Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. С каждым годом увеличивается количество дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), для которых характерно нарушение как фонетикофонематического, так и лексико-грамматического компонента речи, поэтому одной из главных задач коррекционной работы логопеда становится формирование у детей с ОНР процесса словоизменения. Словоизменение – это система соответствий, при которой каждому слову языка отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма. При благополучном онтогенезе дети в 5 лет уже усваивают употребление существительных и прилагательных во всех падежах во множественном и единственном числе. У детей с ОНР при различной структуре дефекта имеются характерные для системного нарушения речи особенности. Процесс словоизменения у данной категории детей задерживается и затягивается во времени. Ошибки детей с общим недоразвитием при словоизменении препятствуют их последующему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушениям устной речи, оскудению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи. Кроме речевых особенностей, для детей с нарушениями речи характерна недостаточная сформированность таких процессов, как внимание, память, а, следовательно, и словесно-логическое мышление.
Ребёнку трудно сосредоточиться и удерживать внимание на чисто словесном материале. Эмпирическое исследование процесса словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи показывает, что у детей с ОНР не развито словоизменение существительных по падежам, и они испытывают трудности во всех падежах, кроме именительного; они затрудняются со словоизменением прилагательных в среднем роде, у них наблюдаются очень низкие показатели словоизменения в женском, мужском и среднем роде. Выявленные проблемы словоизменения у детей с ОНР эффективно корректируются с помощью использования в логопедической практике приёмов мнемотехники, которые опираются на сохранные звенья психических функций детей с ОНР и положительно влияют на формирование и развитие связной речи: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
В течение последних десятилетий проблемами детей с общим недоразвитием речи занимались многие ученые, результаты их исследований отражены в работах Г.А. Волковой, В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, В.И. Селиверстова и др. Возможность коррекции и развития речевой, познавательной, эмоционально-волевой сферы таких детей экспериментально доказана в исследованиях О.В. Герасимовой и Т.А. Бочкаревой, Е. Смирновой и Л. Галигузовой, О.А. Козыревой. В трудах многочисленных исследователей также представлены данные о специфических особенностях эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, возникающие в связи с особенностями речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются в логопедической работе по развитию грамматического строя речи, в частности операций словоизменения.
Цель исследования – изучить и проанализировать исследование словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическое обоснование проблемы исследования словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР;
2) провести экспериментальное изучение состояния словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи
Предмет исследования – словоизменения имен существительных.
Работа по структуре состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретическое обоснование проблемы исследования словоизменения имен существительных у дошкольников с ОНР
1.1 Формирование навыка словоизменения в онтогенезе
Процесс развития грамматической стороны языка занимает важное место в системе развития языка, так как именно грамматический строй является тем творческим началом, которое обеспечивает использование иных языковых средств – фонетических и лексических в связной речи. Ряд авторов (М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова, М.Ф. Фомичева, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и др.) рассматривали особенности становления грамматического строя языка у дошкольников с нормальным речевым развитием и отмечали, что навыки в области морфологии и синтаксиса, как составных звеньев грамматической системы языка, возможно лишь на основе определённого уровня познавательного развития ребёнка [1].
Такие психологи, как Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, М.И. Попова, А.Г. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др., рассматривали процесс овладения грамматическим строем с различных точек зрения. В исследованиях Л.И. Божович, отмечается, что усвоение грамматических явлений языка возможно благодаря обучению, при котором начинает происходить становление чувства языка и способность к обобщению. А.В. Запорожец говорил о том, что формирование грамматического строя речи ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов речи, которую он воспринимает и в которой язык выполняет функцию общения и представлен не системно [4].
В трудах отечественных и зарубежных психологов описывалось, что ребенок усваивает изначально отношения, лежащие в основе грамматических категорий (субъект – действие – объект; единичность – множественность; орудийность и т.п.), в форме практических действий, в процессе предметно - манипулятивной деятельности [5].
