данной процедуры;
• выявить актуальные проблемы, возникающих при помещении товаров под
процедуру временного ввоза (допуска);
4
• предложить разработку рекомендаций по решению данных проблем.
Объект работы - исчисление таможенных платежей
Предмет работы - таможенные платежи при помещении товаров под различные
таможенные процедуры
Методологическую основу исследования составляет комплекс методов, среди
которых анализ, синтез, системный подход.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПРОЦЕДУРАХ
1.1. Понятие «экономической безопасности»
В разработку понятия экономической безопасности и в принятии соответствующей
концепции было вовлечено экспертное сообщество.
В 2017 году в мае была принята новая стратегия экономической безопасности, в
которой экономическая безопасность дефинировалась как «состояние
защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при
котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее
экономического пространства, условия для реализации стратегических
национальных приоритетов Российской Федерации». Под экономическим
суверенитетом подразумевалась «независимость в проведении внешней и
внутренней политики» [8].
Как видно из новой редакции стратегии, экономическая безопасность по-прежнему
связывается с национальными приоритетами государства. Это указывает на ту
значимость, которую в российской школе придавали экономической безопасности.
Однако несмотря на официальные формулировки в стратегии экономической
безопасности 1996 и 2017 годов, в российской научной среде не существует
однозначного определения понятия экономической безопасности. Следует
представить подходы российских ученых и их предложенные дефиниции по
отдельности (см. табл. 1).
Таблица 1. Определения экономической безопасности в российской школе
Автор Определение экономической безопасности
Л.И Абалкинсовокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость
национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к
постоянному обновлению и самосовершенствованию
В.К Сенчаговтакое состояние экономики и институтов власти, при котором
обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально
направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже
при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних
процессов
А.И. Илларионов такое сочетание экономических, политических и правовых
условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе
производство максимального количества экономических ресурсов на душу
населения наиболее эффективным способом
В.С.
Паньков такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее
устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов,
нарушающих нормальное функционирование процесса общественного
воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем
самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также
угрозу самому существованию государства
Б.А. Райзберг создаваемые государством условия, гарантирующие
недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и
внешних экономических угроз
С.А. Афонцев устойчивость национальной экономической системы к
эндогенным и экзогенным шокам экономического и политического происхождения,
проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники
шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками
С.Ю. Глазьевсостояние экономики и производительных сил общества с точки
зрения возможностей самостоятельного обеспечения устойчивого социальноэкономического развития страны, поддержания необходимого уровня
национальной безопасности государства, а также должного уровня
конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобальной
конкуренции.
6
Как видно из таблицы 1, российские исследователи по-разному интерпретируют
выражение «экономическая безопасность» (ЭБ). Первые научные разработки
принадлежат академику Л.И. Абалкину, который рассматривал экономическую
безопасность через призму устойчивости и независимости экономики. Более
обширный вариант определения дал профессор В.К. Сенчагов, который не только
связывал экономическую безопасность с национальными интересами, но и
подчеркивал роль институтов власти в ее обеспечении. К разделу национальных
интересов в области экономики В.К. Сенчагов относит экономический рост,
усиление конкурентных позиций страны и повышение уровня жизни населения. По
мнению В.С. Панькова, такой подход интерпретации В. К. Сенчагова слишком
широкий, вследствие чего концепция экономической безопасности размывается,
поскольку становится абсолютно идентичной категории экономического развития
страны. Следовательно, В.С. Паньков предлагает определение ЭБ через концепт
устойчивости и защищенности от внешних и внутренних угроз[9].
Важно отметить, что в отличии от западной школы, где преобладал фактор внешней
угрозы при дефиниции экономической безопасности, в российской литературе
была заметна концентрация на решении внутренних проблем. Другой
отличительной чертой явилось внедрение в интерпретацию экономической
безопасности такого аналитического инструмента, как «пороговые значения».
Данный подход определял количественные показатели в разных областях
экономики (инфляция, ВВП, уровень бедности, госдолг и т. д.), которым должна
была соответствовать «экономически безопасная» страна. Подобный метод
трактовки и оценивания степени ЭБ присутствует в исследованиях С.Ю. Глазьева.
Он также акцентировал внимание на самостоятельности и конкурентоспособности
национальной экономики.