В изучении грамматического строя языка детей дошкольного возраста А.Г. Арушанова выделяла такие направления как: первое – связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, которые свойственны для детской речи (спряжение глаголов, множественное число и род существительных, использование предлогов и др.). Этим направлением занимались педагоги-исследователи А.М. Бородич, В.В. Гербова, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева. Они уточнили набор слов, изменение которых вызывает затруднения у дошкольников; выявили ситуации, в которых дети могли понять и закрепить в своей речи нужную форму; второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, становление процесса понимания грамматических форм, грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
В этом направлении работали такие ученые, как А.В. Запорожец, М.И. Попова, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин, В.И. Ядешко. Исследования показали, что наиболее благоприятной является ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность ее звукового облика обретает сигнальное значение в деятельности. Игровую и практическую деятельность необходимо спланировать так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова; третье направление – связано с уточнением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования (А.Г. Арушанова, Н.Ф. Виноградова, М.С. Лаврик, Г.И. Николайчук). Исследования позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детского онтогенеза, влияние определенной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Современные исследователи детской речи считают, что ребенок овладевает грамматическим строем языка в тесной взаимосвязи со всем ходом своего психического развития, в единстве с формированием предметно-практической деятельности, обобщения, мышления. Они считают, что осознание грамматических явлений происходит благодаря обучению, когда у дошкольников начинает формироваться чувство языка и способность к обобщению.
В психолого-педагогической литературе (А.Н. Гвоздев, К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский и др.) неоднократно объяснялось интенсивное усвоение грамматики в дошкольном возрасте особым «чутьем языка», «особой языковой одаренностью детей». Действительно, дошкольный возраст является периодом, в котором наблюдается наибольшая чуткость к языковым явлениям. В современных психолингвистических исследованиях рассматриваются разные проблемы становления грамматической стороны речи ребенком дошкольного возраста: место семантического компонента в языковой способности (А.М. Шахнарович), стратегия усвоения ребенком грамматических категорий (Н.И. Лепская, С.Н. Цейтлин), семантический синтаксис и ориентация на порядок слов в онтогенезе (Л.Р. Аносова, Т.В. Ахутина, Б.М. Величковский, Е.Ю. Протасова) [1]. А.Н. Гвоздев выделял следующую последовательность усвоения ребенком грамматических форм русского языка:
- период однословных предложений (1,3 мес. – 1,8 мес.). Самый короткий временной этап, здесь ребенок пользуется лишь отдельными словами, заменяя предложения, которым автор классификации дал называние - однословные предложения. В речевом использовании ребенка имеется маленькое число слов, используемые для выражения его желаний, потребностей, впечатлений. Для уточнения смысла своего изложения дошкольник пользуется невербальными средствами (жесты, интонация). Первые слова, произносимые ребенком, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни и используются они без изменения, в различных предложениях. Основная часть слов состоит из существительных, обозначающих названия лиц, предметов, звукоподражаний, лепетных слов. Период предложений, состоящих из нескольких слов-корней (1,8 мес. – 1,10 мес.). Здесь дошкольник соединяет в одном высказывании вначале два, затем три слова, появляется фразовая речь. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок соединяет слова, связывая их только интонацией и общей ситуацией, слова используются в одной и той же неизменяемой форме.
Существительные употребляются или в Им.п. ед. числа, или в искаженной, неизменяемой форме. Глаголы употребляются в неопределенной форме, или в форме 2-го лица ед. числа повелительного наклонения [2]. При соединении аморфных слов-корней ребенок еще не выбирает соответствующей грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях. Здесь выделяются следующие этапы: формирование первых форм слов; использование флективной структуры языка для выражения синтаксических связей слов; усвоение служебных слов для передачи синтаксических отношений. Этап формирования первых форм слов (1,10 мес. – 2,1 года).
Дошкольники начинают замечать взаимосвязь между словами в структуре предложения. В речи используются разнообразные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами имен существительных являются формы Именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием «-ы», «- и» (в звуковом оформлении обычно «-и» по из-за смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием «-у», иногда встречается родительный падеж с окончанием «-ы», окончание «-е» для обозначения места, при этом предлог не используется. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, формы 3-го лица ед. числа настоящего времени, без чередования в основе, возвратные и невозвратные глаголы. К возрасту двух лет появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.
В речевом оформлении ребенка появляются первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже ед. числа с глаголом изъявительного наклонения, некоторые формы управления глаголом. Но имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе предложения состоят из 3-4 слов. Важным показателем нормального речевого развития является возникновение первых форм фраз (к 2-ум годам).