В то же время, А.И. Илларионов и С.А. Афонцев скептически отнеслись к критериям
экономической безопасности и пороговым значениям, предложенным С.Ю.
Глазьевым. В частности, А.И. Илларионов приводит в пример экономически
развитые страны с высоким уровнем жизни, которые по классификации в
соответствии с критериями Глазьева оказывались экономически
«небезопасными»[5].
В свою очередь, С.А. Афонцев называет значения пороговых показателей
экономической безопасности научно необоснованными. По его мнению, данные
пороговые значения не основываются на эконометрическом анализе и являются
результатом индивидуальных предпочтений исследователя.
Важным является вклад С.А. Афонцева в разработку российской теории
экономической безопасности еще и потому, что он пытался сгруппировать
огромный массив определений экономической безопасности по
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1
к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). - URL:
Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/,
12.04.2017
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане
29.05.2014). - URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru,
3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (с учетом изменений и
дополнений) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru
4. Аксенов И.А. Экономический потенциал развития таможенно-логистических
услуг / И.А. Аксенов, Р.С. Стрельцов // Вестник университета ГУУ. - 2015. - № 1 - С.
79-83;
5. Винокуров Е. Ю., Демиденко М. В. Оценка влияния нетарифных барьеров в
ЕАЭС: результаты опросов предприятий. М., 2015.
6. Воронина К. Нетарифные барьеры «крадут» 15—30% стоимости экспорта //
Казахстанская правда. 2015, 17 марта.
7. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ - 1994)
8. Гладков А.Р. Общие и специфические черты таможенных платежей / Гладков
А.Р. // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. - № 3 - С. 10;
9. Глушак О.В. Анализ влияния основных факторов развития внешней торговли
на собираемость таможенных платежей /О.В. Глушак// Экономика, социология,
право. - 2018. - №3 - С. 29
10. Гошин В.А. Таможенное законодательство Таможенного союза: современное
состояние и основные направления совершенствования. Евразийская интеграция:
Экономика право, политика. - 2013, № 13. - С.26-29.
8
11. Денисова А.Ю. Таможенные сборы в государствах-членах Таможенного
союза ЕврАзЭС: сравнительно - правовой анализ / под ред. Т.Н. Трошкиной. - М.:
Институт публично-правовых исследований, 2014. - 272 с.
12. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017).
13. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. М.,
2014.
14. Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза Утвержден
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 (в
редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016
г. № 101) .
15. Кулумбекова Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей
в современных условиях / Т.Е. Кулумбекова // Terra Economicus. - 2018. - № 3-3. - 251
с.
16. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник - М.:
Экономика, 2019. - с.236.
17. Обеспечение уплаты таможенных пошлин - способы и расчёт
обеспечительного платежа. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ved.center/platezhi/obespechenie-uplaty-tamozhennyh-poshlm
18. Обеспечение уплаты таможенных пошлин - способы и расчёт
обеспечительного платежа. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://ved.center/platezhi/obespechenie-uplaty-tamozhennyh-poshlm
19. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.
customs.ru
20. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в
качестве гарантий при таможенном транзите товаров. [Электронныйресурс]. Режим
доступа: http://www.customs.ru/index.php?Itemid=1835&id=17922:2013-07-29-
14-59- 37&option=com_content&view=article
21. Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в
качестве гарантий при таможенном транзите товаров. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.customs.ru/mdex.php?Itemid=1835&id=17922:2013- 07-29-14-59-
37&option=com_content&view=article
22. Приложение N 8. Протокол о применении специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам
Приложение N 8 к Договору о ЕАЭС.
23. Протокол к Договору о ЕАЭС «О применении специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»
(Приложение № 8).
24. Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран
(приложение № 7 к Договору о ЕАЭС).
25. Протокол от 12 декабря 2008 года «О единой системе тарифных
преференций Таможенного союза».
26. Сайт Евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tsouz.ru
27. Селедков Д.С. О совершенствовании методов мониторинга таможенной
стоимости / Селедков Д.С. // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - №
3. - С. 57;
28. Таможенное регулирование в Таможенном союзе ЕврАзЭС // URL:
http://www.brokert.ru/material/tamozhennoe-regulirovanie-soyuz-evrazes.
29. Черкасов Н. А. Доктрина развития Евразийского экономического сообщества
в XXI // Проблемы современной экономики. 2018. № 3/4.