При нормальном речевом онтогенезе в 2 - 2,2 мес. возникает период физиологических аграмматизмов и использования предложения без грамматического структурирования. Этап использования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. — Челябинск : Цицеро, 2015. — 139 с.
2. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития . Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 331 с
4. Безрукова О. А., Каленкова О. Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Русская Речь, 2014. – 95 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
6. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Н.М. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ. – 2014. – 256 с.
7. Викжанович С.Н. К вопросу о дифференциальной диагностике общего недоразвития речи и задержки темпа речевого развития у детей / С.Н. Викжанови
8. Викжанович С.Н. Технология логопедической работы по формированию у детей с особыми образовательными потребностями звукопроизношения / С.Н. Викжанович, Т.Ю. Четверикова // Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография. Saint-Louis, МО: Publishing House Science and Innovation Center, 2014. С. 4–35.
9. Волосовец Т.В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. ФГОС ДО / Т.В. Волосовец, О.А. Зыкова. – М.: Русское слово, 2015. – 216 с.
10. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. С. 34.
11. Громова О.Е. Диагностика и развитие речи детей 2 – 4 лет. Методическое пособие. 2-е изд., перераб. / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2017. – 64 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). – М.: Национальный книжный центр, 2016.
13. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М.: Владос, 2014. – 179 с.
14. Зеленкова Т.В. Гендерные различия в использовании активного словаря при выполнении творческого задания детьми дошкольного и младшего школьного возраста // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 томах. Т. 5. Отв. ред. Богоявленская Д.Б. - М.: Когито-Центр, 2015.- С. 76-78.
15. Иванова Э.В. Проблема речевого развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития. // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей II Международной научно-практической конференции. - 2018 – С.185-187
16. Инновационные педагогические технологии 08. Материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.) — Казань : Молодой ученый, 2018. — iv, 126 с.
17. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2015. - 55 с.
18. Коваленко, Ю.Ю. К вопросу о методах раннего выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни / Ю.Ю. Коваленко, Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 2. – С.45-55
19. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений: пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Владос, 2005. – 119 c.
20. Кольцова Е.П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. – 63 с
21. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. - М.: Гном и Д, 2015. - 80 с.
22. Кузьмина М. С. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе логопедической работы // Студенческая наука и XXI век. — 2016. — № 1(13). — С. 151–153.
23. Кусова М. Л., Тенкачева Т. Р. Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования // Инновации в образовании: поиски и решения : сб. мат-лов ІІ междунар. науч.-практ. конф. / Национальная академия образования им. И. Алтынсарина ; Уральский государственный педагогический университет. – 2015. – С. 660-662
24. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. — СПб.: Наука-Питер, 2006. — 103 с.
25. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология: Учеб. пособие для студ. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 462 с.
26. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. Методическое пособие. – М.: Национальный книжный центр, 2016. - 173 с
27. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. — М.: Логомаг, 2015. — 90 с.
28. Мастюкова Е.М. Логопедия. - М.: Просвещение, 2009. – 527 с.
29. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 2016.
30. Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники в работе логопеда: учебно-метод. пособие / Ю.И. Розова, Т.Б. Коробченко; под науч. ред. О.В. Елецкой. – М.: Редкая птица, 2018. – 96 с
31. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г. – 200 с
32. Тенкачева Т. Р. Формирование коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями развития в условиях инклюзивного обучения // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / АГУ – Сухум, 2015. – 239 с.
33. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 840 с.
34. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с
35. Чиркина Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в речевом развитии детей / Г. В. Чиркина, О. Е. Громова // Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общ. ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Школьная Пресса, 2012. – 216 с.
36. Хисамова Г. Р. Задержка речевого развития в логопедической практике. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2018 – С.307-311
37. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. – 2015. – № 2 – С. 46
38. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи. - http://www.rankpedagogy.ru/inspuds-573-1.html
39. Характеристики уровней общего недоразвития речи. - http://rebenkoved.ru/rech-detej/narusheniya/harakteristiki-urovnej-obshhego-nedorazvitiya-rechi.html